В Выборге открылся уже 32-й российский фестиваль «Окно в Европу». Как обычно, программа разнообразна: от двух фильмов Владимира Котта вне конкурса до якутского триллера и криминальной драмы с Марком Эйдельштейном. Мы отправились в большую командировку, чтобы первыми посмотреть грядущие премьеры. Рассказываем, какие картины запомнились больше всего.
«Обе две», Владимир Котт
На фестивале «Окно в Европу» Владимир Котт занимает сразу несколько позиций. Во-первых, сидит в жюри. Во-вторых, показывает два фильма: альманах «Мужчина и женщина», который уже запремьерился на ММКФ в апреле, и роуд-муви «Обе две». По всем этическим принципам картины демонстрируются вне конкурса. Из представленного нас заинтересовала вторая лента, так как полноценный роуд-муви в карьере режиссёра впервые (если не считать третью часть уже народной франшизы «Непослушник»).
По сюжету пережившая смерть родителей Глаша (Таисья Калинина) теряет бабушку, из-за чего вынуждена перейти под опеку авторитарной тётки Вали (Валентина Мазунина), нацеленной всячески минимизировать её свободу. Чтобы избежать этого, героиня отправляется к другой родственнице — нежной и воздушной Ане (Кристина Асмус), уже долгое время безрезультатно пытающейся забеременеть. И вроде бы всё должно сложиться, однако в игру вступает муж Ани (Филипп Бледный), который не намерен поселять в доме чужое дитё.
«Обе две» — история одиночества тёти и племянницы, оказавшихся вместе в трагический период жизни и нашедших опору друг в друге. Многие истории Котта рассказывают о перевоспитании, эта лента — не исключение. Отправляясь в большое путешествие из Шуи в Москву и обратно, Аня учится следовать собственным желаниям, а не потакать обществу, а Глаша — дорожить близкими. Одновременно картина освещает тему репродуктивных трудностей, прямо как недавний сериал «Морозко», но делает это прямо в лоб. При этом многие драматургические погрешности сглаживает гусь Гарик, который становится непосредственным участником события и забирает на себя всё внимание. Да, это живой гусь. Говорю вам как заядлая птичница: штрих подкупил. Кстати, фильм появится на больших экранах уже в сентябре.
«Правила Филиппа», Роман Косов
Роман Косов — дебютант, приехавший в Выборг с картиной, главную роль в которой сыграл актёр с синдромом Дауна — Григорий Данишевский. Как и недавний сериал «Она такая классная», проект освещает непростую жизнь людей с особенностями, за что хочется сказать «спасибо». Однако в отличие от проекта Kion, делает это довольно наивно, без жизненных шероховатостей и хоть чуточку непреодолимых трудностей.
Кино Косова — однобокий рассказ о буднях свободолюбивого Филиппа, уставшего жить в четырёх стенах под тотальной опекой матери-одиночки Нины (Юлия Яблонская). Если «Она такая классная» завёрнут в приключенческую обёртку роуд-муви, то «Правила Филиппа» представляют собой своеобразную историю духовного взросления в бытовых обстоятельствах. Сразу обговорим: это не «Человек дождя», так что понизьте ожидания.
Фильм Косова достигает комедийного эффекта за счёт неприятностей, с которыми сталкивается главный герой. В отсутствие мамы Филипп самостоятельно выходит из дома, чтобы отправиться в любимую кофейню. Его мечта — стать бариста, ведь кофе делает людей счастливее. Однако за шалость приходится платить: герою предстоит пройти комиссию по вопросу дееспособности, иначе его ждёт психоневрологический интернат. Чтобы отгородить Филиппа от этого, мать нанимает ему сиделку из Таджикинстана Мухамат (Елена Ербакова), которая покажет подопечному реальную жизнь со страшными трамваями и музыкальными концертами.
«Ровесник», Фёдор Кудрявцев
Перед вами фильм, который добавил «Окну в Европу» бодрости и заряда энтузиазма. «Ровесник» притворяется курсовой работой паренька Гриши (Юрий Вершинин), который на представлении фильма публично удивлялся, что его работа попала в игровой конкурс, хотя это док. Если бы у всех были такие курсовые работы…. На деле же режиссёром оказывается Фёдор Кудрявцев, дебютировавший в мир кинематографа сериалом «Ничего личного» 2021 года.
В основе картины — история студента Гриши Киреева, которого отчисляют с журфака. Параллельно героя бросает любимая девушка Лера (Елизавета Бабаева). Парень делится со зрителем бесконечным потом своей грусти, одновременно расследуя историю одного из первых стартапов Рунета, в создателях которого числился его отец. В 1998-м друзья Денис (Владислав Медведев) и Петя (Вадим Громыко) открыли рекламное агентство на просторах интернета, взяли денег у авторитетного Бориса Березовского (Даниил Спиваковский) и отправились в мир большой прибыли. Вот только беззаботное плавание продлилось недолго, так как бизнесом заинтересовались люди, привыкшие решать проблему одним выстрелом.
«Ровесник» — игровое кино, стилизованное под большую документалку с интервью, закадровым голосом, архивными записями и многочисленными дипфейками Александра Яценко, Анны Михалковой и Даниила Спиваковского. Кудрявцев сочетает разные жанры, заигрываясь бандитскими разборками и пародией на мокьюментари. Однако лента отличается от типичных рассказов с романтизацией 1990-х.
«Наступит лето», Кирилл Султанов
Детдомовец Никита (Микита Воронов) бежит в столицу в попытках забыть прошлое. Селится в коммуналку, пытаясь обжиться в Москве и найти работу. В городе герой встречает старого приятеля Егора (Арсений Каверзин), который приводит его на вечеринку некоего Дэна (Марк Эйдельштейн) — дерзкого мажора, который готов сделать для друзей что угодно. Естественно, за плату в виде ответной услуги, что и происходит. Теперь друзья или, как их называет Дэн, братья должны выгораживать «предводителя», иначе им не жить.
Султанов помещает героев в нуар, подмешивая в сюжет аллюзию на «Десять негритят». В истории то и дело пропадают слагаемые. По законам жанра в повествовании появляется таинственный то ли детектив, то ли следователь (Кирилл Кяро), который пытается вывести парней на чистую воду, но делает это довольно странными методами — без корочки и обыска. Получается социальная история о неравенстве и братских отношениях, где Эйдельштейн порой напоминает Тони Сопрано и перетягивает на себя одеяло, оставляя главного героя в тени. Марку, конечно, идут такие роли. После «Монастыря» и «Ста лет тому вперёд» он наконец-то выбрался из образа блаженного простака.
«Наступит лето» — полнометражный дебют Султанова, причём очень эстетичный. Однако сценарий пестрит шероховатостями, из-за чего история видится скорее галлюцинацией, чем реальным положением вещей. При этом для дебюта работа выглядит достойно и однозначно заслуживает внимания.
«Последняя цена», Наур Гармелия
Русская семья живёт в Абхазии, привыкнув к национальному менталитету и нищете. В полуразрушенном доме их четверо: отец Николай (Василий Щипицын), мать Людмила (Юлия Шубарева), старший сын (Алексей Белогорцев) и дочь (Екатерина Демидова). Вместе герои зарабатывают продажей фундука, то и дело торгуясь с перекупщиками. Цена на орехи неожиданно взлетает, ведь турецкий товар испорчен и на рынок не попадёт. Пока семья мечтает разбогатеть и уже присматривает новый дом, на их орехи начинается охота.
«Последняя цена» — драмеди, признанное лучшим отечественным фильмом на фестивале «Дух огня». В Выборге картину показали вне основного курса, однако она выглядит оригинальнее многих игровых работ. Гермелия переворачивает историю успеха об успехе сначала в драму, а а затем в боевик без надежды на светлое будущее. Абхазская разруха хтонично затягивает зрителя в пучину безнадёги. Несмотря на специфику темы, картина удерживает внимание без сюжетной сложноподчинённости. Это история о беспросветной тьме, из которой даже самым стойким сложно найти выход.
«Поводок», Юлия Колесник
Юлия Колесник привезла в Выборг психологический триллер со скандинавским вайбом. Это история о бывшей судье Ирине (Анна Бегунова), которая сбивает собаку и, как порядочный человек, отвозит её бездыханное тело хозяину Михаилу (Владимир Данай). И тут начинается самое странное. Сын мужчины Дима (Нил Бугаев) видит в Ирине почившую мать и от шока начинает говорить, хотя посттравматический синдром заставил его замолчать на год. Мальчик не хочет отпускать гостью, из-за чего закатывает истерику. Боясь повторного инцидента, Михаил силой удерживает женщину, обрекая её на роль пленницы.
В фильме много недостатков и нереалистичных драматургических ходов. Например, Ирина оказывается прикованной к комнате после того, как Михаил толкнул её. При всём уважении, без падений и ударов не так часто случается обморок. Однако в какой-то момент ты неосознанно начинаешь закрывать глаза на подобные шероховатости. «Поводок» становится историей-головоломкой, где все друг другом манипулируют. Это фильм о насилии и больных попытках закрыть гештальт любыми способами, пусть даже самыми бесчеловечными. На фестивале не нашлось награды для ленты, однако надеемся увидеть работу Колесник в прокате.
«Особенности национальной больницы», Станислав Светлов
Молодой немец Вернер Мюллер (Карл Филлип Бенцшавель) приходит в неврологическое отделение питерской больницы не за препаратами, а за справкой. Парень устроился преподавателем иностранного языка и должен предъявить документ о вменяемости. Однако за справку придётся потрудиться — например, день поработать волонтёром. Не предвещая беды, Вернер соглашается на авантюру, однако с этого момента ему не видать спокойствия.
В основе фильма — сценарий Александра Рогожкина, из рук которого вышла серия историй о национальных особенностях рыбалки и охоты. Словно опираясь на методичку, автор совмещает в драматургии триединство — места, времени и действия. За день Вернеру предстоит познать русский дух. В этом смысле по настоянию продюсеров проект Светлова становится легасиквелом, так как продолжает исследование национального менталитета глазами иностранца.
«Особенности национальной больницы» — народное кино, от которого большая часть зала выборгского кинотеатра валялась со смеху. Местами шутки действительно уместны, местами — не очень. Для своего жанра выглядит сносно, но при желании можно было чуть облагородить. В основном комедия работает на более взрослое поколение, что вполне ожидаемо. Ждите в прокате уже 3 октября.
«Затерянные», Роман Каримов
Андрей (Егор Корешков), Сергей (Никита Кологривый), Валера (Даниил Толстокулаков) и Аброскин (Артем Цуканов) — четверо коллег, которые отправляются по работе в глушь. Их задача — напоить китайцев, заключив с ними долгожданный договор. Параллельно каждый пытается выбить себе повышение. По дороге домой у героев ломается машина и они оказываются в странном месте, где магазины обслуживают только за наличку, а прямо в отделении полиции располагается репетиционная точка с барабанной установкой.
Довольно символично, что премьера «Затерянных» состоялась именно в Выборге, так как «Окно в Европу» несколько лет назад открыл Каримову путь в большой кинематограф. Его дебют «Неадекватные люди» в 2010 году получил гран-при. «Затерянные» оказываются не прорывом, а чем-то до боли похожим. Герои находятся в обстановке, дико напоминающей «Топи» Владимира Мирзоева. Они ждут очищения от своей неправедной жизни и случайно находят истинные ценности.
Несмотря на излишнее морализаторство о том, что все мы ступили не на ту дорожку, картина цепляет сюрреалистичностью. Обволакивающий каждый куст туман, пустынные дороги, тянущиеся бесконечной спиралью, и манящая тишина — местами хочется физически перенестись в мир Каримова и на секунду остановиться, затормозив время. А сделать это можно будет уже 5 сентября.
«Филателия», Наталья Назарова
«Филателия» — тот самый фильм, которому на фестивале аплодировали вплоть до конца титров. Чтобы вы понимали, за всю историю «Окна в Европу» такое впервые. Назарова привезла в Выборг историю о работнице почты Яне (Алина Ходжеванова), в свободное время коллекционирующей марки. Героиня хочет найти любовь и выйти замуж. К сожалению, главным препятствием на пути к желаемому оказывается диагноз девушки — лёгкое ДЦП. Неожиданно в городе появляется моряк Пётр (Максим Стоянов), который начинает активно за ней ухаживать.
«Филателия» оказывается не фильмом о борьбе или смирении с диагнозом. Это история о людях, пытающихся убежать от одиночества и наконец обрести счастье. Пожалуй, кинодуэт Ходжевановой и Стоянова оказался самым трогательным на фоне остальных лент. На них хочется смотреть, им хочется верить. Вдобавок ко всему цепляет подача инклюзивности: Назарова не пытается морализировать, говоря, что особенных людей грех не принимать. Яна — не совсем положительный персонаж. Она язвительна и злопамятна, может спокойно нахамить и ответить злостью. Героиня Ходжевановой не пытается добиться сочувствия диагнозом.
«Филателия» — драмеди, местами ныряющее в океан мелодрамы, где счастливый конец может рассматриваться двояко. Это с виду простая, но пронзительная история, которую хочется показать всему миру. Надеемся, так и будет.