В марте в России выходит первый CG-мульт студии Ghibli «Ая и ведьма» — это будет история о девочке, которую из детского дома забирает ведьма Белла Яга (да, да, имя супер, совсем не подозрительное). Работал над мультом Горо Миядзаки — сын всем известного Хаяо. В честь выхода «Аи» он дал интервью изданию Polygon — мы его внимательно прочитали и законспектировали. Тут много подробностей о том, как создавался мульт — он, кстати, уже вошёл в лонг-лист «Оскара».
Почему для мультфильма была выбрана 3D CG-анимация?
Горо отмечает, что он вовсе не хотел восставать против норм японской анимации. При этом он очень хотел попробовать что-то новое: «Я чувствовал, что в оригинальном романе есть все необходимые элементы для адаптации». Студия не хотела брать в работу огромную эпическую историю, в которой было бы много персонажей, локаций и пейзажей. В 3D CG-анимации всё должно пройти процесс моделирования, а у Ghibli не было возможности сделать это с большим количеством актёров. В истории мало персонажей, а действие разворачивается практически в замкнутом пространстве. Так что всё идеально сошлось.
Было ли тяжело аниматорам Ghibli переходить на CG-технологию и стиль?
В случае с «Аей и ведьмой» Ghibli сотрудничали с разными студиями, у которых уже был опыт с CG. Так что у основной команды — это, кстати, фрилансеры, с которыми Ghibli до этого уже много раз работали — были верные и прошаренные помощники. Штатных сотрудников от Ghibli, которые занимались «Аей», было немного — это руководитель отдела цифровой анимации и два человека из постпродакшна. Остальные были заняты работой над другими проектами студии.
Были ли особенно сложные моменты при создании мультфильма?
Горо признаётся, что он не спал многие ночи, работая над мультом. Особенно много сил уходило на главную героиню — её игру, эмоции и выражение лица. Довольно долго аниматоры работали над мастерской, в которой Ая и ведьма варят зелья. Горо хотел, чтобы всё было идеальным: место было заваленным и неорганизованным, но при этом прекрасным.
Как отразилась CG анимация на итоговом результате?
Конечно, с помощью 3D CG-анимации можно воссоздать волосы героя вплоть до каждой пряди. Но из-за этого будто бы теряется привлекательность и красота реального персонажа. Горо же хотел оставить больше от героя, основанного на изначальных дизайнах — например, вьющиеся волосы, похожие на рожки. Он отмечает:
Я не чувствовал, что фотореалистичный подход, используемый в 3D CG, подходит для этих персонажей. Поэтому я предпочёл использовать покадровую анимацию, взяв за образец «Кубо» от студии Laika.
Стоит ли ждать ещё CG-анимации от студии Ghibli?
Горо хотел бы продолжить с ней работать, однако Хаяо наверняка будет верен рисованной анимации. Более того, Горо уверен, что даже если его отец закончит работать, студия останется верна его стилю.
Хаяо Миядзаки довольно резко высказывался о CG-анимации в прошлом. Изменилось ли его мнение?
Горо отмечает, что у него было много свободы при создании мультфильма. Хаяо видел финальный результат и сказал, что он «очень интересный». Горо также добавил, что отец, кажется, чувствует небольшое соперничество с Pixar — после просмотра «Аи» он порадовался, что Ghibli наконец смогли сделать что-то настолько же хорошее, как и Pixar.
Мульт мы очень ждём — мало того, что это первый CG-проект Ghibli, так ещё и делает его сын Миядзаки. Ну а после того, как посмотрим, сможем оценить и поболеть за него на «Оскаре».