15 лет назад в широкий прокат вышел фантастический триллер «Милые кости» (The Lovely Bones) от маэстро Питера Джексона. Режиссёр «Властелина колец» удивил зрителей «жестокой и сентиментальной» историей на основе одноимённого романа Элис Сиболд. Сюрреалистичная лента получила море отрицательных отзывов, но ещё больше наград и номинаций. Так почему же картина так привлекает и отталкивает?
О чём фильм?
14-летняя Сюзи Сэлмон (Сирша Ронан) мечтает стать фотографом. Она живёт в большом доме с любящей семьёй. Симпатичный старшеклассник Рэй зовёт её на свидание. Это великолепно, ведь Сюзи от него без ума. И фильм мог быть романтической комедией… Если бы не скользкая, чёрная зараза, пожирающая всё на пути.
Мистер Харви (Стэнли Туччи) любит строить кукольные домики, рисовать карандашом в блокноте с кремовыми листами и убивать маленьких девочек. Сюзи ему нравится. Сильно. Потому ей не суждено выжить. Так героиня оказывается в сейфе, а точнее — в чистилище. Её дух бродит по сказочному миру фантазий. Девушка знакомится с другими жертвами соседа-губителя, наблюдает за скорбящей семьёй, подсматривает за Рэем. Сюзи предстоит принять свою гибель, отпустить близких и… отомстить?
Что цепляет в фильме?
Настоящий преступник. Мистер Харви — не карикатурный злодей из слэшеров типа «Крика». Да, он — сумасшедший фанатик, но и виртуоз, педант, изобретатель, чистюля и скромник. Нет, за это его нельзя полюбить — только ещё сильнее возненавидеть. Тщательная проработка психологического портрета Харви делает историю ещё отвратительнее, потому что в неё веришь.
Сюрреалистичный визуал. «Милые кости» — это красочная лента о рае, девичьих мечтах и больном, обезумевшем сознании. Воображаемый показ мод, план убийства, гигантские корабли в бутылках, мертвецы, золотое бескрайнее поле, остервенелые драки, первый поцелуй, напряжённые преследования — в фильме всё это существует рядом и не спорит друг с другом. Выглядит ярко и смело.
Глубина. Фильм задаёт серьёзные вопросы о морали и справедливости и рассматривает смерть под лупой. При этом «Милые кости» исключают прямолинейность не только в выводах, но и в сценах насилия. На экране почти нет крови и пошлости, а создатели избегают однозначных выводов. Это делает историю тонкой и изящной, несмотря на тошнотворный сюжет. Со многими посылами и поступками героев хочется спорить. Что не делает фильм слабее, а лишь даёт повод поразмышлять. А это никогда не лишнее.
Финал. (Осторожно: спойлеры) Нежное повествование от лица милой Сюзи даёт зрителям надежду на восстановление справедливости. Но преступник не получает сурового наказания. Он умирает от сосульки: та падает ему за шиворот. В попытке стряхнуть лёд мужчина поскальзывается. Не повезло: за спиной — крутой обрыв. Так и заканчивается ничтожная жизнь мистера Харви.
В романе жертвы маньяка уверены: сосулька — идеальное орудие убийства. После остаётся лишь лужа, и та быстро исчезает. Рассуждения девочек намекают: Харви настигла не просто карма. Хотя, что есть карма? Вопрос под звёздочкой.
Сирша Ронан и Стэнли Туччи. Без комментариев.
Фильм привлекает высоким уровнем психологизма, роскошной картинкой и противоречивым настроением. От просмотра одновременно дурно и светло, радостно и горько.
Подборка психологических триллеров о маньяках и убийцах
«Милые кости» — единственные в своём роде. Но есть ещё несколько омерзительно-прекрасных фильмов в этом жанре, от которых невозможно оторваться.
Парфюмер: история одного убийцы (2006)
Кровавая драма от режиссёра Тома Тыквера («Беги, Лола, беги» и «Облачный атлас») по роману Патрика Зюскинда. В декорациях средневековый Франции гениальный парфюмер Жан-Батист Гренуй ищет ингредиенты для новых духов. Для парфюма нужно убить 13 красавиц и смешать их запахи. Гренуй одержим рецептом и готов на любое преступление. Жан-Батист измучен одиночеством. Он уверен: аромат поможет ему обрести понимание и любовь. Фильм красиво рассказывает об ужасном: рождении убийцы. Нечто похожее можно наблюдать и в «Джокере», но «Парфюмер» кажется более контрастным и шокирующим полотном.
Семь (1995)
Известна криминальная драма от ещё более известного Дэвида Финчера не нуждается в долгом представлении. 327 миллионов долларов в мировом прокате, Кевин Спейси в роли маньяка-проповедника, что карает за семь смертных грехов, чарующие актёрские работы и чудовищный финал. Фильм — этическая головоломка. Обязателен к просмотру.
Идеальная грусть (1998)
Безумие идёт рука об руку с любовью, а точнее желанием её заполучить. Историю фанатки мы видели в классическом ужастике Роба Райнера «Мизери», по роману Стивена Кинга. Аниме Сатоси Кона «Идеальная грусть» тоже об одержимости и мании преследования. Как и другие работы автора, например, «Паприка» и «Воспоминания о будущем», лента наполнена абсурдными видениями. Мультфильм уникален не только сюрреалистичной анимацией от студии Madhouse, но и углом зрения. Мотивы жестокости, характер маньяка и его психология здесь — фон. Главное — раздражённое сознание жертвы. Юная артистка Мимарин ужасно напугана. И не зря: за ней точно кто-то следит…
Молчание ягнят (1991)
Обойдёмся без лирики: это основа, это база. Культовая лента от Джонатана Демми с Энтони Хопкинсом и Джоди Фостер в главных ролях. Прожигающая кожу химия между агентом ФБР Кларисой Старлинг и жестоким каннибалом Лектором — то ли интеллектуальный роман, то ли болезненное влечение. Страшные преступления маньяка Буффало Билла на заднем плане добавляют напряжения. Сцены допроса переплетаются с воспоминаниями Кларисы и блестящим взглядом Лектора, талантливого психиатра. Пять премий «Оскар» — не шутка.
Я видел дьявола (2010)
Корейская криминальная драма от режиссёра Ким Чжи Уна. Убийца Чан Гён Чхоль — настоящее животное. У него нет совести, достоинства, страха и сострадания. Это деспот, концентрированное зло. Однажды он насилует и убивает беременную девушку. Она оказывается женой спецагента Ким Су Хёна. Тот обещает наказать виновного. В погоне за местью Су Хён обретает черты своего врага. Душераздирающая киноиллюстрация известной цитаты Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна смотрит на тебя».
Комната (2015)
Тягучая психологическая драма от Леонарда Абрахамсона. Девочку-подростка Джой похищает маньяк Старый Ник — так она его называет. И вот уже семь лет Джой живёт в запертой комнате и воспитывает пятилетнего сына от своего мучителя. Наконец ей выпадает шанс сбежать. Спокойное, монотонное кино удушает: зритель ощущает изоляцию и давление вместе с главными героями, живёт их жизнь. Побег заставляет задержать дыхание и оцепенеть. Ещё хуже становится, когда узнаёшь: фильм основан на реальных событиях.
Дом который построил Джек (2018)
Многослойный, бесконечный триллер от Ларса Фон Триера не для слабонервных. Джек в исполнении Мэтта Диллона — маньяк-творец. Он изощрён и осторожен, на счету порядка 60 небанальных убийств. Пять из них показаны на экране: к каждому герой относится, как к произведению искусства. Джек стоит дом. Но не из обычных кирпичей… Фильм укачивает, выворачивает наизнанку и щекочет одновременно. Триер исследует голову психопата, пытается объяснить его мании и компульсии и вместе с ним впадает в безумие, гогоча. «Дом, который построил Джек» не пугает, а пачкает. После просмотра хочется помыться изнутри.
А что бы вы добавили в подборку? Пишите в комментариях!