История анимации для чайников. Танцы скелетов, порномульты и движение #MeToo

Наталья Лобачёва

Хоть индустрия анимации, в сравнении с другими сферами искусства, существует не так давно, она успела совершить массу открытий, провести миллиард экспериментов, чтобы сегодня красиво жонглировать формами, жанрами и техниками. Приключение в её историю — всегда занятное, но требующее большой концентрации и усидчивости. Та же книга 1980 года «О мышах и магии», погружающая в мир американской анимации, подробно рассказывает об индустрии, но читать её безумно тяжело: слишком много информации в этом талмуде. Так как же быть, если хочется познать основы?

Comic Book History of Animation / IDW

Издательство IDW выпустило серию из пяти комиксов Comic Book History of Animation, где иронично и доходчиво авторы объясняют важные события мира анимации. Доступный английский, краткие, но показательные факты формирования индустрии и визуальные гэги — серию приятно не только читать, но и банально полистать — настолько визуально хорошо она сделана. Вы узнаете, как братья Флейшеры устроили революцию в анимации, какой путь прошёл Уолт Дисней, чтобы стать звездой индустрии и как начинал свою работу Хаяо Миядзаки. Автор Фред Ван Ленте и художник Райан Данлейви ёмко уместили фундаментальные штуки в пять небольших выпусков.

Comic Book History of Animation / IDW

Но у этой ёмкости свои плюсы и минусы. Если вы любите анимацию, но понятия не имеете, когда придумали гэги, почему The Flintstones — не просто мульт, а прорыв в области семейных ситкомов, а Диснея знаете только по парку развлечений да лейблу известной студии — в общем, если вы «чайник» в этом вопросе, то можете открывать серию прямо сейчас.

Как меняется анимационный ситком о семье: от «Флинтстоунов» до «Великого Севера»
Рассказываем, как изменились анимационные ситкомы за последние годы и чем хороши новые мультсериалы, в том числе — «Великий север».

Но если вам знакомы понятия ротоскопии, вы знаете о прорыве «Белоснежки» и немного шарите за стоп-моушн, то, возможно, ничего нового книга не откроет. Тем более, не ждите от неё путешествия по всему миру: авторы рассказывают именно про основные вехи, а не про то, как развивалась анимация в каждой отдельной стране (пять выпусков — явно не тот размерчик для такой глыбы). С одной стороны, это плюс серии: вам рассказывают важные вещи, не захламляя голову всем подряд. С другой  — это будто бы умаляет успехи других, возможно, не таких известных студий и авторов.

Comic Book History of Animation / IDW

Ещё один казусный момент: сложно изучать анимацию без самой анимации. Да, каждый фрагмент комикса даёт минимальное представление об авторах и их работах, но чтобы осознать всю важность некоторых проектов, их нужно посмотреть. В других выпусках, посвящённых комиксам или философии (они, кстати, уже переведены российским издательством «МИФ»), видеоряд необязателен, потому такая проблема не возникает. Здесь же комикс даёт общее представление и объясняет, как формировалась индустрия в связке с политикой (Disney, например, получил «Оскар» за военную короткометражку).

Дополнительно рассказывают о прототипах сегодняшнего движения #MeToo и прощупывании граней дозволенного (первый порномульт и объективизация Бетти Буп). Подробнее о том, как творили и что творили авторы индустрии, вы можете почитать в нашем цикле «В тени Диснея».

В тени Диснея. Как дятел Вуди затмил своего создателя Уолтера Ланца
Рассказываем, как создатель Вуди Вудпекера Уолтер Ланц изменил индустрию анимации, придумал главного мультипликационного дятла в тени популярности Диснея.

Интересно, что в комиксе не просто отрисованы феномены этой сферы — они буквально объясняют механизмы работы. Например, Багз Банни, концентратор гэгов, в комиксе же и ломает четвёртую стену. А создатели мультфильмов визуально напоминают своих персонажей. Вот, например, тот же Уолт Дисней или Аб Айверкс показаны в виде мышей.

Comic Book History of Animation / IDW

Не ждите в комиксе упоминаний о российской анимации — их попросту нет. И хотя у наших мультфильмов свой тяжёлый путь, они по-своему раскрывали своих авторов и говорили со зрителями о насущных вопросах. Если хотите узнать конкретно про то, чем живёт индустрия сегодня — залетайте в наш лонгрид:

День российской анимации. Как индустрия выходит из комы
Российской анимации стукнуло 109 лет. Рассказываем, как сегодня развивается отрасль и что ждёт её в ближайшем будущем.

По сути, Comic Book History of Animation — своеобразный сборник с основными событиями, изменившими мировую анимацию. Ироничный подход, приятная картинка и ёмкие, но понятные объяснения что к чему делают эту серию приятной напоминалкой для тех, кто решил повторить базу и кратким, но притягательным экскурсом в индустрию для новичков.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно