Постепенно [adult swim] наполняется вторым сезоном «Туки и Берти» (Tuca and Bertie) — мультсериала о дружбе антропоморфных тукана и певчего дрозда. Создательница Лиза Ханавальт, работавшая до этого над «Конём БоДжеком», лаконично продолжает разговор на темы, которые мелькают тут и там в повседневности. Это и харассмент на работе, и проблема понимания и принятия близких, и открытость новому, и спокойное обсуждение секса. Весь этот калейдоскоп сложно сразу осмыслить, но если внимательно пересмотреть первый сезон и тщательно смаковать новые эпизоды, «Тука и Берти» могут стать настольным гайдом, как выжить, если вы миллениалка.
Параллельно у нас выходит эпизод подкаста «Поп-девичник», где мы обсуждаем героинь, место сериала в поп-культуре сегодня и рассказываем, как истории Туки и Берти отзываются в нас самих. Этот текст — не краткий конспект выпуска (какой мы часто делаем к выходу эпизодов), но вместе два формата отлично дополняют друг друга. В живом обсуждении мы делимся личным опытом и восхищаемся проработкой сценария, а в этом материале рассказываем, почему стоит следить за продолжением «Туки и Берти» и, возможно, даже пересмотреть первый сезон (а то и несколько раз).
Возможно, в детстве у вас тоже были книги вроде «Как выжить, если ты девочка» или «Энциклопедия тайн для мальчиков» — некий гайд, как принять первую менструацию, что делать с раздражительностью из-за гиперопеки родителей и как стать уверенной(ым) в себе. Такая лёгкая литература, которая давала базовые ответы на вопросы коммуникации с окружающим миром. Но со временем мы перестали быть девочками и мальчиками, выросли, но не повзрослели. И с нами изменились тревожащие нас вопросы. Найти правильное решение бывает слишком сложно: ситуации неоднозначны, прошлый опыт уводит от объективности, а бешеный ритм жизни заставляет срочно выбирать, на чём фокусироваться. И разобраться во всём хаосе, выжить, если вы миллениал(ка), помогут «Тука и Берти». Осторожно: в тексте возможны спойлеры к новым сериям!
Неидеальные миллениалки
Если раньше персонажи сериалов транслировали безупречность (вспомним шпионок из «Тотали Спайс», которые вместе создавали образ идеальной девчонки), то сейчас всё больше выпускают мультсериалов, посвящённых именно неидеальным героям. Мы погружаемся в депрессивные эпизоды с «Конём БоДжеком» и понимаем, что всегда есть шанс всё изменить. Открыто говорим о взрослении, знакомимся с особенностями собственного организма через «Большой рот». Разочаровываем всех, разочаровываем себя и разочаровываемся во всём с Бин из Disenchantment.
Не отстают и «Тука и Берти», но из-за того, что сериал умело балансирует между трагедией и комедией, сложным и очень простым, он отлично смотрится при любом настроении. Погрязшая в бардаке Тука смело встречает проблемы и отваживается их решать. Тревожная Берти учится говорить о том, что её не устраивает. При этом в их буднях находится место и развлечениям, свиданиям и простому человеческому чиллу.
Харассмент и секс
В сериале тема секса и насилия — одна из ведущих, хотя её не выделяют в передовую, как в «Большом рте». При этом, секс в сериале показан во всём его многообразии, со всеми проблемами и тонкостями (и мы не про сам процесс). Берти вместе со своим партнёром Пестряшем открывает все плюсы и минусы продолжительных моногамных отношений. И хотя с Тукой Берти может часто спокойно поговорить о том, что её беспокоит, со своим партнёром это не всегда получается. А в эпизоде, когда Берти просит Пестряша её «отшлёпать» и назвать «плохой птичкой», всё заканчивается истерикой героини. И не потому что её партнёр был слишком груб, а потому что эмоциональный фон и проблемы вне отношений могут спустить крючок в любой момент — и это нормально, главное — уметь рассказать о своих переживаниях.
Через ситуации с Тукой мы видим полярную картину: она не вступает в серьёзные отношения, сидит в дейтинговых приложениях, а во втором сезоне устраивает свидание с симпатичной героиней, которую находит в секс-автобусе — реалити-шоу, организованное самой Тукой. В первом сезоне целый эпизод посвящён проблеме ЗППП: к Туке пристают сексовошки, но на суде в гипермаркете оказывается, что подцепила она их не на случайном свидании, а в кустах.
Отдельный акцент создатели ставят на проблеме сексуальных домогательств, с которыми Берти сталкивается на работе: то невежественный Петух делает скользкий комплимент относительно кофты и груди Берти, из-за чего грудь решает уйти от хозяйки. То пекарь в лавке, куда она устраивается стажёркой, приобнимает героиню и подмигивает ей; а когда она решает уйти, говорит, что Берти без него ноль. Ситуацию усложняет голос в голове героини, который сигнализирует нам, зрителям, что пекарь ей симпатичен. Всё усугубляется, когда в уравнение прибавляются проблемы в отношениях с партнёром и эпизод из детства, откуда мы узнаём, что Берти изнасиловал спасатель.
Ситуация проясняется, когда в пекарню приходит молодая стажёрка, которой пекарь тоже оказывает знаки внимания. И видя эту разницу в отношении личных границ двух поколений — миллениалов и зумеров —, мы понимаем, что знаки внимания со стороны босса переходили все границы дозволенного, а Берти, попав в путаницу, не осознала это сразу.
Динамика дружбы: от близости до непонимания
Так как весь сюжет крутится вокруг главных героинь, особенно интересна динамика их взаимоотношений. И если на первый взгляд кажется, что все проблемы Туки и Берти максимально легко считываются (они только-только разъехались и теперь учатся жить по отдельности), то на деле мы вскрываем потайное дно. Привыкшие всё делать вместе героини начинают новый этап с совершенно другим уровнем сложности. Помимо переезда они сталкиваются с проблемами в карьере, бросают пить, заражаются сексовошками и пытаются наладить отношения с партнёром. Жизнь каждой из них обрастает новыми обстоятельствами, где зачастую нужна поддержка близкой подруги. А у подруги могут быть свои переживания: когда Тука попадает в больницу из-за самолечения, Берти зовут на ужин для знакомства с элитой гастроиндустрии.
И кажется, что в пиковые моменты друг должен безусловно понять и принять— ведь за это мы и ценим близких. Но на деле получается, что вопросы и обиды друг к другу скапливаются, границы размываются, и непонятно, когда важно выбирать друга, а когда — себя. Всё это мелкими (когда Тука не даёт Берти спокойно тренироваться в выпечке) и большими (когда Берти отказывается ехать с Тукой к её тётушке) шагами приводит к разрыву. Героини ссорятся, перестают общаться на какое-то время; но потом обсуждают то, что их беспокоит, что их не устраивает друг в дружке. И через этот диалог, уважительный и аккуратный, выходят будто бы на новый уровень дружбы.
Интересно посмотреть, как после первого сезона, где их дружба претерпела кризис, героини будут взаимодействовать. В вышедших эпизодах пока всё более-менее гладко: так в третьей серии Тука помогает Берти разнять сотрудников у её офиса. Мы также видим, что Берти начала ходить к психотерапевту — возможно, терапия тоже повлияет на их дружбу с Тукой.
Карьера, финансы и зависимость от чужого кошелька
В сериале большой блок посвящён тому, как героини относятся к работе. Как мы знаем, Берти строит две карьеры сразу: она пытается получить новую должность в издательстве и стажируется в пекарне. Тука же берёт деньги у своей тётушки, симулирует работу и часто прокрастинирует.
Особенно интересна зависимость Туки от финансов её родственницы. И то, как к ней относится её тётушка (постоянно критикуя и унижая), напоминает проблему отцов и детей. Родители чувствуют, что их дети становятся самостоятельнее, и выбирают рычагом давления деньги, заставляя чувствовать дочерей и сыновей обязанными им. По сути, то же самое происходит и с Тукой (хотя в мультсериале ей 32 года), но героиня — типичный кидалт, который слишком долго прибегал к эскапизму в вопросе работы. При этом, в очередной раз встретившись с тётушкой, героиня решает разорвать эту зависимость. У неё нет постоянной работы, нужно чем-то платить за жильё, но терпеть это угнетение она больше не может. И в новом сезоне мы уже видим, что Тука начинает искать себя — именно себя, а не простой способ заработать. Она понимает, что у неё хорошо получается регулировать движение на дороге, она настоящий ас. Но пока не до конца может совладать с властью, пусть такой и не большой.
Берти же стесняется попросить новую должность, хотя отчётливо понимает, что для неё подходит. Её рабочие идеи крадёт Петух, она боится выступать с презентацией — и тут мы снова возвращаемся к их дружбе с Тукой. Именно подруга ставит на место её коллегу, доводит до начальства мысль, какой бриллиант работает в их офисе, и добивается повышения подруги. Кажется, нам всем иногда нужна внутренняя Тука — для смелости получать то, чего мы действительно заслуживаем.
Создательница мультсериала Ханавальт умело задевает сразу несколько болевых точек, жонглирует больным и беспечным, переставляет акценты, тем самым погружая нас одновременно и в комедию, и в трагедию — по сути, в реальную жизнь. Смыслы здесь соседствуют с каламбурами, а острые конфликты — с ироничными метафорами. От такого разброса даже самому внимательному зрителю сложно сразу впитать всё, что пытается донести автор. Поэтому сериал хочется смотреть и пересматривать.