После релиза пошаговой и вдумчивой JRPG Honkai: Star Rail разработчики из HoYoverse решили немного ускориться и выкатить адреналиновый слэшер Zenless Zone Zero, релиз которого состоялся 4 июля 2024 года. Помните, как Genshin Impact постоянно сравнивали с The Legend of Zelda: Breath of the Wild? У нового проекта подобных источников вдохновения наберётся ещё больше! В этом материале попробуем разобраться, из чего именно состоит игра и кому она придётся по вкусу.
В своём новом детище умельцы из HoYoverse решили отказаться от излишнего лорного пафоса о богах и космических сущностях. Zenless Zone Zero — это более приземлённая история в сеттинге почти полноценного киберпанка, как будто вдохновлённого вселенной Cyberpunk Майка Пондсмита. Действие игры тоже разворачивается в раздираемом бедами мегаполисе недалёкого будущего под названием Нью-Эриду. Однако местным приключенцам приходится противостоять не только жадным корпорациям и различным бандам, но и загадочным эфириалам.
В мире Zenless Zone Zero человечество столкнулось с масштабной катастрофой — формированием каверн. По всей планете начали появляться тёмные сферы, поглощающие пространство вокруг, генерирующие монстров-эфириалов и заражающие всех, кто попал под их влияние. Люди хоть и пострадали от каверн, но быстро перегруппировались и принялись их исследовать, ведь искажённая реальность таила в себе множество артефактов прошлого и радиоактивное топливо — эфир.


Исследование каверн стало полноценным ремеслом и обросло культурой. Правительственные организации стараются не пускать гражданских в опасные зоны, но рейдеры-фрилансеры, ведущие двойную жизнь, всё равно сбиваются в шайки и отправляются в изменяющееся пространство ради ценного лута и выполнения всевозможных заказов. Помогают таким авантюристам прокси — проводники по лабиринтам искажённой реальности в телах маленьких роботов банбу, к которым принадлежат и аватары игрока. Вся их деятельность напоминает ремесло нетраннеров из Cyberpunk (хакеров будущего, исследующих киберпространство). Только вот вместо разделённой на части сети герои Zenless Zone Zero виртуально исследуют каверны.
Параллельно о существах из искажённого пространства снимают фильмы, а пользователи местной сети под названием Интернот в темах на форумах меряются уровнем устойчивости к воздействию эфира. Среди простых обывателей живут роботы и тирены (зверолюды), неуязвимые к эфиру, а сюжет мимолётом вбрасывает имена местных культовых личностей и названия организаций. Создатели игры дотошно описывают каждую вымышленную VHS-кассету с уникальной обложкой, придумывают тысячи никнеймов для NPC в Интерноте и снимают рекламу внутри вселенной, мелькающую на загрузочном экране. Разработчики вываливают кучу лора всеми способами, из-за чего складывается впечатление, что Zenless Zone Zero — не просто видеоигра, а лишь одно из ответвлений огромной франшизы вроде вышеупомянутой Cyberpunk, Warcraft или Warhammer 40,000.




Геймплейные и визуальные составляющие тоже тянутся к множеству источников вдохновения. В этот раз HoYoverse заморочились с анимациями и кат-сценами, поэтому в моменты, когда никого лупить не надо, игра напоминает Hi-Fi RUSH с её мультяшностью, смешивающей дух аниме с вайбом западных экшен-мультфильмов.

Через движения героев разработчики умудряются больше рассказать о своих подопечных. Например, болтливый киборг Билли Кид (местный аналог Дэдпула и Фриказоида в одном флаконе) перемещается в пространстве быстро и комиксово резко, чем подкрепляет свою гиперактивную природу. Это сильно выделяет Zenless Zone Zero на фоне однообразных дизайнов персонажей и статичных сцен с титрами в духе «а потом они красиво одолели всех врагов, но визуализации нет, так что верьте на слово» из «Геншина» (тут такое тоже иногда всплывает, но гораздо реже).
Ретрофутуристичной Y2K-эстетикой и саундтреком Zenless Zone Zero также напоминает симулятор роллера-граффитиста Jet Set Radio, а атмосферой постапокалиптического безумия и периодическим заходом на территорию пошлых шуток с ругательствами — Borderlands. Во всех вышеперечисленных играх используется сел-шейдинг, вот и новый проект HoYoverse выглядит так, будто в него эта технология просилась изо всех сил.
Однако больше всего Zenless Zone Zero похожа… на типичную гачу от HoYoverse. Разработчики сменили жанр с экшен-RPG и JRPG на скоростной слэшер, но фундамент остался прежним. Игрокам всё ещё нужно рутинно фармить ресурсы, делать дейлики, трайхардить в местном рогалике, бесконечно прокачивать персонажей с артефактами и участвовать в гача-казино.
Проблема не только в порядком надоевшей за несколько проектов системе, но и в том, что теперь большинство геймплейных механик завязано на прохождении однообразных арен с врагами-болванчиками без платформинга, исследования, карманного клона The Sims и с очень скудным использованием окружения в бою. В этот раз создатели даже не смогли прикрутить ко-оп в основную игру и вместо него ввели забавные, но неуместные сетевые «flash-игры» в зале аркадных автоматов.


Немного спасают ситуацию уникальные механики героев, которые на первых порах увлекают возможностью комбинировать способности в отряде, забавные боссы и минималистичный режим с решением головоломок на экране телевизоров. Разглядывать эксцентричных персонажей от ленивой горничной-акулы и педантичного волка-дворецкого до медведя-строителя с молотом и вечно голодной демоницы тоже сначала интересно (это вам не две-три перекрашенных модельки из Genshin Impact почти без визуального сторителлинга в дизайне), но со временем слэшерное однообразие «забежали в комнату, убили двух-трёх одинаковых врагов, послушали диалог, а потом повторили» высосет радость и из этого досуга.




Для игроков, у которых лор, визуал и геймплей уходят на второй план (а основной функцией проектов HoYoverse становится выбивание вайфу), Zenless Zone Zero станет новым уютным домом. Остальные же могут быстро разочароваться в слэшере и пожалеть, что этот тщательно проработанный киберпанковский мир с интересными дизайнами персонажей и анимацией, в которую вбухали денег, используется именно в качестве очередной гачи, а не как сингловое приключение часов на восемь или какая-нибудь MMO.
