Американских продюсеров мультипликации в 2020-м потянуло на старый добрый треш: сначала стало известно о перезапуске культового мультсериала о Бивисе и Баттхеде и его спин-оффе, а затем появилась инфа о перезапуске скандально известного «Шоу Рена и Стимпи» (The Ren & Stimpy Show).
Ему, кстати, 11 августа исполняется 30 лет! Кинокритик Иван Афанасьев впервые в своей жизни посмотрел этот странный мультсериал и делится впечатлениями, как похождения Рена и Стимпи смотрятся в 2021 году.
Начать стоит с рефлексии о травме прошлого: в детстве я обожал «Утиные истории» и «Винни-Пуха», которые были все такие милые, красивые и увлекательные. Об анорексичном чихуахуа и пухлом коте (до сегодняшнего момента я был уверен, что это кролик и пес) я узнал из игры на Sega Mega Drive — Ren & Stimpy: Stimpy’s Invention. Сама игрушка была прикольная, обычный такой в меру увлекательный платформер. Но вот герои, эти неведомые зверушки, похожие не пойми на кого, смущали. А потом я увидел мультсериал на канале Nickelodeon — и с тех пор панически боялся этих страшных уродов, а видеоигру забросил на дальнюю полку. Лишь через много лет я рискнул вернуться к этому кошмару.
Для тех, кто пропустил веселье: «Шоу Рена и Стимпи» было создано аниматором Джоном Крисфалуси (в титрах подписывался как «Джон К.»). Он несколько лет проработал в должности мультипликатора в компании Filmnation, создавая эпизоды утренних мультфильмов для студий Hanna-Barbera и DIC Entertainment. Первые придумали «Скуби-Ду», «Том и Джерри» и «Смурфиков», а вторые — «Инспектора Гаджета». Шок в том, что Джон искренне называл всю эту продукцию «худшей мультипликацией в мире» и потому открыл свою компанию. Концепция «Рена и Стимпи» родилась как альтернатива «слащавой диснеевской анимации».
Что ж, если последние лет двадцать вы смотрели исключительно фильмы с Каннского кинофестиваля или хотя бы программы «Большого фестиваля мультфильмов», от шоу про пса и кота у вас должен случиться инфаркт. Начнем с того, что сериал выворачивает привычную логику наизнанку, возводя полученные «внутренности» в кубический квадрат.
Во вселенной Рена и Стимпи вообще не существует ничего нормального: тут есть океан из сосисок, есть планета вонючих левых носков, одним из героев выступает человек с тостом вместо башки, а в перерывах между эпизодами рекламируется чудо-полено для детей. К слову, о внутренностях: в одной из серий герои живут внутри туши мертвого кита.
Выглядит это настолько бредово, что сразу отсеивает потенциальную аудиторию от тех, кто просто мимо проходил: вы либо принимаете всё это за чистую монету, либо не выдерживаете и выключаете через пять минут первой же серии. Не говоря о том, как тут принято изображать главных героев. Пропорции тел Рена и Стимпи во имя большей выразительности порой искажаются до такого состояния, что происходящее для незнакомого с этим зрелищем человека может выглядеть как натуральный фильм ужасов. А уж видели бы вы их физиономии! Особенно в этом плане отличился Рен: некоторые из выражений его морды можно смело использовать как мемы на случай важных переговоров.
Но визуал — это ладно, мультфильмы на то и мультфильмы. Другое дело — местный юмор: каждая шутка будто пытается сделать вам больно и смешно одновременно. Иногда получается, вместе или по отдельности. На это работают и характеры персонажей.
Рен — социопат со склонностью к плохо контролируемому насилию. Он постоянно унижает всех вокруг, сам при этом страдает от внутренней неудовлетворенности и корчит из себя псевдоинтеллектуала. Стимпи — наоборот: огромный толстый кот-добряк, глупый и наивный, но искренне обожающий всех, включая Рена, который часто делает его объектом своих насмешек.
Иногда забота котэ о песеле доходит до абсурда. Простой пример: в первых двух сезонах (которые считаются лучшими) есть совершенно чумовая серия о том, как Стимпи изобретает «шлем счастья», надевает на голову псу и выкручивает ползунок, регулирующий доброту, на максимум, сводя тем самым товарища с ума.
Со временем, к сожалению, фирменный абсурд серии стал пробивать дно — после увольнения Джона К. и передачи прав на сериал продюсерам юмор потерял характерное безумие и стал просто потоком нескончаемого бреда, который даже ради испанского стыда смотреть трудно. Его новые создатели не понимали, что делало «Рена и Стимпи» культовым шоу, а именно — сознательный отход от норм и издевательство над чувством прекрасного у зрителя.
В 2002 году Крисфалуси пригласили возглавить возвращение мульта на новом канале — Spike TV. Новое шоу носило взрослый рейтинг и затрагивало многие запрещенные ранее темы: например, женская обнажёнка, повышенный градус насилия.
К сожалению, и у отсутствия норм есть свои границы. Фирменный туалетный юмор сериала (например, любовь Стимпи к пожиранию наполнителя для туалета) деградировал до шуток про дом друзей в, пардон, анусе алкоголика, изысканные блюда из соплей, дерьма и блевотины, а пес шутил о «доставке в сладкий пирожочек Стимпи». Кто-то возразит, мол «шутки придумывали сами поклонники!». Это действительно так, но низкие рейтинги «взрослого» сезона говорят, что те, похоже, потом сами обалдели от того, что вышло, и наставили шоу колов.
Потому вдвойне интересно, что выйдет у Крисфалуси и Ко теперь. В эпоху новой искренности, толерантности и повышенной борьбы за права человека традиционный юмор сериала должен выглядеть как красная тряпка для быка. Пойдет ли «Шоу Рена и Стимпи» по дороге более легкого и аккуратного юмора, или будет издеваться над реалиями? Время покажет.