«Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд». Шесть лет ожиданий, и мы снова можем услышать эту культовую фразу в 25-м фильме о знаменитом агенте 007, которому в следующем году исполнится 60 лет. Кинокритик Тимур Алиев рассказывает, как создатели франшизы попрощались с Крэйгом, игравшим Бонда 15 лет, и почему «Не время умирать» — редкий случай развлекательного кино с человеческим лицом.
Практически трёхчасовой приключенческий эпос от режиссёра Кэри Фукунаги начинается с флешбэка. Попрощаться с Крэйгом зрители ещё успеют; за много десятилетий до рассказываемых событий авторы знакомят нас с главным антагонистом — новым воплощением сил зла по имени Люцифер Сафин (его играет Рами Малек). Тот приходит в дом одного из агентов организации «Спектр», ведомый масштабной местью: когда-то этот человек убил всю его семью, теперь Люцифер хочет ответить ему тем же.
Где-то в настоящем зритель встречает, наконец, Бонда (в образе Дэниэла Крэйга) и его жену Мадлен Суонн (Леа Сейду, которая появилась в образе доктора Суонн в предыдущей части Бондианы «007: Спектр»). Вместе они пытаются похоронить прошлое (с обоих сторон) и научиться жить настоящим. «У нас есть всё время мира», — утверждает главный, и уже в следующем эпизоде противоречит этому тезису. Чудом оказавшись в живых после взрыва бомбы, заложенной на могиле Веспер Линд (девушка Бонда в фильме «Казино Рояль», ею была Ева Грин), Джеймс оказывается втянут в очередную масштабную операцию по спасению мира (ну вы знаете, эти британские шпионы).
Этого введения с минимальным количеством спойлерных деталей достаточно, чтобы понимать базовый конструкт среднестатистического фильма Бондианы, к которому без всяких сомнений относится и «Не время умирать». Несмотря на то, что 25-й фильм о Бонде впервые сделан без опоры на конкретный литературный первоисточник (предыдущие ленты базировались на романах британского писателя Яна Флеминга о вымышленном агенте MI6), Фукунаги и команда сценаристов не стали выдумывать велосипед, а пошли по протоптанной колее «Тысячеликого героя» Кэмпбелла.
Впрочем, это не делает кино простым или предсказуемым (хотя, справедливости ради, все промо-материалы, прямо намекающие на завершение эпохи Крэйга в образе Бонда, сильно искажают восприятие уже в начале просмотра). Этот масштабный проект, как и предыдущие ленты об агенте MI6, закручивает не один узелок интриги по ходу развития сюжета, так что скучать точно не придётся. Здесь у каждого персонажа, в том числе у героев второго плана, есть свои тайны и «скелеты в шкафу». Как и всегда, Бонд не может доверять никому на 100%. Даже у самых близких людей есть свои тайны (о чём Джеймс выскажется несколько раз), некоторые из которых повлияют на трагическую судьбу главного героя.
Начальные титры, появляющиеся после первого эпизода с участием героини Леи Сейду (спустя 15-20 минут хронометража) — пожалуй, одни из лучших, что вы видели в полнометражном кино за всю его историю. Вступление фильма «Майор Гром: Чумной Доктор» с музыкой группы «Кино» беспечно курит в сторонке. В кадре «Не время умирать» рисованные пейзажи, предвещающие (исключительно намёками) будущие события ленты, сменяют друг друга, пока на фоне звучит No Time To Die от Билли Айлиш (просто для протокола: это «Лучшая песня, написанная для визуальных медиа» по версии премии «Грэмми»).
Хронометраж нового фильма о Бонде (2 часа 43 минуты) рискует оттолкнуть многих от просмотра, но переживать по этому поводу не стоит. Многочисленные перестрелки и стычки с врагами, смена локаций и континентов, появление и скоропостижное выпиливание из истории массы важных и не очень важных персонажей — все это «сожжёт» ваше время так быстро, как это возможно. На часы смотреть будет некогда, иначе рискуете пропустить важную деталь сюжета и не понять дальнейшие перипетии истории.
Стоит понимать три важных момента во время просмотра Бондианы, если вы вдруг ещё не. Во-первых, на эпизоде «Не время умирать» история о Бонде не заканчивается. Держите в голове простой факт: франшизы современности — это то, на чём крупные студии зарабатывают огромные деньги. Уходит Крэйг, а Бонд остаётся (для наиболее сомневающихся в финале появится строка «Джеймс Бонд вернётся»). Во-вторых, Бонд, как и в предыдущих частях, — не совсем человек, а нечто среднее между Суперменом и Фантомасом. С точки зрения кинематографа, конечно, ибо по сюжету Джеймс, естественно, человек из плоти и крови. За почти три часа в него не попадёт ни одной пули (практически), он не получит сколь-нибудь серьёзных увечий и, как это ни странно, почти не изменит выражение лица — одновременно пугающее и вселяющее уверенность.
Наконец, в-третьих, новая глава одного из величайших детективных франшиз в истории кино вас сильно разочарует, если вы будете ждать от неё реалистичности. Бондиана — своего рода «Форсаж» в мире шпионских боевиков. Когда вы увидите, что автомобиль, несущийся на полной скорости, не в состоянии пробить каменную опору полуразвалившегося моста, или один из антагонистов, в которого выпустили полную обойму пистолета, остаётся в живых как ни в чём не бывало, или таинственные наноботы убивают одного персонажа, а на другого вообще не действуют, просто примите тот факт, что фильм работает по принципам, известным лишь группе сценаристов и никому кроме. Словом, «Не время умирать» не блещет здравым смыслом, мягко говоря. Возможно, те, кто не сможет с этим смириться, посчитают это за минус фильма.
Во всём остальном у нового Бонда практически нет проблем. Актёры, заявленные в главных ролях, филигранно делают свою работу. Во многом история, конечно, держится на драматично-комедийном дуэте Крэйга и Лашаны Линч (она играет Номи, агента 00, впоследствии получающего позывной «007»). Эти двое проходят традиционный путь «от ненависти до любви», разве что в случае с этим фильмом «любовь» можно заменить на «уважение». Все главные герои получают свою историю и её развитие. Не хватило экранного времени разве что главному злодею, которого играет Малек. Единственные ассоциации о нём на финальных титрах: «имя, как у Дьявола», «изъясняется пафосными фразами», «тяжёлое детство».
Отдельно стоит остановится на русском следе в новом Бонде. Да, Россию создатели не могли обойти стороной, так что ближе к финалу отечественный зритель сможет почувствовать свежий воздух родных просторов. Мало того, что одного из двойных агентов-учёных, которого зовут Валдо Обручев (русские корни, они такие), так ещё и ферма, где производится оружие, способное уничтожить весь мир, располагается, естественно, на территории матушки России. Но не торопитесь бросаться в сценаристов тухлыми яйцами, в целом за весь фильм не будет ни одной русофобской шутки. Это все-таки не «Никто» с карикатурным бандитом Алексеем Серебряковым и песней «Милый мой бухгалтер» в ночном клубе-пристанище мафии.
По итогу «Не время умирать» — редкий пример крупнобюджетного мейнстримного кино, которое в ходе разработки (к слову, сложнейшей; здесь и смена постановщиков, и недоделанный вплоть до старта съемок сценарий, и пандемические переносы) и появления на свет сумело сохранить, что называется, человеческое лицо. Эпизод прощания с персонажем Дэниэла Крейга просто не может оставить равнодушным, а, скорее всего, выбьет из вас (как минимум, скупую) слезу. Взрывы, гонки, шпионские гаджеты и женщины в сногсшибательных платьях с вырезом, которые будут изучать на курсах художников по костюмам — всё это прилагается к цельнометаллическому образу «вечного» агента 007, стоящего на страже порядка и спокойствия не Великобритании, но всего мира.