Каратель по праву считается одним из самых жестоких персонажей Marvel, заслужив при этом аж четыре экранных воплощения. В фильме 1989-го Дольф Лундгрен так и не примерил футболку с узнаваемым черепом, зато лента оказалась бодрым боевиом старой школы! В 2004-м режиссёр-дебютант Джонатан Хенсли вдохновился развесёлой лимиткой Гарта Энниса The Punisher: Welcome Back, Frank (2001) и снял более приближенную к комиксам версию. Но разгуляться не удалось: не хватило хронометража. Зато в 2005-м вышла игра The Punisher, где фанаты получили самую жёсткую до сих пор версию Фрэнка Касла. Юбилей она отметила 16 января, самое время вспомнить, как персонаж Marvel вершил справедливость 20 лет назад.
Сейчас Volition вспоминают как создателей почившей серии шутеров Red Faction и «сумасшедшего» клона GTA Saints Row (2006). За несколько лет до него студия уже пыталась создать экшен в открытом мире — Underground, где вор-неудачник должен был искать наживу по всему Лондону. Конкурировать с едва вышедшей GTA III было слишком рискованно, и после года работы проект отменили, однако издатель THQ предложил альтернативу. В 1990-х и начале 2000-х у них выходило очень много игр по всевозможным лицензиям, например, проекты по «Скуби-Ду», «Супесемейке» и «Эй, Арнольду!». После отмены Underground команда разработчиков оказалась без дел, а на подходе уже был «Каратель» с Томасом Джейном в главной роли. Так Volition согласились сделать игру по мотивам. Арт-директор The Punisher Джейсен Уайтсайд рассказывал:
«Работать над “Карателем” было круто по многим причинам. Мы сотрудничали с Marvel, когда они снимали фильм. Некоторые из нас ходили на съёмочную площадку, тусовались с декораторами, наблюдали, как они работают и видели съёмки некоторых сцен».
Средства и цели
Первые минуты полностью описывали мрачный и околонуарный тон всей игры. Плотное напряжение словно пришло из гангстерских фильмов и ощущалось особенно живо. Хоть Volition не снимали кино, но филигранно созданную в The Punisher атмосферу иначе как «художественную» не описать.
Сирены звучали повсюду, а чёрные тени скрывали залежалый мусор на узкой улочке впереди. Крик женщины не прервал размышлений. Каратель легко свернул шею насильнику и пошёл дальше, услышав вслед слова благодарности, сказанные дрожащим голосом. Для него они ничего не значили — Каратель лишь делал свою работу. Звук разбитого стекла привлек внимание, а глупцы, что выкинули своего дружка из окна, нахально засмеялись. Нужно зачистить очередной наркопритон.
Спокойные, почти медитативные размышления Фрэнка об убийствах озвучены Томасом Джейном, актёром из фильма 2004 года. Сюжетно, однако, пересечений немного: завязка, некоторые персонажи и пара сцен. Например, битва с Русским очень похожа на ту, что была в фильме, но с важным отличием: в игре громила выживает. История игры выходила далеко за рамки фильма, чаще в ней узнавались именно комиксы Гарта Энниса, причём сразу пятый (2000) и шестой (2001) тома его серии The Punisher.
Большая часть событий происходила во флэшбеках, а между ними Касла уже допрашивал дуэт детективов со страниц комикса Молли фон Рихтофен и Мартин Соуп. Фрэнк подробно рассказывал им о личной войне против преступности и разоблачении криминальных сетей Нью-Йорка. Начиная от мафиозного клана Ньюччи расследование продвигалось до самых влиятельных групп — террористов «Гидры» и самого Кингпина. Кроме него камео известных персонажей Marvel тоже были. Так, в некоторых миссиях Каратель объединялся с Чёрной вдовой и Ником Фьюри, а Мэтт Мёрдок навещал персонажа в заключении в качестве адвоката. Ключевые враги тоже узнаются, например, Пазл здесь не грустный красавец Бен Барнс, как в сериале Netflix, а очень даже мерзкий босс.
Дробовиком в глаз или ножом раз
Как шутер The Punisher не открывал ничего нового. На пользу не шло и то, что вышел он всего через несколько дней после Resident Evil 4. Пока в игре Синдзи Миками геймеры познавали новый вид экшена от третьего лица, проект Volition больше походил на две части Max Payne (2001 и 2002) — близкого по духу, атмосфере и механике стрельбы. Надо было как-то удивить! Удалось настолько, что The Punisher до сих пор вспоминают как одну из самых жестоких видеоигр.
Многочисленные сцены убийств, что казались бы перебором для фильма, Volition великодушно добавили — и не только в заставках и добиваниях. В игре по лицензии Marvel геймплейно поощрялись даже пытки людей! Аптечек, как в том же Max Payne, не было, а удушения, запугивания или разбитые лица противников немного восстанавливали здоровье Фрэнка. Эффект усиливало и мрачное чувство юмора, которое местами вызывало подленькую улыбку. Скормил грозный Каратель преступника пираньям, а потом пожелал милым рыбкам «Bon appetit». Сама вежливость!
Укрытий по пути не было, и на первых уровнях создавалось ощущение: «Это не меня с вами закрыли, а вас — со мной». Противники, завидев гостя издалека, бежали за подмогой, в страхе крича: «Каратель здесь!», а для защиты достаточно было схватить первого попавшегося под руку негодяя и использовать как живой щит. Но сложность постепенно возрастала, а над прокачкой за очки опыта приходилось серьёзно размышлять.
Жестокость превышала рейтинговые условности даже 20 лет назад. Когда разработка близилась к завершению, Volition пришлось цензурить чрезмерно кровавые сцены. Первоначальную версию Джейсен Уайтсайд даже называл «симулятором пыток», а то, что игрок в эти моменты процесс контролировал, только усугубляло ситуацию. Организация ESRB присвоила проекту рейтинг АО («Только для взрослых»), а это сильно снизило бы охват аудитории. Потому в особо смачных сценах повысили насыщенность, а доходя до границы дозволенного, ракурс камеры смещался в другую сторону. Только после этих правок The Punisher переоценили на «М» («Для взрослых»), но едва ли насилия убавилось — до сих пор ведь вызывает пугающий вау-эффект!
После переезда Marvel под крыло Disney даже вероятность такой идеи звучит как насмешка. У мышиной компании бы сыр поперёк глотки застрял, допусти они насилие над людьми в подобных масштабах! Но вот The Punisher существует и до неё никакие позитивные грызуны не доберутся. С ростом популярности добродушной и весёлой MCU трагичная история Фрэнка Касла начала сильнее выделяться. В двух сезонах сериала «Каратель» Netflix на полную использовали взрослый рейтинг, а Джон Бернтал оказался в этой роли по-настоящему суров. Marvel, судя по всему, тоже так решили, потому и вернули актёра в грядущем сериале «Сорвиголова: Рождённый заново». Хватит ли у студии смелости показать хотя бы скромную часть сцен из брутальных комиксов Энниса? Может, у шутливого мышонка выйдет стать хищником? В играх же настолько каноничной версии Карателя фанаты увидят не скоро — времена не те. Зато даже спустя 20 лет The Punisher остаётся неповторимым.