Успех ленты говорит за себя: четыре номинации на премию «Оскар», рейтинг 8,6 на IMDb и десятилетия в первых рядах «Топ-250» на «Кинопоиске». В прокате фильм собрал почти в пять раз больше своего бюджета. До сих пор «Зелёная миля» (The Green Mile) — фаворит зрителей во всём мире. Почему кино о надзирателе, темнокожем преступнике и смертной казни стало настолько популярным?
Эта статья содержит спойлеры. Будьте осторожны!
О чём фильм?
Пол Эджкомб (Том Хэнкс) — бывший начальник блока смертников в тюрьме. В доме престарелых он рассказывает подруге Элейн свою историю. В молодости герой столкнулся с умственно отсталым заключённым Джоном Коффи (Майкл Кларк Дункан). Афроамериканца приговорили к казни на электрическом стуле за изнасилование и убийство двух маленьких девочек. Добродушный гигант Коффи не похож на безжалостного преступника. Со временем выясняется: Джон не только невиновен, но и способен исцелять. Это очевидно Полу и другим надзирателям. Но помочь герою никто не в силах. Спустя много лет Эджкомб винит себя за смерть чудесного друга.
Секрет успеха
В фильме затрагивается много тем на любой вкус
На первый взгляд «Зеленая миля» — лишь для любителей детективов, тюремных декораций и Тома Хэнкса. Но фильм, как совы из «Твин Пикс», не то, чем кажется. Здесь говорится о чуде, настоящей дружбе, уважении и любви, человеческих пороках, неизбежности смерти, одиночестве, справедливости и вере.
Пол нежно любит свою жену Джейнис (Бонни Хант) даже после её смерти. В прошлом их отношения тёплые и доверительные. Она во всём поддерживала мужа. Когда тот узнал о талантах Коффи и подозревал, что громила безгрешен, он откровенничал с Джейнис. Женщина верила ему. Через небольшие диалоги ясно, насколько супруги преданны и близки. И это трогает.
Брак их друзей, начальника тюрьмы Хэла Мурса (Джеймс Кромвелл) и Мелинды (Патриша Кларксон), также крепок. Но женщина неизлечимо больна. Скорбь Хэла об угасании любимой раскрывает ещё одну важную тему: боль потери. Она передана в фильме великолепно. Нельзя не сочувствовать Хэлу и не страдать вместе с ним.
Когда надзиратели узнают о способностях Коффи, Джейнис и Пол понимают: Джон — единственная надежда Мелинды на выздоровление. Пол просит своих коллег привезти заключённого в дом семьи Мурс. Это должностное преступление. Товарищи Пола не знакомы с больной, но всё же участвуют в опасной авантюре и спасают женщину. Во времена Великой депрессии этот отчаянный поступок — настоящий подвиг дружбы.
Криминальная сторона фильма ужасает и интригует. За неё отвечают заключённый Дикий Билл (Сэм Рокуэлл), настоящий виновник в деле Коффи, и гнусный надзиратель Перси Уэтмор (Даг Хатчисон), трусливый садист с большими связями. И хоть разоблачение и наказание осуществляются мистическим образом, их моральное падение увлекает до самого конца.
История Джона Коффи напоминает путь Иисуса Христа. Он обречёни одинок. Люди губят его, но Джон полон любви и смирения и готов пожертвовать собой. Он не страшится смерти. Его сила заключается в наивности и большом сердце.
Каждый персонаж — особенный
Не только добрый Джон и доблестный Пол вызывают интерес. Каждый герой «Зелёной мили» запоминается. Заключённый индеец по прозвищу Вождь, адвокат Бёрт Хаммерсмит (Гэри Синиз) и уборщик Ту-ту на экране появляются редко, но их образы яркие. Рассказ-воспоминание Вождя перед смертью светлый и печальный одновременно.
Особенного внимания заслуживает Эдуард Делакруа (Майкл Джетер), ещё один осуждённый. Он находит мышонка и называет его «Мистер Джинглс». История их отношений очаровательна и трагична. Мужчина обучает маленького приятеля трюкам и души в нём не чает. Все, кроме Перси, относятся к грызуну доброжелательно. Но не только презрение к Джинглсу говорит о Перси, как о мерзавце. Его грех более тяжкий. Во время казни Эдуарда Перси специально не смачивает губку, через которую проходит ток. Потому гибель Делакруа вместо мгновенной становится долгой и мучительной.
Перси — многогранный персонаж, хоть и непривлекательный со всех сторон. Его проявления отвратительны, но не карикатуры. В его существование легко поверить. Утрированный злодей в фильме — Дикий Билл. Это изверг, одержимый насилием, олицетворение человеческого порока. Ему противопоставлен Коффи — настоящий святой. Этих двоих можно назвать фантастическими. Все остальные персонажи находятся между Биллом и Джоном, как между Адом и Раем. Это постоянное балансирование между добром и злом делает их реалистичными.
Лента задаёт сложные этические вопросы
Все заключённые в фильме, кроме Джона Коффи, совершили ужасные преступления. Прошлое большинства не уточняется. И всё же понятно: их отправили на смерть не просто так. Надзиратели знают дела подопечных, но относятся к ним по-человечески. А Перси быстро становится изгоем среди тюремщиков за жестокость и злоупотребление властью.
Лояльное отношение надзирателей вызывает вопросы: можно ли так ласково обращаться с ворами и убийцами? Авторы фильма убеждены: не суди, да не судим будешь. У каждого свой путь, обстоятельства, цели. Преступники ответят перед законом и Богом, а более никто не имеет права наказывать. Задача надзирателей — лишь сопроводить виновных по «Зелёной миле»: проходу, ведущему в комнату с электрическим стулом.
И всё же сотрудники тюрьмы не просто слепо следуют приказам и полагаются на Господа. У них есть чёткие нравственные ориентиры. Они стараются помогать нуждающимся и готовы даже нарушить устав, чтобы спасти Джона Коффи. В его случае казнь несправедлива, правильнее дать добряку сбежать. Но тот отказывается от побега. Джон устал от одиночества и человеческой злобы. Он хочет отдохнуть, а значит, закончить жизнь.
Фильм философски рассуждает о смерти. Она разная: страшная, долгожданная, быстрая, нелепая, случайная… но всегда — неизбежная. Конец для всех один. Отличается лишь путь по зелёному коридору. Как лучше его пройти? Кто знает.
«Зелёная миля» легко говорит на щекотливые темы
Главный герой ленты Пол страдает от простатита и мучается при каждом походе в туалет. Мочеиспускание для него — пытка. В кадре часто фигурирует унитаз, искажённое от боли лицо и даже сам процесс облегчения. Пол прямо говорит о своих проблемах с Джейнис, и о сложностях в постели тоже. Хэл Мурс подробно рассказывает о симптомах Мелинды: из-за опухоли в мозге она бесконтрольно матерится. Кажется, эти эпизоды могут убить весь пафос ленты. Но подробности быта и состояния здоровья героев лишь делают события «Зелёной мили» живыми и понятными.
Лента умело чередует комическое и трагическое
Милые шутки в семье Эджкомб о мужской силе Пола после исцеления сменяются сценами насилия, эротические комиксы Перси лежат рядом с Библией, а зажигательные шоу Мистера Джинглса завершается грустной сказкой о Маусвилле, куда мышонок никогда не попадёт. Фильм показывает жизнь, как она есть: печальной и забавной, красивой и ужасной, приправленной звонким смехом и горькой слезой.
Есть яркие спецэффекты
Фантастическая составляющая не мешает правдоподобию «Зелёной мили», даже наоборот. Тут сверхъестественные способности Коффи скорее украшают как самого персонажа, так и фильм. Мигающие и взрывающиеся лампочки, аномальное свечение, летящий изо рта пепел: все эти эффекты впечатляют и делают картинку насыщенной.
Фильм выполнен очень качественно
Актёрские работы «Зелёной мили» выше всяких похвал. Блестяще отыграл здесь не только Майкл Кларк Дункан, за что заслуженно получил «Оскар», но и Том Хэнкс, Майкл Джетер и Дэвид Морс. Последний исполняет роль лучшего друга Пола, надзирателя Брута Хоуэлла по прозвищу «Зверюга». Брут не выглядит хорошим парнем: он лишь слегка ниже гиганта Коффи, груб и вспыльчив. Он особенно презирает Перси и даже избивает его несколько раз. Но на деле герой оказывается отходчивым, честным и порядочным мужчиной с обострённым чувством справедливости. Резкие движения Дэвида Морса, его широкие шаги и мягкая улыбка отлично раскрывают характер персонажа.
В фильме почти не к чему придраться: как художественная, так и режиссёрская работа прекрасны. Успех картины определила и добротная литературная основа Кинга: этот роман — один из лучших у писателя.
В «Зелёной миле» есть всё. И это «всё» сделано качественно и с любовью. Потому лента целых 25 лет возглавляет рейтинги и заслуженно считается шедевром кинематографа.