Квентин Тарантино состарился и начал ворчать на Marvel, ностальгируя по шестидесятым, Элай Рот («Кто там», «Зелёный ад») ушёл снимать экранизацию Borderlands, а Джеймс Ганн окончательно провалился в супергероику и занялся переосмыслением DCU. Казалось, что в мире больше не осталось любителей грайндхауса и талантливых трешоделов с громкими именами. Но из ниоткуда выпрыгнул Джейсон Айзенер («Бомж с дробовиком») и швырнул в нас своим новым сай-файным хоррором «Детки против пришельцев» (Kids vs. Aliens), премьера которого в мировом прокате состоялась 20 января 2023 года. После такого события мы решили выяснить, почему режиссёр решил, что ему нужно посвятить карьеру пародиям на фильмы категории B, и как герой всё ещё не сдаётся на фоне вымирания коллег по цеху.
Детство
В сети почти нет информации о детстве режиссёра. В интервью Айзенер рассказывал о своей юности в общих чертах, а на IMDb у постановщика даже не указан год рождения. Точно известно, что Джейсон родился в Канаде где-то в начале восьмидесятых. Парень рос киногиком и снимал фильмы на заднем дворе, пытаясь завлечь в них друзей и родственников. Айзенер также обзавёлся целой пачкой гиперфиксаций, которым и посвятил всю свою дальнейшую профессиональную карьеру. Кроме эксплуатационных фильмов 70-х и 80-х, в список попали пришельцы (в регионе, где рос герой материала, ходили байки, что в 1967 году местные рыбаки столкнулись с НЛО), реслинг и дайвинг.
Ранние работы и фейковый трейлер «Бомжа с дробовиком»
Айзенер взрослел, а его киноэксперименты с друзьями становились всё масштабнее. Ранние работы Джейсона напоминали такие же жанровые приколы юных Эдгара Райта (Dead Right) и Питера Джексона («Инопланетное рагу»). В 2003-м был снят зомби-хоррор Fist of Death, от которого в сети остались только трейлер и постер, а в 2005-м энтузиасты выкатили гиперболизированную квинтэссенцию 80-х под названием The Teeth Beneath.
Так Айзенер и развлекался до 2007 года, пока Тарантино и Родригес не задумали своё любовное письмо жанру эксплуатационного кино под названием «Грайндхаус». Фильм отсылался к эпохе, когда некоторые олдовые кинотеатры устраивали сдвоенные сеансы всякого трешака. Квентин царапал плёнку и готовил один большой референс к лентам в духе «Быстрее, кошечка! Убей, убей!», а человек в ковбойской шляпе планировал свою версию зомби-апокалипсиса с абсурдным солдафоном Брюсом Уиллисом, стриптизёршей с ногой-пулемётом и учёным, собирающим тестикулы. Всё это было сдобрено пачкой вымышленных заставок и фейковых трейлеров от друзей режиссёров. Дуэт также устроил конкурс совместно с фестивалем SXSW и предложил кинолюбителям запилить свой фанатский тизер, который мог бы стать частью «Грайндхауса».
Джейсон Айзенер и компания узнали о конкурсе и решили реализовать одну из старых идей о бездомном с огнестрелом. Однажды патлатый знакомый режиссёра, увлекающийся страйкболом, в шутку предложил творческим товарищам снять кино о нём, а они ответили, что такая картина, скорее всего, называлась бы «Бомж с дробовиком». В 2007-м Айзенер достал пыльную задумку с полки, посмотрел целую кучу треш-трейлеров реальных фильмов на YouTube и приступил к съёмкам. Бомжи, дробовики, продажные копы, литры крови, коронные фразы и карикатурные злодеи впечатлили создателей «Грайндхауса», и трейлер встал в один ряд с работами Эдгара Райта и Роба Зомби.
«Месть ёлок» и полноценное возвращение «Бомжа с дробовиком»
После релиза трейлера к Айзенеру стали приходить новые идеи, связанные с «Бомжом», и он решил превратить его в полноценное кино. Переговоры с продюсерами продвигались медленно, поэтому любители эксплотейшна занялись ещё одной жанровой короткометражкой. «Месть ёлок» стала олдскульным хоррором категории B, где настоящими чудовищами выставляются люди. В начале фильма суровые (канадские, конечно) дровосеки яростно срубают ели, молящие о пощаде. Затем они разлучают хвойные семьи и распродают их обывателями на Рождество. Дальше в монстров превращаются уже деревья и начинают мстить обидчикам!
В «Месть ёлок» режиссёр вложил почти всё своё трешовое чувство юмора в духе Ллойда Кауфмана и его студии Troma («Токсичный мститель», «Тромео и Джульетта»), а вот галлонов бутафорской крови осталось ещё на несколько картин вперёд. Поэтому во время начала работы над полнометражным «Бомжом с дробовиком» в 2011 году Джейсон Айзенер решил делать не очередную пародию на эксплотейшн, а дотошную стилизацию под экшены восьмидесятых. Комедийный эффект достигался абсурдной серьёзностью героя Рутгера Хауэра, саундтрек напоминал композиции из фильмов Джона Карпентера, а визуал превратился в имитацию плёнки, залитой неоновым светом. Подробнее о фильме читайте в нашем отдельном материале.
Гиперфиксации
Айзенер вернулся к малой форме и продолжил отдавать дань уважения своим хобби. Постановщик ещё немного поигрался с восьмидесятыми в новелле Y is for Youngbuck для безбашенного треш-альманаха «Азбука смерти» 2012 года. По сюжету, школьник мстит уборщику-извращенцу за издевательства в формате клипа. В 2013-м Джейсон поучаствовал в ещё одном сборнике «З/Л/О 2». В фрагменте Slumber Party Alien Abduction соединились почти все увлечения режиссёра вроде подводных съёмок, VHS-эстетики и истории с пришельцами.
Во время работы над морскими сценами трешмейкер быстренько запилил ещё одну короткометражку «Последнее погружение», посвящённую ужасам дайвинга. Айзенер выложил работу на YouTube, и она завирусилась в сети. Поэтому в 2014-м режиссёр отправился к Fox питчить идею для нового хоррора, но полный метр так и не пошёл в работу. В это же время постановщик выступил исполнительным продюсером другого оммажа любимой эпохе под названием «Турбо пацан». Нужно ещё постараться, чтобы отличить фильм о пареньке, косящем под супергероя в постапокалиптическом антураже, от работ самого Айзенера.
Новых предложений стилизовать что-то под фильмы категории B не поступало, поэтому Джейсон обратился главному эксплотейшну спортивной индустрии — реслингу. Канадец с удовольствием сменил профиль и снял «Тёмную сторону ринга» и Tales from the Territories, два документальных сериала о бойцах-актёрах в цветастых костюмах.
«Детки против пришельцев»
Возвращения к любимому жанру пришлось ждать почти десять лет. Набравшись опыта во всевозможных форматах, Джейсон Айзенер выкатил микс из раннего сай-фая Спилберга, похождений Хи-Мэна и Ши-ры (героев олдскульных мультсериалов по мотивам экшен-фигурок), приключенческих комедий с детьми вроде The Goonies, собственных наработок со времён производства альманаха «З/Л/О 2» и продюсирования «Турбо пацана». По крайней мере, так говорят критики и сам режиссёр.
Вдохновляемся этой историей о любви режиссёра к своему делу и готовности идти до конца, готовимся к просмотру «Деток против пришельцев» и стараемся не путать их с «Детьми против волшебников»!
Обложка: dorisovala