5 сентября — день премьеры нового фильма Романа Каримова («Неадекватные люди») «Затерянные» — абсурдистской драмы о коллегах, потерявшихся в сюрреалистической провинции. В главных ролях: Егор Корешков, Никита Кологривый, Даниил Толстокулаков и Артём Цуканов. Рассказываем, как Каримов хотел возродить «Город Зеро», но очутился в «Топях».
«Улица-то окружная. Если с неё не сойти, так и будете кружить…»
Андрей (Егор Корешков), Сергей (Никита Кологривый), Валера (Даниил Толстокулаков) и Аброскин (Артём Цуканов) — воюющие между собой коллеги. Каждый из них хочет повышения. Что для этого нужно? Растоптать, а точнее — обогнать соперников. Герои — марионетки, за ниточки которых дёргает босс-искуситель в исполнении Евгения Харитонова. Перед коллегами стоит важная задача: отправиться в командировку на переговоры с китайскими товарищами, напоить их и под песни и откровенные беседы убедить подписать договор. Кто первый принесёт бумажку — получит награду. И вроде бы всё проходит успешно: после удачной вылазки герои садятся в машину, но вместо желанного дома или офиса оказываются в туманной глубинке — неком инфернальном пространстве, откуда нет выхода.
Неофициальная премьера картины состоялась на фестивале российского кино «Окно в Европу», где мы впервые и посмотрели ленту. Роман Каримов — завсегдатай выборгских показов: в 2010 году его дебют «Неадекватные люди» забрал главный приз. Однако после громкого начала режиссёр несколько затерялся в кинопространстве — ленты «Чёрная вода» и «Дыхание» не окупились в прокате, а напомнить о себе помогла разве что комедия «Гуляй, Вася!» и её продолжение. При этом в выборгском смотре 2024-го новый фильм постановщика получил несколько наград — от продюсеров и президента фестиваля, что лишний раз продемонстрировало благосклонное отношение команды.
С «Затерянными» Каримов возвращается от массовых историй к арт-мейнстриму. Для этого создаёт из типичного провинциального городка России замкнутое пространство, испытывающее и затягивающее героев. Режиссёр писал сценарий сам, не скрывая отсылок на «Город Зеро» Карена Шахназарова, однако умалчивая о «Топях» Владимира Мирзоева, с которыми то и дело хочется сравнить ленту. На выборгской сцене он признаётся, что мало насмотрен, поэтому не знает, что аллюзия на лимб — нередкий приём кинематографистов.
По сюжету сначала у коллег заканчивается бензин, следом теряется связь с миром. Герои отчаянно пытаются добыть топливо, однако в провинции принимают только наличку. Возвращаются к машине, чтобы взять деньги, но обнаруживают помятое нечто, которое разворотило посреди дороги. Корешков бежит в местное отделение полиции сообщить об аварии, но попадает в репетиционную точку, где сотрудники правоохранительных органов играют на барабанах и гитарах. И так по кругу. Персонажи сходят с ума: их обволакивает густой туман, затягивая в бездну.
Герои почти что лишены характеристик, что позволяет зрителю связать себя с одним из них. Подобный ход — отличительная черта жанра, ведь так сильнее запутать аудиторию. Ясно одно: каждый потерял моральные и нравственные ориентиры, находясь в погоне за деньгами и карьерным ростом. Как и герои «Топей», затерянные коллеги ждут очищения от неправедной жизни и случайно находят истинные ценности. Андрей, Сергей, Валера и Аброскин погружаются в воспоминания из беззаботного детства, где мотивы и помыслы были чисты, а жизнь свободна. Для этого режиссёр использует иллюзорные флешбэк-сцены, выбивающиеся из общей стилистики фильма. Таким образом, морализаторство оказывается главным мотивом всего действа. И если Мирзоев говорил о пороках стилистически, то Каримов делает это в лоб, будто разъясняя первоклашкам суть счастливой с точки зрения морали жизни.
При этом постановщику удаётся сохранять притягательную атмосферу: лента цепляет сюрреалистичностью. Обволакивающий каждый куст туман, пустынные дороги, тянущиеся бесконечной спиралью, и манящая тишина — местами хочется физически перенестись в этот мир и на секунду остановиться, затормозив время. Помимо «Топей», то и дело вспоминается «Отпуск в октябре» Романа Михайлова, где героиня Маши Мацель оказалась в ловушке сна наяву. Ленту спасает не только визуал, но и актёры — например, Кологривый и Корешков составляют достойный дуэт противоположных характеров, за которыми хочется наблюдать. Но ровно до тех пор, пока не начинают вспоминать детство.
«Затерянные» — неплохая попытка Каримова вернуться в арт-мейнстрим. Однако от ленты веет вторичностью и излишним морализаторством, чего не хочется замечать в абсурдистском кино. Наверное, Кологривый сделает кассу фильму. Но разве этого достаточно?