«Бэтмен и Робин» — худший супергеройский фильм в истории, вы уверены?

«Бэтмен и Робин» — худший супергеройский фильм в истории, вы уверены?

Иван Афанасьев
Вконтакте

20 июня 1997 года состоялась мировая премьера «Бэтмена и Робина» (Batman & Robin), одному из самых раскритикованных фильмов в истории кино уже 25 лет. Он взбесил фанатов и рецензентов, которые без жалости прошлись по его странной эстетике, ужасному сценарию и всем остальным очевидным недостаткам. Спустя годы отношение к фильму будто слегка изменилось: теперь наименее ортодоксальные фаны комиксов называют картину Шумахера своего рода комедией и guilty pleasure, от которой можно получить специфическое удовольствие. Кинокритик Иван Афанасьев, ни разу до этого фильм не смотревший, решился оценить «Бэтмена и Робина» и нашёл его, как минимум, небезынтересным.

Тут надо сразу же оговориться, что я не фанат фильмов и сериалов о супергероях, хотя и смотрю их с удовольствием, когда они действительно клёвые: как мрачный реализм «Джокера» и технологичного «Тёмного рыцаря», так и дурашливого «Человека-муравья» и хип-хопового «Люка Кейджа», например. «Бэтмена» Тима Бёртона (обоих) считаю винтажным и слегка устаревшим, но элегантным зрелищем, фильмы Джоэла Шумахера — в числе любимых (например, «Телефонная будка» и недооценённый «8 миллиметров»), хотя и не могу то же самое сказать про «Бэтмен навсегда», который кажется мне слишком далёким от стилистики комиксов DC. Но я всегда за смелые эксперименты — как, например, в обожаемом мультсериале «Харли Квин» или, заглядывая в сторону конкурентов, хулиганском «МОДОКе» от Marvel. И можно смело сказать, что «Бэтмен и Робин» — один из самых оригинальных и необычных опытов, что может подарить супергеройское кино. Кто бы мог подумать, что мрачный Готэм можно превратить в разудалое шапито — и сделать это так вычурно и стильно?

Источник: Warner Bros. 

Самое, пожалуй, прекрасное в картине Шумахера — то, насколько она искренняя в своём порыве максимально отдалиться от всего того, что происходило с Бэтменом до этого. Ну или, наоборот, вернуться к корням — к баламутным сериалам про рыцаря Готэма 1949 и 1966 годов, которые сейчас совершенно невозможно смотреть, не испытывая лютейший кринж в процессе. Кстати, это не догадка — режиссёр сам говорил, что хотел вернуться к кэмповой стилистике, а актёр Джон Гловер, сыгравший доктора Джейсона Вудроу, рассказывал, как Шумахер кричал с операторского крана в матюгальник перед дублями: «Помните, всё должно быть, как в мультфильме!». Интересно было бы, кстати, посмотреть анимационную версию — это было бы упоительное зрелище: такой дурашливости, как в «Бэтмене и Робине», нет и не было после ни в одном фильме. Вот только на всю эту феерию выделили нешуточный бюджет в $125 миллионов, который, кстати, вопреки всякой критике даже умудрился окупиться почти дважды.

И вот если смотреть на это кино, как на намеренный кринж, оно расцветает прямо у вас на глазах. Буквально: аляповатые костюмы (особенно экстравагантные наряды Ядовитого плюща), уморительно идиотская сцена с вечеринкой, устроенной Wayne Enterprises, самое большое переигрывание в карьере и так обожающего пучить глаза Шварценеггера, от которого Шумахер требовал быть «настоящим мачо» и носить синий светодиод во рту. Вырвиглазная стилистика — очевидно, не баг, а фича: особенно тут выделяется безумный дизайн Готэма, превращённого в эдакий ретрогород будущего из 1960-х. Мускулистые скульптуры гигантских колоссов, плечи которых держат… окей, не небосвод, но здания в Готэме, отлично сочетаются с ненавистными многим сосками и гульфиками на рельефных костюмах Бэтмена и Робина. Да что там, не только их — посмотрите на броню Мистера Фриза и загадочные резервуары в районе груди. Настоящий рай для гачимучи!

Источник: Warner Bros. 

И фишка в том, что это всё не случайно: Шумахер намеренно использовал всю эту псевдоантичную ерунду, чтобы превратить «Бэтмена и Робина» в гипертрофированно маскулинное кино. По сути, вся история в фильме — про настоящую мужскую любовь во всех её проявлениях. Мистер Фриз страдает без жены и не доверяет никому. Самодостаточный Брюс Уэйн уже обзавёлся дамой сердца, а потому чары Плюща на него действуют не так сильно (потому вдвойне любопытно, что в образе Брюса Уэйна Джордж Клуни); не понятый напарником одиночка Робин, напротив, влюбляется в Плюща и «садится на измену», подозревая Бэтмена в неискренности. Памела Айсли любит растения, но те не могут ответить ей взаимностью, так как они не способны на любовь; в результате её суперспособностью становится умение манипулировать мужчинами. Барбара Уилсон оказывается в поместье Уэйна, ведомая тем же чувством, что и мистер Фриз: помочь своему дяде Альфреду, дворецкому Бэтмена, страдающему от той же болезни, что и жена главного злодея. Наконец, злодейский план Мистера Фриза заморозить всех, чтобы те не знали тёплого чувства любви, которого был лишён он…

Источник: Warner Bros. 

Ну вот и скажите, как кино, сделанное, во всех смыслах, с такой большой любовью, может так раздражать? Легко: своим максимально идиотским сценарием с тысячей допущений и нелогичностей, радикальным уходом в сторону стилистики, противоположной мрачной готике «Бэтмена», героями, заламывающими руки, как студенты первого курса МХАТа. Не говоря уже о том, что гомофобов этот фильм, вкупе с открытым геем на посту режиссёра, должен и вовсе приводить в ярость с первых же кадров. Есть соблазн сравнить «Бэтмена и Робина» с легендарной «Комнатой», но мы этого делать не будем: в отличие от Томми Вайсо, Шумахер прекрасно понимал, что делает, и, я уверен, искренне наслаждался процессом дуракаваляния. Как если бы фильм снял Райан Мёрфи (у которого, кстати режиссёр появлялся в сериале «Холстон», где его сыграл Макколей Калкин), получив полный карт-бланш. Желание свалить всю ответственность на постановщика, кстати, не должно преобладать: всё, что творилось на площадке и до неё, видели продюсеры, они же решали, выпустить фильм на экраны или нет. Понятное дело, что, когда кино уже отснято, особых альтернатив нет, но невозможно провернуть такой смелый эксперимент втихомолку.

Источник: Warner Bros. 

Итого: «Бэтмен и Робин» — фильм, которому можно (и нужно) ставить низкие оценки — в моём личном рейтинге он получил заслуженные 4/10. Но рубить с плеча стоит лишь в том случае, если рейтинги для вас — определяющий фактор для просмотра. Увы, такая уравниловка не всегда идёт на пользу кино, у которого есть куда более гибкий материал для оценки, нежели, например, у видеоигр. Публика комиксов — зачастую довольно консервативная по части формы переноса любимых произведений, но именно поэтому стоит с пониманием отнестись к экстравагантной картине Джоэла Шумахера: это удачная и по-своему уникальная, а потому — историческая попытка эту самую форму расшатать. Не революции ради, шутки для. Иначе — why so serious? Не злите клоуна!

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Читайте ещё
Рекомендуем
Популярное
Понятно
Вы успешно подписались на 2х2.медиа
Добро пожаловать! Вы успешно авторизовались
Отлично! Вы успешно зарегистрировались
Срок действия ссылки закончился
Отлично! Ваш аккаунт полностью активирован, теперь у вас есть доступ ко всему контенту
https://media.2x2tv.ru/betman-i-robin-25-let/
«Бэтмен и Робин» — худший супергеройский фильм в истории, вы уверены?
«Бэтмен и Робин» — худший супергеройский фильм в истории, вы уверены?
Насколько на самом деле это плохое кино? Разбирается кинокритик Иван Афанасьев.
Кино и сериалы
2022-06-15T09:06
2022-06-20T09:06
Кино и сериалы
https://media.2x2tv.ru/content/images/2022/06/354-34-.jpg
1440
1440
true
1440
1080
true
1440
810
true

20 июня 1997 года состоялась мировая премьера «Бэтмена и Робина» (Batman & Robin), одному из самых раскритикованных фильмов в истории кино уже 25 лет. Он взбесил фанатов и рецензентов, которые без жалости прошлись по его странной эстетике, ужасному сценарию и всем остальным очевидным недостаткам. Спустя годы отношение к фильму будто слегка изменилось: теперь наименее ортодоксальные фаны комиксов называют картину Шумахера своего рода комедией и guilty pleasure, от которой можно получить специфическое удовольствие. Кинокритик Иван Афанасьев, ни разу до этого фильм не смотревший, решился оценить «Бэтмена и Робина» и нашёл его, как минимум, небезынтересным.

Тут надо сразу же оговориться, что я не фанат фильмов и сериалов о супергероях, хотя и смотрю их с удовольствием, когда они действительно клёвые: как мрачный реализм «Джокера» и технологичного «Тёмного рыцаря», так и дурашливого «Человека-муравья» и хип-хопового «Люка Кейджа», например. «Бэтмена» Тима Бёртона (обоих) считаю винтажным и слегка устаревшим, но элегантным зрелищем, фильмы Джоэла Шумахера — в числе любимых (например, «Телефонная будка» и недооценённый «8 миллиметров»), хотя и не могу то же самое сказать про «Бэтмен навсегда», который кажется мне слишком далёким от стилистики комиксов DC. Но я всегда за смелые эксперименты — как, например, в обожаемом мультсериале «Харли Квин» или, заглядывая в сторону конкурентов, хулиганском «МОДОКе» от Marvel. И можно смело сказать, что «Бэтмен и Робин» — один из самых оригинальных и необычных опытов, что может подарить супергеройское кино. Кто бы мог подумать, что мрачный Готэм можно превратить в разудалое шапито — и сделать это так вычурно и стильно?

Источник: Warner Bros. 

Самое, пожалуй, прекрасное в картине Шумахера — то, насколько она искренняя в своём порыве максимально отдалиться от всего того, что происходило с Бэтменом до этого. Ну или, наоборот, вернуться к корням — к баламутным сериалам про рыцаря Готэма 1949 и 1966 годов, которые сейчас совершенно невозможно смотреть, не испытывая лютейший кринж в процессе. Кстати, это не догадка — режиссёр сам говорил, что хотел вернуться к кэмповой стилистике, а актёр Джон Гловер, сыгравший доктора Джейсона Вудроу, рассказывал, как Шумахер кричал с операторского крана в матюгальник перед дублями: «Помните, всё должно быть, как в мультфильме!». Интересно было бы, кстати, посмотреть анимационную версию — это было бы упоительное зрелище: такой дурашливости, как в «Бэтмене и Робине», нет и не было после ни в одном фильме. Вот только на всю эту феерию выделили нешуточный бюджет в $125 миллионов, который, кстати, вопреки всякой критике даже умудрился окупиться почти дважды.

И вот если смотреть на это кино, как на намеренный кринж, оно расцветает прямо у вас на глазах. Буквально: аляповатые костюмы (особенно экстравагантные наряды Ядовитого плюща), уморительно идиотская сцена с вечеринкой, устроенной Wayne Enterprises, самое большое переигрывание в карьере и так обожающего пучить глаза Шварценеггера, от которого Шумахер требовал быть «настоящим мачо» и носить синий светодиод во рту. Вырвиглазная стилистика — очевидно, не баг, а фича: особенно тут выделяется безумный дизайн Готэма, превращённого в эдакий ретрогород будущего из 1960-х. Мускулистые скульптуры гигантских колоссов, плечи которых держат… окей, не небосвод, но здания в Готэме, отлично сочетаются с ненавистными многим сосками и гульфиками на рельефных костюмах Бэтмена и Робина. Да что там, не только их — посмотрите на броню Мистера Фриза и загадочные резервуары в районе груди. Настоящий рай для гачимучи!

Источник: Warner Bros. 

И фишка в том, что это всё не случайно: Шумахер намеренно использовал всю эту псевдоантичную ерунду, чтобы превратить «Бэтмена и Робина» в гипертрофированно маскулинное кино. По сути, вся история в фильме — про настоящую мужскую любовь во всех её проявлениях. Мистер Фриз страдает без жены и не доверяет никому. Самодостаточный Брюс Уэйн уже обзавёлся дамой сердца, а потому чары Плюща на него действуют не так сильно (потому вдвойне любопытно, что в образе Брюса Уэйна Джордж Клуни); не понятый напарником одиночка Робин, напротив, влюбляется в Плюща и «садится на измену», подозревая Бэтмена в неискренности. Памела Айсли любит растения, но те не могут ответить ей взаимностью, так как они не способны на любовь; в результате её суперспособностью становится умение манипулировать мужчинами. Барбара Уилсон оказывается в поместье Уэйна, ведомая тем же чувством, что и мистер Фриз: помочь своему дяде Альфреду, дворецкому Бэтмена, страдающему от той же болезни, что и жена главного злодея. Наконец, злодейский план Мистера Фриза заморозить всех, чтобы те не знали тёплого чувства любви, которого был лишён он…

Источник: Warner Bros. 

Ну вот и скажите, как кино, сделанное, во всех смыслах, с такой большой любовью, может так раздражать? Легко: своим максимально идиотским сценарием с тысячей допущений и нелогичностей, радикальным уходом в сторону стилистики, противоположной мрачной готике «Бэтмена», героями, заламывающими руки, как студенты первого курса МХАТа. Не говоря уже о том, что гомофобов этот фильм, вкупе с открытым геем на посту режиссёра, должен и вовсе приводить в ярость с первых же кадров. Есть соблазн сравнить «Бэтмена и Робина» с легендарной «Комнатой», но мы этого делать не будем: в отличие от Томми Вайсо, Шумахер прекрасно понимал, что делает, и, я уверен, искренне наслаждался процессом дуракаваляния. Как если бы фильм снял Райан Мёрфи (у которого, кстати режиссёр появлялся в сериале «Холстон», где его сыграл Макколей Калкин), получив полный карт-бланш. Желание свалить всю ответственность на постановщика, кстати, не должно преобладать: всё, что творилось на площадке и до неё, видели продюсеры, они же решали, выпустить фильм на экраны или нет. Понятное дело, что, когда кино уже отснято, особых альтернатив нет, но невозможно провернуть такой смелый эксперимент втихомолку.

Источник: Warner Bros. 

Итого: «Бэтмен и Робин» — фильм, которому можно (и нужно) ставить низкие оценки — в моём личном рейтинге он получил заслуженные 4/10. Но рубить с плеча стоит лишь в том случае, если рейтинги для вас — определяющий фактор для просмотра. Увы, такая уравниловка не всегда идёт на пользу кино, у которого есть куда более гибкий материал для оценки, нежели, например, у видеоигр. Публика комиксов — зачастую довольно консервативная по части формы переноса любимых произведений, но именно поэтому стоит с пониманием отнестись к экстравагантной картине Джоэла Шумахера: это удачная и по-своему уникальная, а потому — историческая попытка эту самую форму расшатать. Не революции ради, шутки для. Иначе — why so serious? Не злите клоуна!

ru-RU
https://media.2x2tv.ru/legal/
2х2.медиа
batman@2x2tv.ru
+7(495) 644 22 24
ООО «Телерадиокомпания «2x2»
192
31
2022
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
Иван Афанасьев
https://media.2x2tv.ru/content/images/2020/12/121803473_2697979797186788_30894972928904224_o.jpg
Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.
«Бэтмен и Робин» — худший супергеройский фильм в истории, вы уверены?
https://media.2x2tv.ru/betman-i-robin-25-let/