Видеоигры стали неотъемлемой частью поп-культуры наряду с кино. Они меняются и не стоят на месте: создают новые жанры и заинтересовывают как заядлых геймеров, так и тех, кто в целом далёк от игр. Сегодня всё большую популярность приобретает интерактивное кино. Кому не хочется управлять сюжетом и судьбами героев? На первый взгляд, понятие включает множество важных деталей, которые и создают жанр — непосредственное участие игрока и длинные кат-сцены. Но где проходит чёткая граница между кино и геймингом? Можно ли считать интерактивный эпизод «Чёрного зеркала» «Брандашмыг» игрой, а The Last of Us — фильмом с элементами геймплея? Давайте разбираться.
Что такое интерактивное кино?
Под этим термином традиционно понимают видеоигры или иные средства передачи информации, включающие в себя элементы кинематографичности. В гейминге термин относится к киноигре, которая, помимо игровой составляющей, включает полнометражные срежиссированные сцены и анимацию. В киноиндустрии приём относится к понятию «интерактивный кинотеатр», где зритель может влиять на сюжет картины и выбирать развитие событий. Начнём сначала и вспомним, кто был первопроходцем жанра.
Идея привлечь зрителя или игрока к участию в сюжете совсем не нова. Пробовать формат начали ещё в 1960-е. Первой картиной, получившей звание «интерактивного кино», стала лента «Киноавтомат: Один человек и его дом». При показе в кинотеатрах фильм останавливали и просили зрителей проголосовать, каким будет продолжение. После решения картина продолжалась. При этом финал был известен. Сложно назвать ленту интерактивным фильмом в привычном понимании, однако именно она поспособствовала развитию жанра.
Помните культовые «Ужастики» — те самые детские книжки-страшилки? Именно они приобрели особую популярность в странах СНГ. Некоторые выпуски предлагали читателю выбрать развитие истории, определить маршрут и порядок действий, чтобы получить уникальную концовку. Таким образом, жанр начинал обретать себя, используя разные приёмы. Формат таких книг продолжает быть популярным на западе (особенно в среде фанатов настольных игр). Серия рассказов Choose Your Own Adventure полностью посвящена интерактиву с читателем и наполнена самыми разными историями. Даже известные авторы пробовали себя в этом жанре! Например: Джон Фаулз и его «Женщина французского лейтенанта», где читатель вправе выбрать один из трёх финалов истории. Или Хулио Кортасар и его «Игра в классики», где можно читать роман как последовательно, так и нелинейно, что влияет на развитие сюжета.
Культовые видеоигры и первопроходцы
Пока что мы упомянули лишь фильмы и книги. Пора поговорить и об играх! Предлагаем вспомнить знаковые проекты, подарившие нам жанр интерактивного кино в привычном понимании.
Когда речь заходит об инновациях в гейм-индустрии, нельзя не упомянуть студию Quantic Dream, совершившую прорыв в создании игр. Команда до сих пор выходит за привычные рамки: каждый новый проект удивляет графикой и ветвлением сюжета, создаёт больше возможностей для погружения игрока в историю. Это позволяет наслаждаться проектами всё больше! Из интервью Дэвида Кейджа известно, что именно натолкнуло его на создание подобных игр: «Захватывающий сюжет и повествование разрушается тем, что игрок может бродить где угодно в огромном открытом мире, уходить от важного сюжетного диалога в самой середине и возвращаться через пару часов». Геймдизайнер стремился создать проекты с акцентом на историях персонажей.
Fahrenheit
Перед нами — дебютная игра студии Quantic Dream, выпущенная в формате интерактивного кино. В центре сюжета — три героя: Лукас Кейн, убивший человека под воздействием сверхъестественных сил, и двое детективов, расследующих дело. Проект стал прорывом в индустрии: он дал возможность выбора действий, диалогов, а главное — концовки. Для 2005-го — настоящий прорыв!
Heavy Rain
После успеха Fahrenheit студия не могла бездействовать. В 2010-м компания выпустила детективный триллер, героями которого выступили четверо персонажей, расследующих дело серийного убийцы. Игра апгрейднула предшественника: разработчики сделали возможности выбора намного больше, решения в прошлом стали сильнее влиять на действия в процессе прохождения.
Detroit: Become Human
А вот и он! Грань между кино и игрой постепенно размывается. В 2018-м выходит нашумевший Detroit. Игра получила высокие оценки и быстро стала классикой жанра. Реализм вышел на новый уровень: разработчики использовали технологию захвата движения, с помощью которой создавали анимацию посредством оцифровки действий настоящих людей. Сюжет ставит вопрос: «Могут ли андроиды мирно сосуществовать с человечеством?» Чтобы разобраться в этом, советуем ознакомиться с Detroit: Become Human, другими играми студии Quantic Dream, а также их коллег вроде Telltale Games.
Проекты, в которых используется технология захвата движения, стирают рамки кино и моделирования персонажей. Реальные актёры принимают участие в их создании, сценаристы скрупулёзно разрабатывают сюжет, а сцены и движения камеры не уступают высокобюджетным блокбастерам! Посмотрите на проекты Supermassive Games — Until Dawn, The Quarry и другие. В них принимает участие множество известных актёров.
Стоит сказать, что интерактивное кино может включать в себя как видеоигры, так и фильмы. Основное различие лишь в количестве материала. Если преобладает геймплей, на который тратится гораздо больше времени, то это всё же игра. Если основа — сюжет, а также отсутствует игровой процесс и возможность управлять действиями/движениями героя, то это — интерактивное кино, с подзаголовком «фильм». Таким образом, вышеперечисленные примеры — в первую очередь видеоигры.
Наличие кинематографических сцен и кадров, возможность вмешиваться в сюжет и выбирать итог — главные фишки жанра. При этом отчётливо видна грань между игрой и фильмом. Управление персонажами — ключевое отличие. Но основная составляющая интерактивного кино — всё же выбор. Перейдём к примерам!
Кинематографичные игры вроде The Last of Us
Проект собрал слишком много шума. История Элли и Джоэла покорила сердца многих: драма, ужасы, зомби-апокалипсис. Перечисленное подкрепляется красивой графикой и интересным сценарием. Но можно ли считать The Last of Us игрой? Или это тоже кино?
Процесс прохождения не даёт возможности выбора, привычного для игрока. Мы не получаем разные концовки, а линейно следуем сюжету. Можно однозначно сказать, что The Last of Us — именно видеоигра. Но куда отнести длинные кат-сцены, демонстрирующие огромную часть сюжета? С ними проект будто бы превращается в интерактивное кино, особенность которого — невозможность пропустить видеоряд. Эти сцены дают понимание, что происходит с героями, показывают историю. Если убрать такие важные составляющие, The Last of Us станет просто игрой о выживании, которая не имеет сюжета и концовки.
Предлагаем сравнить проект с культовым «Ведьмаком». Почему он — видеоигра, а не интерактивный фильм? В проекте CD Projekt Red есть возможность управлять персонажем, свободно изучать мир и проходить миссии, но основное отличие — возможность пропустить кат-сцены. Большая часть истории рассказывается через геймплей: многое можно узнать именно в процессе либо из различных внутриигровых источников.
Особенности интерактивного кино найдены. Однако определить жанр The Last of Us стоит иначе — экшен с элементами хоррора и стелса. К интерактивному кино проект всё-таки не относится. Он не даёт свободы выбора, что снижает взаимодействие с игроком.
Визуальные новеллы
Ещё одно любопытное ответвление от интерактивного кино очень популярно в Японии. В этих играх не нужно управлять персонажем, достаточно лишь вести диалог. Они представлены в формате визуального квеста, в котором игрок погружается в историю благодаря тексту на экране. Персонаж может менять к нему отношение в зависимости от выбранных в диалогах фраз. К жанру относятся, например, Saya no Uta, Tsukihime, а также полюбившиеся в России «Бесконечное лето», Doki Doki Literature Club и Tiny Bunny.
Если говорить об играх, в которых действия влияют на отношения с героем, то стоит упомянуть и популярную в Японии Catherine. Главный герой — запутавшийся мужчина. На персонажа давит приближающаяся свадьба, таинственная незнакомка и опасные для жизни сны. Игра включает в себя как диалоги с возможностью выбора ответов, так и игровой процесс, в котором необходимо быстро принимать решения, ведь от них зависит жизнь героя.
Новые проекты, вдохновлённые идеями прошлого столетия
В самом начале мы рассказали о первых фильмах, взаимодействующих со зрителем. Уместно вспомнить и нашумевшего «Брандашмыга» с другими работами Netflix, которые стирают границы между геймингом и кино.
Один из экспериментальных эпизодов сериала, «Брандашмыг», вышел в 2018 году и собрал вокруг себя много обсуждений. Интерактивный проект студии повествует о молодом программисте, желающем создать игру, но попавшем в искажённую реальность. При просмотре через онлайн-кинотеатр зритель мог влиять на судьбу героя — даже выбирать компоненты его завтрака. От решений зависел финал эпизода, и возможных «итогов» было около десятка. Приём стал важной частью сюжета и позволил с головой окунуться в происходящее на экране, призывая «пересматривать» снова.
Другие проекты Netflix
На одном «Чёрном зеркале» Netflix не остановился. В 2015-м платформа выпустила сериал «Приключения кота в сапогах». Главный герой старается защитить Сан-Лоренсо от захватчиков. Обычные эпизоды разбавил интерактивный специальный выпуск, где зритель сам выбирал судьбу персонажа. Сюжет «Кот в сапогах: в плену у сказки» показывает, что случится с героем, оказавшимся в книге. Каждые 10-15 секунд на экране появляется панель с возможными вариантами, чтобы зритель определял развитие истории и помогал Коту спастись от мести Фартомолью Фишфлингера.
Помните путешественника и ведущего Беара Гриллса? Интерактивное кино затронуло и его шоу. Netflix выпустил мини-сериал You vs. Wild, в котором зрителю необходимо помогать герою в сложных ситуациях. Подняться наверх к поджидающей пуме или прыгнуть со скалы? Пойти по замёрзшей пещере или отправиться в более тёплое местечко? От выбора зависит итог истории, который не всегда может быть хорошим. Помимо этого, компания выпускала многие другие интерактивные шоу и проекты, которые пользовались спросом: Cat Burglar, «Босс-молокосос: лови карапуза» и не только. А вы успели познакомиться с этой своеобразной кинореволюцией?
Игроки и зрители попеременно пишут статьи об интерактивном кино, пытаясь отыскать истину. Обсуждения показывают, что многие придерживаются такого мнения: если в проекте присутствует больше доступных игроку действий и упор сделан на сам игровой процесс, то перед вами именно видеоигра, независимо от выбора сюжета или его линейности. Когда в киноленте появляются развилки и интерактив со зрителем, это интерактивный фильм, который никак не относится к видеоигре. Здесь упор на сюжет при отсутствии свободы управления персонажем.
Возможность выбора в кино стирает грань между интерактивным фильмом и видеоигрой. Но отличить их всё же можно, если брать во внимание черты жанра, о которых мы говорили выше. Важно помнить, что понятие интерактивного кино включает в себя несколько направлений. Однако советуем всё же отталкиваться от слов разработчиков и режиссёров. Гадания вас лишь запутают! Если авторы решат, что «Брандашмыг» — игра, а The Last of Us — кино, то так и быть. Будем играть по их правилам.