В 2009 году на экраны вышел фильм «Тело Дженнифер» (Jennifer's Body) режиссёра Карин Кусамы («Женский бой») и сценариста Диабло Коди — автора культового «Джуно». Несмотря на сильную команду, попытка продвинуть тему насилия над женщинами, принятия себя и женской дружбы через чёрную комедию не увенчалась успехом: проект провалился. Но уже в 2018 году ленту назвали классикой и начали добавлять в списки лучших фильмов ужасов с феминистическим духом. Почему так вышло и как изменилось восприятие «Тела Дженнифер» 15 лет спустя, расскажем в статье.
Есть, чтобы жить. Мстить, чтобы не чувствовать боль
Ниди Лесники (Аманда Сейфрид) и Дженнифер Чек (Меган Фокс) — лучшие подруги детства и совершенно друг на друга не похожи. Ниди — тихая серая мышка, а Дженнифер — самая красивая и популярная девушка школы, чирлидерша и капитан группы поддержки. Именно она подталкивает стеснительную подругу пойти в местный бар на концерт рок-группы. Во время вечеринки происходит возгорание. Ниди собирается домой, но Дженнифер жаждет продолжения и решает уехать с участниками группы, которые её насилуют и приносят в жертву. Героиня переживает жуткую ночь и меняется: в неё вселяется демон, требующий плоти и крови. Не получив поддержки от Ниди, Дженнифер начинает череду убийств: соблазняет парней, а потом съедает их.
В 1976 году на экраны вышла «Кэрри» Брайана де Пальма по роману Стивена Кинга. Кровь, огонь и яркие мерцающие цвета — апофеоз мести Кэрри, превратившейся из жертвы в тирана. Кровь стала отправной точкой для созревания конфликта — девушку подвергли издевательствам за попытку попросить помощи у одноклассниц во время первых месячных. Преображение Дженнифер тоже начинается с крови — её приносят в жертву дьяволу через жестокий ритуал. Способности суккуба одной и телекинез другой — это невыраженный крик, невысказанные слова обиды, удержанная злость. Даже если издевательства над Дженнифер происходят за рамками школы, разве она — не такая же жертва, но по обратную сторону? Бесконечная сексуализация, нужда соответствовать образу глупой и красивой девушки, которая с ненавистью размазывает косметику по лицу, сидя перед зеркалом.
Тема трудности полового созревания кричит не только с плаката фильма: «Ад — это девочка-подросток», но и через поведение главных героинь. Диабло Коди, до этого написавшая сценарий к фильму «Джуно» о незапланированной беременности девочки-подростка, знала, как лучше всего подать материал. Во время создания фильма сценарист ориентировалась на «Ребёнка Розмари» и «Кэрри», в которых чувство ужаса было связано с образом женщины и чествования в нём дьявольского начала. Она также обращалась к ужасам 1980-х, где заметила закономерность: последним выжившим часто оказывалась женщина, а «ужасы всегда имели феминистский уклон и в то же время были восхитительно эксплуататорскими». В этом плане «Тело Дженнифер» ведёт двойную игру: оно централизирует сексуальность героини, притворяясь слэшерной комедией, тогда как самом деле оказывается куда более глубокой и мрачной. Этот фильм в большей степени «Оборотень» (Ginger Snaps) Джона Фоусета, в котором подросток Джинджер также переживает внутренние изменения после укуса монстра, нежели слэшерные комедии, с которыми его было принято сравнивать в начале 2000-х.
Детская дружба — самая крепкая?
Центральная тема «Тела Дженнифер» — не только созревание и месть жертвы, но и женская дружба. Между подругами детства установилась крепкая нерушимая связь, понятная лишь им обоим. Здесь образуется эмоциональная зависимость, а с возрастом и появлением различий — токсичность подобных взаимоотношений. Дружба с песочницы — это не только ночёвки и общие тайны, но и ловушка, из которой нет выхода. Если нога попала в капкан, её придётся отрезать — что и делает Ниди в конце фильма.
Терпеть плохое отношение к себе — плохая привычка. Ниди принимает его за норму: с детства девушка отставала от эффектной Дженнифер. Любовь и привязанность к подруге со временем достигает критической точки и начинает походить на ненависть. Чек может назвать Лесники «Тампакс», а та, в свою очередь, позволить группе рокеров увезти подругу в неизвестном направлении. Но стараясь причинить друг другу как можно больше боли, они понимают, что в конечном итоге их дружба значит для них слишком многое. А ещё они — девушки, которые как никто другой могут понять друг друга (что и происходит в конце).
«Основной причиной создания проекта было желание по-новому выразить интенсивность женской дружбы. Я хотела показать её ужасающей и паразитической», — поделилась Коди.
Секс-символ Меган Фокс или почему фильм провалился
Всё началось с неправильного продвижения ленты: от плакатов с двусмысленными надписями «she's evil... and not just high school evil» до рекламы через откровенную сексуализацию Меган, которая после «Трансформеров» закрепила за собой подобный образ в глазах большей части аудитории.
«Большая часть маркетинга держалась на: “Меган Фокс сексуальна, приходите посмотреть этот фильм”. А проект был не об этом. Он о людях, которые фокусируются на чём-то и упускают суть, о сексуализации кого-то, кто не хочет, чтобы его сексуализировали. О бессилии молодых девушек и женщин. Никто не был готов это услышать», — поделилась Меган Фокс.
В начале нулевых критики поголовно называли фильм «Сумерками для мальчиков» — глупой подростковой сексуальной фантазией для парней, где вместо Роберта Паттинсона была Меган Фокс. Но её героиня — не сексуальная фантазия, а фантазия о мести, воплощающаяся самым кровавым и жестоким образом. Попытка ответить насилием на насилие. Было ли это слишком рано для 2009 года? Определённо.
«Тело Дженнифер» оставило критиков в глубоком замешательстве. Chicago Tribune назвали его «жутким рассказом о суккубах», а LA Times — «самозабвенными брызгами, наложенными на ужасающую картину». Стали бы критиковать фильм подобным образом сейчас, когда вовсю идут дела, связанные с насилием и объективизацией, а движение #MeToo поддерживает всё больше женщин? Спустя 15 лет в кино крутят острые и кровавые фильмы о женщинах и их мести: «Выжившая» Корали Фаржеа, «Максин XXX» Тая Уэста. Коди и Кусама исследовали темы, о которых не любили говорить в нулевые, потому что женщины научились молчать. Если бы «Тело Дженнифер» вышло сейчас, его восприняли бы иначе. New York Times включил ленту в список лучших фильмов ужасов, снятых женщинами, а Syfy Wire назвал его «всё ещё социально актуальным».
«Этот фильм — комментарий к ненависти между девушками, сексуальности, смерти невинности, а также к политике в том, как город реагирует на трагедии (кровавые смерти нескольких молодых людей). Любой человек, осмелившийся отреагировать нестандартно, получает клеймо предателя», — комментировала Коди.