У многих из нас есть любимая работа, ради которой мы готовы сворачивать горы. Кто-то целыми днями пишет рецензии на фильмы и кайфует от процесса, а кто-то лечит людей, находя в этом свою отдушину. Мы собрали подборку фильмов, герои которых настолько одержимы своей карьерой, что не замечают реальной жизни вокруг себя; рассмотрели примеры страсти, перерастающей в навязчивую идею и одержимость. Любить своё дело очень важно, но главное — не переусердствовать. Ловите вайбы мотивации и будьте аккуратны.
Whiplash
Действие фильма «Одержимость» (Whiplash) разворачивается в престижной музыкальной консерватории. Мы видим начинающего музыканта Эндрю Нимана (Майлз Теллер), поставившего на пьедестал своей жизни лишь карьеру, барабанную установку, а также ироничного джазмена Теренса Флетчера (Дж. К. Симмонс). Однако эта лента не совсем о музыке. Оркестровая яма здесь — декорация, на фоне которой разворачивается жестокая драма с элементами триллера. Преподаватель Нимана превращается в настоящего тирана, а его взаимодействие с учениками похоже на эмоциональный террор. В работе Флетчер использует исключительно жёсткие и унизительные методы, доводя студентов до слёз. После фильма Дэмьена Шазелла совершенно не хочется брать в руки барабанные палочки и подвергать себя эмоциональному насилию. Хотя, стремление героя идти напролом любыми возможными способами порой мотивирует не сдаваться. Однако подобная страсть всё-таки не должна доходить до острого фанатизма.
На протяжении всего фильма режиссёр активно манипулирует сознанием зрителей, перекидывая роль жертвы с мальчика-студента на деспота-преподавателя и обратно. Летающие предметы, сочащаяся по барабанным палочкам кровь, сопли, слюни и колкие оскорбления — вот тот пакет опций, которым располагает участник джаз-бэнда Флетчера.
Довольно обидно, что в российском прокате картина вышла под названием «Одержимость», потеряв изначальный смысл, ведь Whiplash — это не только название одного из джазовых произведений, над которым Ниман работал больше всего, но и слово, обозначающее удар кнутом. Правда, в фильме кнут преобразился в летающий стул, ведь Чарли Паркер никогда бы не стал Чарли Паркером, если бы Джо Джонс не швырнул в него тарелку.
Чёрный лебедь
Одна столовая ложка балета с элементами триллера, долька тусовок и три щепотки психических расстройств — рецепт трагедии личности от Даррена Аронофски («Реквием по мечте»). Кинолента рассказывает о балерине (Натали Портман), получившей главную роль в «Лебедином озере». Однако театральное закулисье в фильме — это не столько визуализация роскошных костюмов, перьев и элегантных па, сколько история о кровавом побоище за место под солнцем. Борьба девушки за роль сводит с ума не только Нину, но и самого зрителя.
Как и в случае с Whiplash, балет в «Чёрном лебеде» выступает скорее фоном. Режиссёр отправляет зрителя в закулисье, показывая истощение человеческой личности, истязание себя и получение ролей «через постель». Фильм, прямо как романы Достоевского, наполнен мотивами двойничества: белый лебедь и чёрный, Нина и её новая подруга-конкурентка. Но главным остаётся то, что на протяжении всего фильма героиня борется только с собой. Стремление Нины получить роль — это её борьба с пубертатом, который героиня так и не прошла к своим 28 годам. Именно поэтому чёрный лебедь — это символ раскрепощения. А пока героиня Натали Портман проходит половое созревание, мы пытаемся не упасть в обморок от головокружительного монтажа.
Круэлла
Думаем, культовая злодейка из мультфильма «101 далматинец» в представлении не нуждается. Из типичной диснеевской антагонистки, помешанной на несчастных пёсиках, Крэйгу Гиллеспи в своём приквеле удалось создать невероятно стильную и панковскую Стервеллу (Эмма Стоун), как любят называть её в России. Девушку, одержимую уже не далматинцами, а модой. Порой героине хочется лишь сочувствовать: потеряв мать ещё в детстве, Круэлле пришлось самостоятельно идти к заветной мечте, скитаясь по незнакомому Лондону с бродягами. При этом нельзя сказать, что героиня перманентно вызывает жалость: она всё-таки сильная личность, способная свернуть горы.
Из-за желания отомстить убийце своей матери, героиня идёт по головам. И тут дело вовсе не в самом факте мести и даже не в душевных переживаниях девушки, а в том, как желание повергнуть врага и отстоять честь своей матери даёт героине силы творить. Впоследствии Круэлла начнёт поражать людей своими модными перфомансами, перетекающими в открытую провокацию. Чего только стоит сцена, где главная героиня вываливается на красную ковровую дорожку из мусоровоза, — это ли не эпатаж? Эмма Стоун придала своему персонажу ту долю мягкости, благодаря которой её Круэлла значительно отличается от анимационной: она не такая безжалостная. Современная Стервелла вызывает симпатию, а не отторжение.
Бёрдмэн
Стремительными шагами подобрались и к «Бёрдмэну». Начнём с того, что картина Алехандро Иньяритту, словно лоскутное одеяло, состоит из множества аспектов. Режиссёр решил уместить в одной ленте и притчу о нереализовавшемся актёре, и байопик про Майкла Китона, и противостояние Бродвея и Голливуда. В 2014 году картина получила «Оскар» как лучший фильм, а заодно забрала награды за режиссуру, сценарий и операторскую работу.
Но в чём же особенность «Бёрдмэна»? Фильм снят одним кадром, но с оговоркой: монтажные склейки есть, просто они максимально незаметны. Для реализации иллюзии безмонтажной ленты «Бёрдмэна» снимали длинными дублями, делая склейки в тёмных и пустынных местах. А самая длинная однокадровая сцена фильма составила пятнадцать минут (Владислав Опельянц со своими восемнадцатью минутами «Петровых в гриппе» тихо радуется в сторонке).
Вторая особенность «Бёрдмэна» — музыка. В картине нет саундтреков в привычном понимании. Мы слышим лишь нарастающие удары барабанов, имитирующие сердцебиение Риггана Томсона.
А о ком всё-таки речь? О Бёрдмэне или Бэтмене? Обо всём сразу. Дело в том, что карьера Китона взлетела после роли Бэтмена в одноимённом фильме, после чего угасла, прямо как у главного героя, сыгравшего когда-то Бёрдмэна. Что это: совпадение или всё-таки спланированный байопик?
Тоня против всех
Трагикомедия повествует о фигуристке с поломанной детскими травмами психикой и невероятным желанием победить всех. И снова перед нами работа Крэйга Гиллеспи («Круэлла»). Похоже, женская одержимость карьерой вызывает у режиссёра особый интерес. В отличие от Круэллы, Тоня получилась невероятно скандальной и провокационной героиней, постоянно матерящейся на судей и болельщиков. Однако героине хочется сопереживать, несмотря на её пылкий нрав. Тоня переживала издевательства и несправедливость с самого детства. И какой должна была вырасти девочка, с рождения видевшая лишь один материнский язык любви — ироничные издевательства?
Фильм построен на флешбеках и допросах героев, ведь немаловажную часть сюжета занимает расследование нападения на главную конкурентку Тони. Естественно, героиня — подозреваемая. О трагичной судьбе Тони авторы пытаются рассказывать с юмором, то и дело сгущая краски, ведь смотреть на Эллисон Дженни в амплуа матери-тиранки становится иногда просто невыносимо.
История взрывной Тони чем-то перекликается с судьбой Нины из «Чёрного лебедя», однако в этот раз всё намного взбалмошней.
Порой безобидное увлечение чем-то действительно может перерасти в паранойю. Используйте упорство и настойчивость во благо, а не разрушайте себя, как герои упомянутых фильмов.