Как только опубликовали шорт-лист «Оскара-2022», мы тут же принялись изучать номинантов. Успели поговорить с режиссёром «БоксБалета» Антоном Дьяковым, расспросить о работе над «Побегом» аниматора Эдварда Курчевского и оценить «Стеклоочиститель» Альберто Мьельго. Теперь хотим рассказать о короткометражке «Искусство в крови» (L’art dans le sang) британского аниматора и режиссёра Джоанны Куинн. Проект временно выложили в открытый доступ, но в любой момент его могут закрыть. Вряд ли до награждения «Оскара» 27 марта выпадет шанс её увидеть, так что не откладывайте. Мы же расскажем, чем хороша история Куинн.
История в короткометражке рассказывается от первого лица: через рассуждения и флешбэки главной героини Берил мы узнаём о её детстве, родственниках и сомнениях. Женщина, сколько себя помнит, страстно влюблена в искусство, но к 59 годам так и не смогла реализовать себя как дизайнер или художник. Мерилом успеха Берил выбирает своё окружение и большую часть истории посвящает сестре Беверли. Та хорошо устроилась в жизни, влюбилась в своё тело и открыла доходное дело: она предлагает людям новшества криогеники — воздействия разных температур на организм. Впрочем, Беверли тоже в какой-то степени художник: она с детстве интересовалась деформациями тела. Но не в самом хорошем смысле.
Когда героиня была подростком, она настолько увлеклась таксидермией (изготовлением чучел) животных, что быстро перешла от тараканов и жучков к домашнему псу, могла часами рассматривать тело умершей бабули. Однажды девочке приснился сон, как она вместе с мёртвым Лениным ест пирожные в ГУМе и летает по Москве. Тогда её заветной мечтой стал поход в мавзолей на Красной площади. Чего в Беверли всегда было больше — желания исследовать или жестокости, сложно сказать. Однако это сомнительное увлечение трансформировалось в заработок и более щадящий метод изучения живых организмов.
На фоне Беверли её сестра чувствовала нереализованность, хотя её страсть к искусству выражалась в куда более безобидных формах. Максимум, чему Берил могла навредить, так это обоям в своей комнате, больше похожим на полотна юного дарования. Всю короткометражку героиня мечется и сожалеет об упущенных возможностях: она же могла стать великой, открыть свою галерею, уйти в дизайн — хоть как-то реализоваться и выйти из своего комфортного, но явно теснящего её мирка.
Но так ли универсален путь её сестры? Конечно, это прекрасно — трансформировать детские увлечения в дело своей жизни и успокоиться, но Берил не готова останавливаться. Для неё куда важнее поток, тот хаос и движение, которым наполняется каждый день. И поэтому героиня постоянно мечется, ведь даже это внутреннее метание — и есть она сама: «Я должна зафиксировать движение! Время перемен! Это гипа-футуризм». Возможно, для успеха ей стоило нанять менеджера, который бы взял переговоры и рутину на себя.
Джоанн Куинн точно выбирает технику для визуальной передачи состояния Берил — тотальную анимацию. Её используют не так часто: обычно в кадре двигаются персонажи, а всё остальное статично. В короткометражке Куинн анимировано всё: и герои, и пространство. Тотальная анимация завоевала жюри «Оскара» в 1981 году, когда чешский аниматор Ференц Рофус выиграл награду за свою короткометражку «Муха». Кроме новаторского подхода работа поражала ещё и тем, что Рофус не применял технику ротоскопирования — то есть, сам отрисовывал каждый кадр и воспроизводил движения насекомого. Он же усложнил задачу эффектом рыбьего глаза: так как мир в короткометражке мы видим глазами мухи, важно было деформировать картинку.
Так как техника не нова, вряд ли именно она станет визитной карточкой на «Оскаре». Скорее это хорошее дополнение к сложной истории, которая заставляет съёживаться, сопереживать и рефлексировать.
Чем больше мы изучаем номинантов на «Оскар», тем сложнее выбрать, за кого болеть. Короткометражные анимационные фильмы настолько разные и по-своему цепляющие, что хочется раздать статуэтки сразу всем. К счастью, не наша забота определять фаворита. А кому всё-таки достанется «Оскар», узнаем 27 марта.