Пока Мистер Доктор Стрэндж доводит посетителей кинотеатров по всему миру до безумия, до нас доносятся лишь отголоски киновселенной Marvel. Например, недавно закончился сериал «Лунный рыцарь» (Moon Knight) с Оскаром Айзеком в главной роли. И судя по нему, от безумия (практически буквального) страдает MCU целиком. А если точнее, то от диссоциативного расстройства личности.
Дисклеймер: Дальше будут спойлеры ко всем сериям «Лунного рыцаря». Читайте на свой страх и риск.
Дисклеймер 2: Сам сериал очень тщательно подошёл к вопросу экранизации ДРЛ. Айзек в интервью рассказал, что для него это был один из пунктиков, да и зрители с этим заболеванием отмечают проделанную создателями работу. В этом тексте я попробую превратить ДРЛ в метафору состояния киновселенной и постараюсь сделать это аккуратно, но заранее приношу прощения если вдруг где-то переврал или кого-то оскорбил.
Дисклеймер 3: Для понимания этого текста не требуется знание внутренностей MCU, а лишь представление о ней как о продукте.
Дисклеймер 4: Больше дисклеймеров не будет.
Да кто этот ваш Лунный рыцарь
До премьеры мы в отдельном тексте рассказывали, кто такой Лунный рыцарь в комиксах. Теперь, когда первый сезон подошёл к концу, стоит зафиксировать, каким он получился в киновселенной. Итак: Лунный рыцарь — это в первую очередь аватар древнеегипетского бога Луны Хонсу. Далее это уже египтолог-любитель Стивен Грант, бывший наёмник Марк Спектор, водитель такси Джек Локли и наверняка другие личности, уживающиеся в теле Оскара Айзека. У героя — диссоциативное расстройство личности, поэтому каждый из персонажей отделен и по идее может существовать самостоятельно.
В самом начале был один лишь Марк (если верить пятой серии), который потом в результате детской травмы создал Стивена и, наверное, Джека (хотя мы пока точно не знаем, как тот появился). Какое-то время они жили порознь (насколько это возможно), но постепенно начали перемешиваться и наступать друг другу на ментальные пятки. Например, Стивен выяснил, что он защитный конструкт, и немного сильно расстроился.
Это такой портрет Лунного рыцаря широкими мазками, но его достаточно, чтобы начать проводить параллели. Осталось обрисовать второй портрет.
Рекап четвёртой фазы MCU
Фильмы:
1. «Шан-Чи» ознаменовал начало похода MCU по странам нашей планеты. Фильм очень сильно опирался на китайскую культуру, но в центре сюжета старался держать проблемы отцов и детей. Получилась семейная драма в этнической оболочке.
2. «Вечных» отдали оскароносной режиссёрке в качестве эксперимента, а сам фильм пытался представить вдохновителей земных легенд и особый цикл жизни вселенной. В итоге: этическая драма в мифической оболочке.
3. В «Нет пути домой» нам показали, на что способна концепция мультивселенной в руках очень большой и богатой студии. Тут всё просто: фансервис в мультивселенской оболочке.
4. Ну, и о новом Стрэндже по отзывам западной прессы уже много чего известно. Если коротко: это супергероика и местами ужастик, страдающий от переизбытка фансервиса. Сюжет мы не знаем, но, кажется, это мрачная драма в той же мультивселенской оболочке.
Сериалы:
1. «Ванда/Вижен» рассказывал о том, как Ванда из-за пережитых трагедий поехала кукухой и поработила целый город. Удивительно, что для сериала с магией, военными и прочей пургой он умудрился остаться сериалом про Ванду. Этакая человеческая драма в магической оболочке. Кстати, текст о «Ванда/Вижен», хорошо сочетается с этим: там частично предсказано то, к чему мы придём в финале здесь.
2. «Сокол и Зимний солдат» занялся поиском нового Капитана Америки как символа, ну, Америки. В сюжет, конечно же, затесались сыворотка для создания суперсолдат, Ваканда и тд. В целом перед нами политическая драма в супергеройской оболочке.
3. «Локи» взял на себя огромную ответственность: представить злодея новой фазы и ответить на дилемму самого популярного плохиша предыдущих фильмов. В итоге получилась личностная драма в мультивселенской оболочке.
4. С «Что, если...?» намного проще: это старая добрая супергеройская оболочка, которой просто дали разгуляться.
5. «Соколиный глаз» в свою очередь продемонстрировал желание MCU порой спускаться с небес на землю и смотреть на «маленького человека». Конечно, эта мелочь никого не волнует, поэтому взяли самого маленького из гигантов. И получили человеческую драму в бандитской оболочке, что само по себе уже свежо для MCU.
6. А вот «Лунный рыцарь» оказался чем-то совершенно новым — мы даже не можем его как-то квалифицировать. Несмотря на «суперспособности», он вообще не кажется супергеройским, потому что начинает заходить на территорию религии. То есть перед нами психологическая драма в божественной оболочке.
MCU теперь драг квин
Тут кроется главный подвох MCU: они пытаются впарить нам разные произведения в разных оболочках, но по сути «костюмы» у этого контента одинаковые. Магия — новый вид суперспособностей, божественное вмешательство тоже; этника и мифы — попытки связать вымышленный мир с реальным, которые на практике превращаются в обычную супергероику, но с привкусом; мультивселенные — это просто супергероика в большем масштабе, а бандитские разборки — в меньшем.
По описанию сериалов вышел заметно желание MCU отойти подальше от обычной супергероики и начать снимать более человеческие штуки. Но главное: они хотят делать разнообразный контент. Хоть и получается пока не очень: за некоторыми исключениями все проекты четвёртой фазы можно описать так — в какой-то степени оправданное зло хочет сделать что-то злое, а герой в какой-то степени вынужден его остановить. То есть это старое-доброе «красные-против-синих», только все почему-то стали фиолетовыми (Танос не при чём!). И какими бы разнообразными не были истории в MCU, они постепенно будут становиться всё скучнее, потому что они подчиняются одному человеку. Но это мы немного забегаем вперед, давайте вернёмся к рисованию параллельных линий, потому что у нас для этого теперь есть обе составляющие.
«Лунный рыцарь» = MCU
Стивен олицетворяет желание Marvel быть человечнее: в начале сериала он ведёт абсолютно обычную жизнь, вообще никак не связанную со всеми этими могущественными силами. Но он вынужден соседствовать с супергероикой и меняться под её воздействием.
Марк олицетворяет эту самую супергероику, точнее нужду в ней. Если он перестанет бороться, то погибнет вместе с остальными личностями. Если MCU слишком далеко уйдёт от истоков, она, скорее всего, загнётся. Марк также вынужден соседствовать с человеческой стороной и меняется под её воздействием.
Джек олицетворяет какой-то козырь в рукавах Marvel. В сериале он мегажестокий (мы этого не видели, но горы трупов говорят сами за себя). Примерно таким же получился новый Стрэндж (мы его не видели, но отзывы говорят сами за себя). Вышел он на следующий день после того, когда появился Джек, а Marvel любят играть в тайминги. Например, Кингпин и Сорвиголова из сериалов Netflix влезли в MCU также в один день, хоть и в разных местах (« Соколиный глаз» и « Нет пути домой», соответственно).
В сериале Лунный рыцарь стоит на службе бога Луны Хонсу, а MCU стоит на службе любого из богов развлечений на выбор — от древнеегипетского Птаха до древнегреческого Диониса. Задача киновселенной: производить самый популярный контент на планете, приносить «радость» максимальному количеству людей, заработать своим «покровителям» орды последователей. Зачем? Чтобы те несли пожертвования в «храм», конечно же!
Здесь возникает самая интересная параллель. Зрители «Лунного рыцаря» поголовно восхваляют игру Оскара Айзека, а некоторые даже называют её лучшей за всю историю MCU. Мы склонны согласится, но это говорит о том, что в данном случае большинство смотрит на актёра, а не на персонажа, то есть за ширму. А вот заглянуть за ширму MCU и увидеть там Кевина Файги удаётся не всем. И если «держать его в голове», становится заметно, что перед нами разные идеи, но подчинённые видению одного человека.
Лунный рыцарь = Кевин Файги
Проблема MCU кроется в том, что придумывает её один человек, а исполняют сотни. Файги, конечно, не следит за всеми мелочами и даёт подчиненным какую-никакую творческую свободу, но в рамках: все фильмы и сериалы должны двигать киновселенную по проложенным рельсам Кевина. Получается такой бракованный тоталитаризм, когда вроде всем управляет кто-то конкретный, но из-за испорченного телефона и попыток танцевать в рамках кажется, что киновселенную разрывает в разные стороны. А если знать о роли Кевина Файги, то может показаться, что у него — ДРЛ.
Правда, в данном случае «заболевание» — это симптом. Никто не может вывезти такую махину на своих плечах. Если сначала в MCU были только супергерои и намёки на что-то другое, теперь это «что-то другое» (боги, магия, мультивселенные) надо вводить в оборот и объяснять. Файги отвечает за оборот, а доступную популяризацию оставляет авторам проектов. Но те боятся испортить рельсы Кевина, поэтому объясняют с опаской и из-за этого — непонятно. Например, «Лунный рыцарь» должен был больше рассказать о том, как работают египетские (и не только) боги в MCU, но после шестой серии вопросов остается больше, чем после пятой.
В то же время сильно мешает наличие самих рельс. Как бы отдельный автор не старался с них слезть, из-за массивности MCU поезд всегда будет возвращаться на проложенный путь. Максимум на него запрыгнут дополнительные пассажиры в виде новых супергероев или последствий масштабных событий. Единственный сериал, который в конце не вернул статус кво — «Локи», но изначально он должен быть его вернуть. Просто Файги посмотрел на требования зрителей «Ванда/Вижен» и понял, что фанаты хотят масштабов и нового гиперзлодея. Последнюю серию как раз пересняли, чтобы представить Канга Завоевателя и разрушить его Священный Таймлайн, но изначально Локи должен был столкнуться со своим прошлым. В любом случае даже «Локи» не увел MCU с рельс Кевина, а лишь ускорил его движение.
Только вот мы уже не первое десятилетие едем по этим рельсам и уже как-то привыкли, всё становится болезненно одинаковым. Киновселенная Marvel уже ломается под собственным весом, потому что пока что MCU = Файги, а один он уже не вывозит, особенно по части разнообразия. Кажется, ему пора заняться поиском партнёров для управления или же начинать тренировать команду преемников, которая вместе выдержит вес MCU. Кто знает, может быть он всё понимает и уже этим занимается. Но закончу последней фразой, которую Хонсу обронил о своём аватаре в первом сезоне «Лунного рыцаря»: «Он более поломанный, чем может себе представить».