Главный весенний блокбастер добрался до кинотеатров — с 23 мая стартует «Майор Гром: Игра». Новый фильм выступает прямым продолжением «Чумного Доктора» и показывает новое приключение Игоря Грома, которое основано на самом драматичном комиксе издательства Bubble. Удалось ли сохранить эмоции первоисточника и воплотить их в другом формате, рассказываем в нашей статье.
Год назад Сергей Разумовский (Сергей Горошко) объявил войну преступности и устроил череду кровавых убийств в Санкт-Петербурге. Игорь Гром (Тихон Жизневский) смог помешать его планам, но ему это чуть не стоило карьеры в полиции. В итоге всё закончилось хорошо — для Игоря. Он стал героем в глазах горожан: в его честь рисуют граффити и ставят памятники, жители узнают на улицах и просят селфи, а ещё пробуют скопировать его «лук» из кожаной куртки и помятой кепки. Даже коллеги прониклись уважением к методам Грома и стали прислушиваться. Казалось бы, жизнь хороша, но есть ещё над чем работать — например, над своим имиджем в соцсетях, о чём Игорю напоминает девушка и блогер Юлия Пчёлкина (Любовь Аксёнова).
Но счастье мимолётно — несмотря на успехи петербургской полиции, её хотят реформировать. С этой целью в город приезжает наследник технологической империи Holt International Август ван дер Хольт (Матвей Лыков). Он предлагает приобрести у его компании высокотехнологичные дроны, способные следить за порядком. И крайне «удачно» в городе, аккурат к годовщине победы над Чумным Доктором, появляется новый злодей — он устраивает серию терактов, чтобы вынудить Грома уйти из полиции. Но Игорь принципиален — он принимает вызов, чем ставит под угрозу жизни сотен горожан.
Заметили, как много сюжетных линий в этом расширенном синопсисе? А ведь я не упомянул линию Разумовского в психиатрической лечебнице, где за ним приглядывает одержимый необычными пациентами доктор Вениамин Рубинштейн (Константин Хабенский). И линию генерал-лейтенанта Марии Архиповой (Ольга Сутулова) — именно она приехала из Москвы, чтобы реформировать полицию. И даже это не всё. Складывается впечатление, что создатели «Игры» взяли за основу оригинальный сюжет комикса, но изменили его, чтобы превратить фильм в наглядную презентацию возможностей киновселенной Bubble.
«Чумной Доктор» был знакомством с героем — зрителю показывали принципиального и старомодного персонажа, который боролся с полным своим антиподом, создателем популярной соцсети, страдающим раздвоением личности. Фильм не был идеален, но ему удалось важное — зарядить новую волну интереса к комиксам Bubble и Игорю Грому, в частности. Вокруг персонажа в комикс-вселенной уже сформировалась своя мини-вселенная из сюжетно связанных комиксов и приквелов. И киновселенная также будет строиться вокруг Грома. И всё по той причине, что из всех героев Bubble он наиболее приземлённый.
У приквела с подзаголовком «Трудное детство» была простая задача — объяснить, почему Гром стал Громом, показать, в какой момент что-то сломалось в его душе и он замкнулся в прошлом. И с этой задачей фильм отлично справлялся, представив его отца Константина и крупное дело в 1990-х, над которым он работал (а сын оказался случайно вовлечён)
И вот «Игра» — самый масштабный и крупный проект киновселенной. Идёт фильм почти три часа, за которые даже самый терпеливый и погружённый в контекст зритель успеет немного подустать — от количества событий, героев и плот-твистов. Кажется, авторы поставили на карту всё — к звёздному касту добавились новые лица, в основе самый яркий комикс по «Грому», а промо-компания представляет «Игру» настоящим блокбастером. Получилось ли?
Первого «Майора Грома» многие критики и зрители осуждали за двоякую трактовку его действий и посылов — в них видели то политическую подоплёку, то, напротив, слишком наивные попытки призывать к морали. Эта волна обсуждений в соцсетях неожиданно пошла на пользу картине и донесла его существование до тех, кто ничего не слышал о комиксах Bubble, благодаря чему фильм всё же нашёл свою нишу, не слишком хорошо проявив себя в кинотеатральном прокате. Стать «народным» помог релиз на стримингах.
При просмотре «Игры» ловишь себя на мысли, что авторы частично прислушались к критике. Вот журналистка задаётся вопросом, почему ей нельзя называть своими именами происходящее в Санкт-Петербурге в выпуске новостей, да и сам Гром начинает осознавать недостатки своих методов и даже признавать ошибки. Но делает он это, конечно же, слишком поздно.
Второй фильм взял из комикса главное — рефлексию Игоря, его попытки понять, где проходит моральная граница между тем, что ему как полицейскому дозволено, и тем, что он по человечески готов сделать ради безопасности родного города. Кому-то эти мотивы напомнят «Тёмного рыцаря» с его знаменитой цитатой: «Либо ты умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не станешь негодяем». И к Грому в фильме этот подход применителен. В попытке одолеть очередного злодея он переходит черту, оказывается в игре, в которой почти невозможно победить. Он буквально проговаривает: «Цель не оправдывает средства. Никогда».
Глобально фильм предлагает зрителю тот же опыт, что и в «Чумном Докторе»:
- Есть злодей, превосходящий героя по уровню подготовки.
- Есть Гром, пробивающий себе дорогу кулаками.
- Есть попытки расследовать происходящее и вычислить злодея под маской.
- Есть ошибки Игоря, которые ставят под угрозу Игоря и его близких.
- И, конечно, есть эпичный поединок в финале.
Структура у «Игры» та же, что и у «Чумного Доктора», но её усложнили за счёт дополнительных героев, роль которых в сюжете откровенно опциональна.
Август ван дер Хольт, например, нужен, чтобы проложить мостик к грядущему сериалу «Фурия», адаптирующему «Красную Фурию» (сыграет девушку Даша Верещагина). Сам оружейный магнат в оригинальном комиксе был главным злодеем и одним из крупнейших антагонистов в комиксах Bubble в принципе. В «Игре» мы впервые его встретим, но упоминания Holt International были и прежде — именно у Хольта Разумовский купил костюм Чумного Доктора. Засветился в фильме и ещё один антагонист «Фурии» — Отто Шрайбер. В киноинтерпретации из импульсивного викинга-наёмника он стал немногословным телохранителем.
Ещё один любопытный герой — психолог Рубинштейн. Его роль в фильме очень сильно порезана, но именно ему отданы самые красивые сцены «допросов». В комиксах у этого причудливого доктора была долгая история с Громом, полноценная битва умов, которую Bubble Studios приберегли на будущее.
Сюжетные линии этих героев лишь усложняют «Игру», их отсутствие вполне могло бы «облегчить» перегруженный фильм. При просмотре неоднократно возникает мысль «Это могли бы быть две разные картины» — в одной к годовщине поимки Чумного Доктора полицию решают реформировать, что требует от Грома и его коллег объединиться, чтобы доказать, что полиция Санкт-Петербурга на что-то способна. Тут бы удачно легла линия «осовременивания» технофоба Игоря и его отношений с девушкой. Во втором же фильме можно было воплотить линию загадочного Призрака, устраивающего теракты в городе, чтобы проучить Грома. Но обе картины срастили вместе, из-за чего отдельные места работают замечательно, вызывая эмоции, которые авторы действительно хотели вызвать, а в иных сценах фильм разваливается из-за обилия сшитых вместе кусочков.
Фанаты при этом наверняка будут в восторге — в «Игре» тонны пасхалок, ироничные камео настоящих блогеров, кивки оригинальному комиксу (обратите внимание, что рисует Разумовский в лечебнице), а также много фансервиса. И поклонники наверняка примут картину такой, какая она есть — со всеми недостатками. Ещё и сходят в кино несколько раз.
Осторожно, спойлер!
Среди творческих решений хочется отметить яркое камео короткометражного фильма 2017 года, в котором Игоря Грома сыграл Александр Горбатов. Во вселенной киношного Грома это фильм, снятый по мотивам приключений героя. Такой вот любопытный мета-комментарий.
И в то же время «Чумной Доктор» ощущался лучше — эта картина метила в широкого зрителя, но не забывала уважить фанатов. «Игра» будто пытается усидеть на двух стульях — одновременно представить все возможности Bubble Studios (включая уже совсем не приземлённые концепты вселенной комиксов) и угодить поклонникам первого фильма. Ради этой цели на плечи бедного Игоря взваливают слишком многое, и он с трудом справляется с этой ношей.