17 ноября стартовал новый сериал «Монарх: Наследие монстров» (Monarch: Legacy of Monsters), продолжающий известную франшизу MonsterVerse. С выхода первого фильма «Годзилла» в 2014 году прошло почти 10 лет и даже самые преданные фанаты могли забыть сюжет. А что делать новым зрителям, которых завязка заинтересовала, но они не понимают, кто такие монстры кайдзю? Мы подготовили для вас инструкцию: что смотреть и помнить, чтобы понимать сюжет сериала.
Кто такие эти ваши кайдзю?
Для начала разберёмся, что за монстров нам предлагает франшиза и что они из себя представляют. Кайдзю — это чудовища огромного размера, разрушающие города и обладающие сверхспособностями. В дословном переводе с японского кайдзю — «странный зверь», так что к ним можно причислить даже Чебурашку, однако, как правило, под кайдзю подразумевают именно дайкайдзю — массивных монстров, о которых снято множество фильмов (преимущественно в Японии). Вселенная Legendary знакомит зрителей не только с изображёнными на постерах существами. В фильмах также засветились: Родан, Гидора, Листокрылы, Череполазы и многие другие. Всех не перечислить, да и не нужно. Всё-таки основные герои франшизы MonsterVerse — Конг и Годзилла.
Кинг Конг — гигантская горилла, обитающая на далёком Острове черепа, где ему как богу поклоняются туземцы, живущие на небольшой части суши, огороженной циклопической стеной от остального острова. Не считая огромных размеров, это самый обыкновенный примат. Реальный прототип монстра — доисторический гигантопитек. За период многократных экранизаций размер Конга подвергался изменениям. В фильме «Кинг Конг» 1933 года его рост чуть превышает 15 метров, а Конг в 2021 году уже больше 102 метров. Конечно, создатели не увеличили примата в четыре раза за один фильм, всё это происходило постепенно.
Годзилла — монстр, напоминающий динозавра. Его высота составляет 108 метров, а длина хвоста 167 метров. Представляет из себя древнюю форму жизни, топтавшую Землю более чем за 250 миллионов лет до нашей эры, а возможно и раньше. Годзилла имеет жабры, что позволяет оставаться под водой неограниченное количество времени, а также лёгкие, которые он использует на поверхности. Монстр обладает атомным дыханием, его чувства развиты до невероятного уровня, что позволяет засекать врагов, будучи на большом расстоянии от них. Сложнее всего сбежать от Годзиллы под водой, там его скорость достигает 60 км/ч.
Что было до MonsterVerse?
Помог «зародиться» Кинг Конгу ещё в далёком 1926 году сотрудник Музея естественной истории Уильям Бёрден. Из путешествия на остров Комодо он привёз массу историй о «доисторических существах», которыми щедро делился со своим другом, голливудским режиссёром Мерианом Купером. Тот загорелся идеей снять о них фильм, но столкнув ящеров с гориллой. Спустя год судьба свела его с Уиллисом О’Брайаном, который прославился благодаря искусному оживлению динозавров с помощью покадровой анимации. Изначально Купер планировал натурную съёмку реальных животных, но благодаря таланту аниматора необходимость в них отпала. Окончательный вид задумке режиссёра придал писатель и сценарист Эдгар Уоллес. «Кинг-Конг» вышел в свет в 1933 году и достиг невероятного успеха. Кинолента окупилась всего за несколько недель, хотя тогда фильмы могли идти в кинотеатрах целый год.
Следующим в 1954 году выходит «Годзилла» об одноимённом монстре. Здесь кайдзю — метафора атомных бомбардировок Японии американцами, который возникал в результате ядерных испытаний и нападал на Токио. Сама идея появилась совершенно случайно. Продюсер Томоюки Танака возвращался в Японию, пролетая над островом Бикини, где недавно проводили ядерные испытания. Он увидел испытательный полигон и решил создать порождённого ядерным оружием киномонстра. Сам режиссёр не хотел сделать Годзиллу обычным динозавром, ведь так его можно было бы убить с помощью пары выстрелов. Исиро Хонда обозначал мощь монстра так: «Я просто взял параметры атомной бомбы и применил их к Годзилле». Кинолента и последующей сиквел «Годзилла снова нападает» (1955) добились значительного коммерческого успеха.
Ответственная за съёмку «Годзиллы» компания Toho заполучила права на Конга и решила столкнуть монстров — таким образом не только возродив серию, но и отметив тридцатилетие студии. Однако незадолго до этого в кинозале от остановки сердца умерло несколько человек, что привело к понижению рейтинга и кроссовер превратился комедию. По сюжету, глава японской фармацевтической компании решает привести вывезти Кинг Конга с острова черепа в Японию, чтобы использовать в рекламных целях. В это же время американская атомная подлодка пробуждает похороненную под арктическими льдами Годзиллу, после чего монстр направляется в Японию сеять смерть и разрушение. Чтобы уравнять силы монстров, Конга немного изменили, он вырос до 40 метров. В результате ожесточённой схватки в финале оба монстра рухнули в океан, но Кинг Конг вскоре выплыл. Может, этому поспособствовала именно надбавка в росте примата? «Кинг-Конг против Годзиллы» (1962) по соотношению затрат к прибыли стал самым успешным фильмом в истории японского кино.
Фильмы о кайдзю продолжали впечатлять зрителей, обрастая впечатляющим бестиарием. За несколько лет Годзилла из главного врага Японии превратился в защитника страны, а Конгу даже ненадолго подарили партнёршу, но чем дольше режиссёры переснимали оригинальную историю, тем меньший они получали отклик.
Как MonsterVerse переосмысляет вселенную кайдзю
Разница между японскими и американскими фильмами заметна не сразу, но она есть, и это подчеркивает, как стили кинопроизводства могут создавать у зрителей разные впечатления. Фильмы MonsterVerse о Годзилле посвящены взаимоотношениям между природой и человечеством. Эта тема была поднята на новый уровень в фильме «Годзилла 2: Король монстров» (2014), где экотеррористы надеялись использовать титанов, чтобы исправить то, что люди сделали с окружающей средой.
Первоначально присутствие Годзиллы в японском фильме использовалось как метафора ядерного оружия. Так в «Годзилла: Возрождение» (2016), ленте Хидэаки Анно, монстр стал аллегорией аварии на АЭС Фукусима и недостатков бюрократии правительства.
Пугают фильмы тоже по-разному. Сейчас сложно удивить зрителя появлением на экране монстра размером с небоскрёб, поэтому создатели обращаются к другим приёмам. Японские киноленты уделяют не так много экранному времени самому кайдзю, атмосфера ужаса появляется из-за испуга людей вокруг. Один из ярких примеров есть в «Годзилле» 1954 года — мать держит своих детей на руках посреди огненного шторма, говоря им, чтобы они не боялись, потому что скоро будут с папой. Считывая их панику, вы и сами невольно представляете себя на их месте и вряд ли стали бы геройствовать. MonsterVerse выбирает другую тактику — слабость сильнейшего оружия против гигантов. Несколько неловких движений титанов, разрушающих здания, а также парящие в небе, но совершенно бесполезные военные самолёты создают на экранах настоящий конец света.
Внешний вид монстров также претерпел изменения. Режиссёр Хидэаки Анно сконцентрировался на реалистичности облика монстра, грамотно сочетая компьютерную графику и аниматронику. Тогда как MonsterVerse придаёт им более сложную анатомию и физические характеристики. Также франшиза представляет обновлённые мифологии и истории для монстров. Для обоснования встречи Конга и Годзиллы в 2017 году был даже выпущен комикс «Остров черепов: Рождение Конга» (Skull Island: The Birth of Kong).
А что по сюжету?
Франшиза уже не первый год пополняется фильмами и сериалами. Если вы не знакомы с ними или просто давно не пересматривали, предлагаем быстро пройтись по сюжету и исправить это, всё-таки сериал не ждёт!
«Годзилла» (2014)
Первый фильм франшизы от режиссёра Гарета Эдвардса. В центре сюжета стоит эксперт по радиации Джо Броди (Брайан Крэнстон) и его стремление раскрыть тайну происшествия на японской атомной электростанции, в котором погибла его жена.
В ходе расследования выясняется, что происшествие было вызвано пробуждением огромного монстра, известного как Гнус (гигантское наземное неопознанное уникальное существо), который питается радиацией. Годзилла, также пробуждённый радиацией, выходит на сцену, чтобы вступить в схватку и предотвратить глобальную катастрофу.
«Конг: Остров черепа» (2017)
В ленте рассказывают о научной экспедиции, направляющейся на загадочный остров в Тихом океане, известный как Остров черепа. Группа учёных, военных и исследователей, возглавляемая разведчиком Джеймсом Конрадом (Том Хиддлстон), пытается исследовать этот непознанный уголок земли, окутанный тайнами.
Однако по прибытии они сталкиваются не только с удивительной природой, но и с могучим Конгом, проживающим на острове. Эта встреча вынуждает группу попытаться выжить в опасной среде, где на каждом шагу поджидают опасности не только в виде Конга, но и других чудовищных существ.
«Годзилла 2: Король монстров» (2019)
Фильм продолжает сюжет вселенной монстров, начатый в предыдущей картине. События разворачиваются после того, как мир узнал о существовании могущественных титанов, включая Годзиллу, Мотра, Родана и трёхголового Кинг Гидоры. Организация «Монарх», занимающаяся исследованием и контролем титанов, сталкивается с новой угрозой в лице экологического террориста Алана Джона (Чарльз Дэнс).
Джона пытается освободить Кинг Гидору и других титанов, убеждённый, что человечество неспособно эффективно управлять ими. Когда древние суперхищники, со временем превратившиеся в полузабытые мифы, восстают снова, чтобы сойтись в схватке, человечеству остаётся отойти в сторонку и постараться не погибнуть.
«Годзилла против Конга» (2021)
Фильм объединяет двух легендарных монстров, Годзиллу и Конга, в эпической схватке. Годзилла внезапно начинает нападать на человеческие поселения, вызывая обеспокоенность и страх. В ответ на это люди решают отправить Конга в путешествие в полость Земли, где они надеются найти источник энергии, способной конкурировать с Годзиллой. Картографы выстраивают сложный маршрут, стараясь исключить вероятность встречи двух титанов, но избежать её было невозможно. Однако убить Конга сложно, экспедиция продолжается, и чуть ли не главным звеном связи человечества и кайдзю становится маленькая девочка (Кэйли Хоттл).
Битва между Годзиллой и Конгом становится центральным сюжетным элементом, привлекая внимание всего мира. В процессе разгадывания тайн истории монстров обнаруживается, что существует таинственная корпорация Apex Cybernetics, пытающаяся использовать монстров в своих целях.
«Остров черепа» (2023)
Мультсериал в один сезон рассказывает о группе исследователей, которая терпит кораблекрушение и оказывается на загадочном Острове черепа, населенном доисторическими монстрами во главе с величественным Конгом. Теперь проблема «выбраться с острова» отходит на второй план, самое главное — выжить. Мультсериал направляет зрителя в настоящее сафари по острову черепа. Здесь вам и новые монстры и вечно пытающиеся убить героев растения.
«Монарх: Наследие монстров» (2023)
Добрались до новинки! Мир пережил «День Г» — эпическую схватку между древним ящером Годзиллой и Гнусами. Кейт Ранда (Анна Саваи), ставшая свидетельницей катастрофы, узнаёт о смерти отца Хироси (Такэхиро Хира) и отправляется в его квартиру Токио. Исследуя квартиру вместе с новоприобретённым братом Кентаро, родственники узнают, что он связан с организацией «Монарх», которая исследует монстров с середины ХХ века.
Параллельно развивается вторая сюжетная линия, действие которое происходит в 1950-е. Молодой лейтенант Ли Шоу (Уайатт Рассел, а его взрослую версию — отец актёра Курт Рассел), учёные Билл Ранда (Андерс Холм) и Кейко Миура (Мари Ямамото), дедушка и бабушка Кейт и Кентаро, узнают о существовании доисторических монстров и путешествуют по миру в их поисках. А когда находят — стараются выжить.
Благодаря новому сериалу бестиарий вселенной Legendary только пополняется. Также создатели актуально вплели последствия катастрофы в обычную жизнь. Существование монстров для людей в «Монархе» очевидно: по японским городам развешаны таблички с местом ближайшего убежища в случае очередного нападения кайдзю. После очередного звука сирен люди пересиживают положенное время в метро, а затем спокойно идут по своим делам.
Сериал хорошо работает как самостоятельный проект, у зрителя не возникнет множества вопросов, но со знанием лор смотреть куда интереснее!
На бразильском «Комик-Коне» показали трейлер фильма «Годзилла и Конг: Новая империя», который выйдет в мировом прокате 12 апреля 2024-го. Картина продолжит как предыдущий кроссовер, так и сюжет «Монарха». А вы уже успели посмотреть вышедшие эпизоды сериала? Обсудим в комментариях!