Лето. Жара. Вам никуда не надо идти, учебники сданы, а до следующей четверти целых три месяца чего угодно. Давно это было, не так ли? Память вырезала сладкие беззаботные, казалось бы, вечные дни, оставив лишь незначительное их упоминание при дуновении июньского ветра или поездок на дачу к родственникам. Но теперь в этом ощущении можно задержаться подольше — 17 июня в кино выходит новый мультфильм от Pixar «Лука» (Luca).
Возможно, по трейлеру и возрастному цензу 6+ мультфильм покажется вам детским, но не покупайтесь на это предубеждение. «Лука» — настоящая памятка для кидалта о том, как мы привыкли в детстве чувствовать лето и из чего оно состояло. Студия проанимировала почти два часа приключений мальчиков-монстров Луки и Альберто в маленьком городке Италии, чтобы вы отключили голову и вспомнили, зачем вообще придумано лето.
Конечно, это не очень справедливо — отправлять нас на берег моря, когда путешествия после пандемии не так доступны, как это было раньше. Но в мультфильме это создаёт максимальный вайб отдыха и отключённости от внешнего мира, полного забот и дел.
По сюжету, главный герой Лука живёт под водой, где беспечно пасёт рыбок и выстраивает быт со своей семьёй. Однажды он знакомится с Альберто, который открывает ему новый земной мир, где плавники превращаются в руки, а жабры сменяются лёгкими. В итальянском городке их ждут приключения, новые мечты и знакомства. Здесь у персонажей своя вселенная: из-за того, что герои — гибриды людей и водных существ, они немного иначе воспринимают мир. Вместо звёзд — рыбы, а солнце — самый большой анчоус.
И в этом летнем приключении Pixar беспощадно нажимает на все болевые точки (в этом-то он профессионал), показывая нам мир, который мы забыли (и сделали это очень зря). Герои обустраивают дом на дереве с гирляндами и подушками, изучают звёзды через телескоп, рисуют самих себя, учатся делать колесо и самое главное — мечтают. При этом, их задумки выглядят не просто как хотелка купить байк или посмотреть Земной шар — они будто бы проецируют идею продления лета до бесконечности.
Конечно, похожие сюжеты уже мелькали и не раз: вспомним тот же «Гравити Фолз», где герои приезжают к дяде Стэну на всё лето. Но прошлые мультсериалы уже подзатёрлись в памяти, поэтому «Лука» выглядит глотком свежего воздуха, который очень нужен этим летом — первым летом после первого года страхов из-за пандемии.
Отлично жонглирует Pixar и нашим настроением: он то подсовывает нам переупакованные мемы (есть буквально экранизация шутки First time?), то доводит до слёз, не давая остановиться до самого конца фильма. Как обычно, здесь, зло не конкретный персонаж, а обстоятельства и невозможность всё устроить так, как хочется. А это всегда ближе зрителю, чем взявшийся ниоткуда антагонист, который не факт, что когда-нибудь встретится в реальной жизни.
Pixar по-новому говорит и о принятии себя: превращения в монстров мы уже знаем, но тут вопросу скелетов в шкафу будто бы дают второе дыхание. Это не история про мир, где изначально все разные, отчего вопрос принятия вообще не стоит. Это и не сюжет в духе «Шрека», где мы видим бунт общества, рефлексию героев и только в самом конце принятие. Это мультфильм о том, как важно влиятельным и большим заступаться за маленьких и странных — тогда и общественность подтянется. А метафора превращения в монстров отражает как нельзя лучше отношение к нашим комплексам и недостаткам.
И эти переходы из человеческого обличья в рыбье — место, где анимацию хочется смаковать и смаковать. Настолько искусно они сделаны, настолько часто герои то обливаются, то промокают, отчего у них меняется внешний вид, что кажется, будто аниматоры специально спрятали столько непримечательных, но показательных моментов для того, чтобы разгуляться и показать качество картинки во всей красе.
Теперь, когда мы всё обсудили без спойлеров, поговорим о самом финале — о титрах. Всё чаще авторы оставляют за ними дополнительные сцены: так придумал Marvel, но теперь всё больше примеров мы видим вне его кино. Недавно вышедшая «Круэлла» тоже оставила на закуску небольшой кусок (так что если ещё не смотрели фильм, не спешите сразу покидать зал кинотеатра после завершения).
В «Луке» же титры выходят будто бы на новый уровень: параллельно со списком команды нам показывают сцены из жизни героев после событий мультфильма. Во-первых, это визуально вкусно и хочется ловить каждый кадр (тем более, там много иллюстраций с котом по кличке Макиавелли — он не сюжетообразующий персонаж, но довольно харизматичный, так что если у вас дома живёт кот, вы моментально в герое узнаете своего питомца). Во-вторых, из-за истории титры не хочется побыстрее пролистать — наоборот, взгляд цепляется как за иллюстрации, так и за фамилии на экране. А ждущая в финале дополнительная сцена выглядит особой изюминкой этого анимационного пирога.
И тут, кажется, это большой шаг для Disney и Pixar. Раньше, ещё когда студией руководил сам Уолт Дисней, бывали скандалы и даже забастовки из-за того, что он не упоминал всех работников в титрах (об этом подробнее можно почитать в серии комиксов про историю анимации). Сейчас же объединённые компании не только с уважением вписывают всех сотрудников в титры, но ещё и умудряются сделать эту часть фильма привлекательной.
«Лука» — это замечательный мультфильм, который создаёт беспечную атмосферу для мечтаний с первых кадров. Возможно, ему стоило выйти в начале июня: так он бы точно сумел передать эту атмосферу детства и каникул, а мы бы постарались пронести её через всё лето.