Кристен Стюарт — актриса, которую долгое время ругали за то, что она недостаточно хорошо играет, выглядит слишком серьёзно и плохо показывает эмоции. В какой-то момент казалось, что критика за роль Беллы Свон в «Сумерках» будет преследовать её вечно. В честь выхода фильма «Спенсер» (Spencer) давайте вспомним о нескольких её работах и разберёмся, как продвигалась карьера актрисы.
Изучать карьеру Стюарт нужно начинать вовсе не с «Сумерек». Ещё до этого у актрисы было сразу несколько важных фильмов. Например, в 2002-м она снялась у Финчера в «Комнате страха», а в 14 лет сыграла главную роль в «Говори» (Speak) — потрясающей подростковой драме о буллинге в школе. Позже её ждала роль Трейси Татро в фильме Шона Пенна «В диких условиях» (Into The Wild) — Американский институт киноискусства назвал его одной из десяти лучших картин 2007 года. Казалось, что у Стюарт отличное начало карьеры с заходом на серьёзные драмы (в итоге, к этому и пришло), но случились «Сумерки».
Действительно ли «Сумерки» так ужасны?
Если коротко ответить на вопрос выше — да, это довольно плохое кино. У фильма был неважно написанный первоисточник от Стефани Майер, из которого не смогли сделать хороший сценарий. Отношения Беллы Свон с вампиром Эдвардом Калленом сейчас отдают чем-то нездоровым. Но именно «Сумерки» подарили Кристен Стюарт огромную популярность — фильм отлично продвигали на конкретную целевую аудиторию, юных девочек. Плюс, нельзя отрицать того, что сага запустила настоящую волну экранизаций YA-литературы (книг для подростков).
Но вместе с популярностью «Сумерки» дали Стюарт кое-что ещё — внезапному статусу «плохой актрисы». Причём он преследует Кристен и по сей день. Большая часть нынешней фильмографии Стюарт — это драмы (за редкими исключениями, вроде «Ангелов Чарли» и «Самого счастливого сезона»). Они редко когда рассчитаны на массового зрителя, поэтому единственная роль, за которую её помнят — это плохо прописанная Белла Свон.
Глэм-рок, маллет и «Ранэвэйс»
Перед заключительными частями саги «Сумерки» Стюарт сыграла Джоан Джетт (скорее всего, именно в её версии вы помните песню I Love Rock ’n’ Roll) в фильме «Ранэвэйс». Это вольно пересказанная история культовой рок-группы 70-х. Причём продюсировала её сама Джетт. Сюжет тут хромает — история не всегда кажется выстроенной. Героини во многом похожи на карикатурные версии того, как их показывали в прессе.
Но сама атмосфера и то, как Стюарт удалось вжиться в образ (и мы не только про стрижку маллет), заставит на пару часов окунуться в дикое закулисье рок-н-ролла. Фильм «Ранэвэйс» стал отличной отправной точкой для того, чтобы выбираться из образа Беллы Свон.
Когда закончилась тема с «Сумерками» Стюарт вовсю начала покорять мир фестивальных драм — фильмы с ней показывали на «Сандэнсе», в Каннах и на Венецианском фестивале. Впереди её ждали довольно важные роли в экранизации «На дороге» Джека Керуака, «Зильс-Марии» (где она сыграла вместе с Жюльет Бинош) и забавных «Ультраамериканцах».
Не все драмы хороши, или «Опасная роль Джин Сиберг»
Разумеется, не только в подростковом кино могут возникнуть проблемы. Кристен Стюарт любит сниматься в байопиках (те же «Ранэвэйс» или «Спенсер»). А они частенько наступают на одни и те же грабли: сценаристы биографических фильмов часто концентрируются на удивительных и ярких событиях, происходивших с героем, а не на его развитии. В случае с «Опасной ролью Джин Сиберг» произошло именно это.
История культовой актрисы французской новой волны, которая крутит роман с лидером Чёрных пантер и из-за этого становится главной целью ФБР, показана ужасно поверхностно. При этом Стюарт выжимает из роли максимум, и даже клишированные диалоги с её участием звучат не так натужно. И если убирать из внимания всё, что не было под контролем актрисы, её Джин Сиберг получилась яркой и убедительной.
Какими ролями гордится сама Кристен Стюарт
Социальные сети по-настоящему всполошились, когда Стюарт дала интервью, в котором призналась, что гордится лишь пятью ролями. Особенно она выделила фильмы французского режиссёра Оливье Ассайаса. Среди них уже упомянутая «Зильс-Мария» и психологический триллер «Персональный покупатель».
В последнем Стюарт играет замкнутую ассистентку немецкой супермодели. По сюжету, она потрясающе справляется со своей работой, а заодно умеет общаться с призраками. «Персональный покупатель» — это фильм, который нужно смотреть всем людям, которые годами твердили, что Стюарт не умеет показывать эмоции.
И то же самое мы видим в новой «Спенсер». Перед его просмотром настоятельно советуем посмотреть видеохронику о принцессе Дианы, чтобы полностью понять масштаб проделанной Стюарт работы. Интонации, хриплая речь, да и просто выражение лица — всё это очеловечивает образ Дианы, который долгие годы был известен только по фотографиям из жёлтой прессы и сохранившимся после её гибели байкам. Это тот случай, когда многие пробелы и ошибки сценариев байопиков закрываются действительно гигантской работой актрисы. И становится жутко обидно, когда ей припоминают роль из 2010-х.
Если последняя героиня, по которой вы помните Кристен Стюарт — это Белла из «Сумерек», пожалуйста, найдите время посмотреть что-то из того, что мы упомянули в этом материале. Скорее всего, даже не самая удачная «Опасная роль Джин Сиберг» вас удивит. Да и те же «Сумерки» всё ещё забавно пересматривать в формате плохого кино (как в случае с «Комнатой»). Ну и конечно, скорее бегите на «Спенсер».