15 июля на Netflix выходит новая «Обитель зла» — экранизация Resident Evil, знаменитой серии Capcom о зомби, насчитывающая уже почти три десятка видеоигр. До этого попытки перенести культовую франшизу на большие (а иногда и малые) экраны оборачивались либо переиначиванием франшизы, как это сделал режиссёр Пол У. С. Андерсон, либо громким провалом, либо, напротив, полным забвением. В чём же проблема конкретно этих игр и почему их так сложно экранизировать? Кинокритик Иван Афанасьев, большой фанат игровой серии, высказывает своё мнение, подводя неутешительный итог (спойлер — каноничных экранизаций «Обители зла» мы, скорее всего, не дождёмся никогда).
Уж сколько раз они пытались, и каждый раз мимо. Так можно сказать про практически любые попытки Capcom вывести свою главную игровую франшизу, мега-успешный сериал Resident Evil, из тени, которую на неё вальяжно набросил Пол У. С. Андерсон. Как мы знаем, режиссёр «Мортал Комбата» с вверенной ему вселенной обращался с самого первого фильма весьма вольно, превратив мрачный survival horror в разудалый экшен. А к третьей части и вовсе ушёл в сторону дикого и в меру увлекательного испанского стыда, в котором Мила Йовович, его постоянная муза (персонаж которой, кстати, вообще не существует в играх), мочила зомби среди постапокалипсиса, тусила на Красной площади и каталась на мотоцикле. Проще говоря — «Обитель зла» превратилась в самостоятельную, совсем не похожую на оригинал франшизу, в которой от фирменной стилистики почти ничего не осталось.
Да что уж там — вышедший в 2005 году Resident Evil 4 вовсю заигрывал с экшеном и «голливудскостью», а последующие части (особенно 5 и 6) вообще ушли от, собственно, хоррора, в сторону чистого боевика. В итоге это разделение сохранилось до сих пор, что видно при сравнении ремейка второй, по признанию многих, лучшей части франшизы, чистого хоррора, и ремейка третьей, в которой ещё в 1999 году чувствовалась попытка добавить зрелищности в ущерб «страшной» атмосфере. Повлияла на это обстоятельство слегка отбитая (где-то в хорошем смысле, где-то в плохом) серия фильмов Андерсона, с оглядкой на которые явно создавались экшен-части RE. Собственно, в «своих» фильмах Capcom пытались вернуть атмосферу ужаса и безысходности, присущую наиболее каноничным играм.
Например, «Обитель зла: Вырождение», первый CGI-фильм во вселенной игры (не считая вышедшего в 2000 году короткого метра «Обитель зла 4D: Палач»), прямо продолжал события второй части, проводя тропку между ней и четвёртой, игнорируя события третьей, как своего рода «параллельные». И пытался сыграть на чувстве страха — довольно безуспешно: зомби, какие-то монстры с наростами кишок и щупалец и прочая характерная для Resident Evil органическая чертовщина смотрелась настолько привычно, что не вызывала ничего, кроме смеха (хотя ещё более смешным выглядело внезапно заматеревшее лицо Леона Кеннеди).
В целом, есть ощущение, что фильм был выпущен, чтобы подогреть интерес перед выходом пятой игры. Так же, как и следующий фильм, «Обитель зла: Проклятие», совсем уж безыдейное промо к выходу шестой (его события даже заканчивались, буквально перетекая в начало игры). Последний на данный момент CGI-фильм, «Обитель зла: Вендетта», вышел уже после релиза седьмой части и идейно был с ней связан примерно никак — можно считать его попыткой развить вселенную сериала вне игр, но тоже не слишком удачной: оценки и критиков, и зрителей говорят сами за себя.
Как и свежий сериал «Обитель зла: Бесконечная тьма», который вышел на Netflix в 2021 году — тоже с приставкой CGI, и тоже неудачный. Подобно ещё более свежему (или, вернее, тухлому, если судить по рейтингу на Rotten Tomatoes) игровому фильму «Обитель зла: Раккун-Сити» — хотя тут, казалось бы, всё могло сложиться. Создатели отказались вообще от всего, что было до этого, и попытались сделать «настоящий» Resident Evil, ориентируясь на эталонную вторую часть.
Правда, и тут нашлось место экспериментам: любимчику серии Леону Кеннеди кардинально поменяли внешность, превратив его из жгучего блондина в брюнета со среднеазиатской внешностью. Окей, инклюзия (лично я ничего не имею против), но публика видеоигр, как известно, весьма консервативна, и на этот счёт было немало хейта. Но даже если плюнуть на внешность (и на то, что одного из наиболее интересных персонажей сериала сделали комичным дурачком), то у «Раккун-сити» масса проблем. И в них, мне кажется, кроется ядро проблем экранизаций франшизы в целом.
Дело в том, что первоначально серия RE была калькой с многочисленных фильмов о зомби, в частности, за авторством Джорджа Ромеро (о чём прямо и неоднократно говорил создатель Синдзи Миками). Ракурсы, внешность и повадки зомби, общая постановка — плюс, конечно, классическая фишка сериала: биооружие и все эти бесконечные конспирологические теории про лаборатории у вас под ногами. Есть ощущение, что всё это смотрится органично, когда вы в это играете, влезая в шкуру персонажей — и становится штампованным и нелепым, когда пытаешься взглянуть на все эти хоррор-пугалки со стороны.
Попробуйте сейчас представить себе экранизацию седьмой части. Представили? Ну да, получилась «Техасская резня бензопилой», только с зомби. «Раккун-сити», помимо банальных сценарных проблем, непонятных экспериментов с внешностью героев и прочих странностей, предельно серьёзен (ну кроме странных шуток, связанных с Леоном Кеннеди) и зависим от своего игрового «родителя», а от того вторичен и попросту скучен.
В 2022 году напугать зрителя при помощи зомби почти невозможно — значит, надо идти по пути либо наименьшего сопротивления, либо, наоборот, убегать как можно дальше от первоначальной идеи. Вариант первый — это CGI-фильмы по Resident Evil, а это значит, что вариант не прокатит, если вы не хотите превратить экранных «Резидентов» в ненужное приложение к играм. Вариант второй — это как раз то, что сделал Пол У. С. Андерсон, уйдя в нечто, имеющее мало общего с оригинальными играми. Этот вариант не для фанатов (говорю, как поклонник игровой серии, который считает «Обитель зла» странной фигнёй на любителя), но он, как оказывается, работает куда как лучше.
Выход — забить на бесконечные попытки сделать «по канону» и уйти в эксперименты. Вспомним, каким успешным оказался мультсериал про Харли Квинн, каноничный, но не соответствующий привычному нам мрачному духу DC — так почему бы, забыв про серьёзность, не сделать нечто подобное про, допустим, Леона Кеннеди и Аду Вонг? Или, чем чёрт не шутит, Аду Вонг и Клэр Рэдфилд — вот это был бы знойный дуэт! Подойти, короче, с точки зрения постмодерна, фантазии, а то и комедии, оторваться от своих суровых, как голодный геймер, корней.
Это могло бы сработать. А пока ждём инклюзивную «Обитель зла» от Netflix с темнокожим Альбертом Вескером (уже вижу гневные комментарии про «повесточку» в пабликах «ВКонтакте») и ЭКШОНОМ в духе фильмов Андерсона — едва ли это будет великий шедевр, но надеяться на дурацкое guilty pleasure можно попытаться.