Как меняется анимационный ситком о семье: от «Флинтстоунов» до «Великого Севера»

Наталья Лобачёва

С начала года телеканал Fox запустил сериал The Great North — анимационную историю от создателей «Закусочной Боба» и «Обычного шоу» про семью, живущую на Аляске. Сейчас доступны лишь три эпизода, по которым уже понятно: «Великий Север» и правда велик.

И пока мы ждём новые серии, давайте поговорим о том, как вообще деформировались анимационные ситкомы со времён «Флинтстоунов» и чем хороши нынешние мультсериалы, в том числе — «Великий север».

Каменный век

Ситуационные комедии попали в анимационное поле ещё в 1960 годы через «Флинтстоунов». Эта семейка пародировала американское общество того времени, из-за чего проект заполучил финансовый успех и расположение зрителей: сериал показывали три десятилетия.

The Flintstones / Hanna-Barbera Productions

Во «Флинтстоунах» юмор основывается на анахронизмах: первобытная семейка умело управляется с бытовой техникой, гоняет на прообразах машин и даже заводит домашнего питомца — динозавра Дино. Герои напоминали типичных жителей Америки 1950-х годов, чем очень подкупали зрителя: рабочий Фред с манией нездоровой пищи и избыточным весом; конечно же, злая свекровь Перл Слэгупл, которой вечно не угодить; сосед Барни Раббл, с которым Фред играет в боулинг и гольф — кажется, в сериале нет ни одного некалькированного персонажа.

«Флинтстоуны» брали взрослого зрителя внешними сходствами с реальным обществом, а детскую аудиторию — забавной обстановкой Каменного века, животными вроде саблезубого кота Кисы и простой анимацией. Но к девяностым динозавры вымерли, а на смену первобытной семье пришли вечные «Симпсоны».

Симпсоновский век

Семейка Симпсонов переключила режим юмора с приторно позитивного на чёрный, открыв двери сатире. Всё началось 17 декабря 1989 года, когда на канале Fox дебютировал рождественский выпуск «Симпсоны, жарящиеся на открытом огне», позже номинированный на две премии «Эмми» и получивший положительные отзывы критиков. Мэтт Гроунинг решил показать альтернативный вариант ситкома, основанный на едких шутках. Для зрителей это был глоток свежего воздуха — вместо типичных мыльных опер, каких было на телевидении слишком много, им предложили чёрную комедию.

«Симпсоны» оставались главным популярным мультсериалом для взрослых до конца 1990-х годов. Тогда дебютировали «Гриффины», «Южный парк», «Царь горы» и другие гиганты анимации, которые мы смотрим и сегодня. Вкупе с пасхалками на поп-культуру, камео звёзд и обсуждениями политики «Симпсоны» и Ко завоевали зрителя и презентовали взрослую анимацию как отдельный жанр в кино.

Family Guy & The Simpsons / 20th Century Fox Television

Все эти сериалы показывали семейную жизнь через шутки и стёб, редко — путём диалога. Чаще всего, забота друг о друге проявляется случайно без конкретного намерения показать близкому свою любовь. Так, например, эгоистичный Питер Гриффин в эпизоде «Лучше один раз увидеть, чем 1000 долларов» боится, что после его смерти о нём забудут. Но после успешной продажи картины Криса на выставку искусств герой понимает, что с помощью таланта сына о нём могут узнать во всём мире. Семья отправляется в Нью-Йорк, где Крис обретает популярность. Получается, эгоизм Питера помог его сыну. Именно такими парадоксальными ситуациями и цепляют «Гриффины»: нехотя герои случайно проявляют любовь друг к другу.

Некоторые более молодые проекты продолжают говорить о семейных конфликтах шутками и стёбом — взять того же «Американского папашу». Другие, наоборот, стали стремиться к умению слышать друг друга.

Век любви и согласия

Всё больше появляется сериалов, транслирующих человеческое отношение внутри семьи. В «Закусочной Боба» главный герой уже не пытается задушить своего сына, как это любит делать Гомер Симпсон, — он хочет понять его. В «Достаточно близко» молодая семья Джоша и Эмили вместе переживают рубеж своего тридцатилетия, пытаясь как-то балансировать между взрослым миром родительства и тягой к панк-року и инфантильным шуточкам. А «Большой рот» объясняет, как выстраивать диалог со своими детьми в непростой период полового созревания, как научить их принимать своё тело и как научиться у них признавать свои ошибки. Общую традицию к взаимоподдержке продолжает новый «Великий Север».

Тёплый Север

Свежая работа Лорена Бушара, Лиззи и Венди Молине, команды «Закусочной Боба», а также Минти Льюис (сценаристка «Обычного шоу») рассказывает о семье Тобинов, живущей на Аляске:

Во-первых, конечно, сериал подкупает своим визуалом: хотя он и похож на «Закусочную Боба», здесь герой-локация — природа, а не город. И она слишком фантастична, чтобы не добавить немного выдумки и волшебства в сюжет. Так Джуди вылезает на крышу посмотреть северное сияние, в котором обитает её выдуманная подруга Аланис Мориссетт (её озвучивает сама американская певица Аланис Мориссетт). Ей Джуди открывает свои сомнения и страхи о работе или отношениях с братом Хэмом. Так мы знакомимся с внутренним миром Джуди и её переживаниями.

Во-вторых, «Великий Север» наполнен шуточками в духе «Обычного шоу» и «Закусочной Боба», но под их слоем каждый из героев скрывает внутренний конфликт. С первого эпизода авторы знакомят зрителя с вершинами айсберга всех тех болей, что пульсируют в персонажах: Биф не может пережить развод, из-за чего постоянно говорит детям, мол, их мать умерла. Дети же не разбивают розовые очки отца и подыгрывают, хотя знают, что она ушла к другому. Интересно, что кроме Бифа никто не страдает из-за матери: наоборот, детям без неё очень даже нормально. Джуди говорит: «Она была плохой мамой, ясно? И вообще, когда она уехала, стало намного лучше».

Такое отношение вытесняет сентиментальность, которой часто окружён образ умершей или просто отсутствующей мамы в фильмах. Более того, оно открывает новые возможности для погружения в главных героев: в пилоте это раскрывает перед нами Бифа, который вспоминает о бывшей жене только хорошее.

С первого же эпизода мы понимаем, что Бифу придётся сильно вырасти в роли отца, чтобы не потерять контакт с детьми. Он не сразу принимает желание Джуди работать фотографом, а не рыбачить с ним. Ему сложно даётся новость от старшего сына Вольфа о том, что тот собирается съехать со своей женой Ханиби в отдельный дом. При этом Биф не «встаёт в позу», а старается понять желания своих детей и поддержать их, хотя они и не совпадают с его ожиданиями.


«Великий Север» — это сплочение, добро и открытый диалог поколений. Сериал продолжает традицию анимационных ситкомов, где есть место не только едким шуткам, но и взаимопониманию. И, кажется, такой проект — то самое тепло, которого нам всем сейчас не хватает.

В свободное от работы время я смотрю мультсериалы и опять думаю про работу, да что ж такое

Понятно