В этом году мультсериал «Закусочная Боба» (Bob’s Burgers) отпраздновал десятилетие. Вот уже одиннадцать сезонов мы наблюдаем за забавной жизнью семейки Белчеров и не можем оторваться. У шоу есть странная способность приносить максимальный комфорт даже в самые сложные времена. Мы решили разобраться, как мультсериалу уже десять лет удаётся захватывать сердца фанатов и лишь набирать популярность.
«Закусочная боба» стартовала в 2011 году. В центре сюжета — семья Белчеров. Боб — отец, владеющий забегаловкой и боготворящий бургеры. Линда — максимально весёлая мать, которая любит вино, Рождество и своих родственников. Тина — старшая дочь, которая, вероятно, лучше всех в мире анимации показывает подростковые радости и проблемы: она пишет эротический фанфикшн, обожает лошадей и иногда слишком долго заглядывается на попу одноклассника, в которого влюблена. Джин — её одиннадцатилетний брат, который любит шутки про пуки и играет на переносном синтезаторе. Ну и, конечно Луиз — младшая из Белчеров, любит манипулировать, но в глубине души довольно добрая и способная на эмпатию.
Для начала давайте вспомним, кто делает «Закусочную Боба». Исполнительных продюсеров у мультсериала два: Лорен Бушар и Джим Дотерив. Первый работал над «Доктором Кацем», а сейчас параллельно занимается «Центральным парком» и «Великим Севером». Ну а Дотерив — это настоящий ветеран анимации, наиболее известный по «Царю горы». И вот здесь стоит ненадолго остановиться.
У «Царя горы» и «Закусочной Боба» есть довольно много схожих сюжетных линий. В центре историй — семья, едва сводящая концы с концами, отцы обожают своё дело, даже если оно не всегда приносит деньги (Хэнк Хилл продаёт пропан и сопутствующие товары, Боб Белчер — бургеры), мать всегда оптимистична, сын — дурашливый (мы бы с радостью посмотрели на кроссовер Бобби и Джина). Но, пожалуй, самое важное сходство касается даже не сюжета, а общего настроения.
Обе семьи кажутся настолько живыми и настоящими, что под их влияние может попасть даже самый чёрствый человек. «Закусочную Боба» уверенно можно назвать духовным последователем «Царя горы» — но без атмосферы южных штатов и пропана. Теперь давайте рассмотрим на конкретных примерах, как создателям удалось сделать мультсериал, который не только продолжил самое лучшее из классики, но и добавил в анимационный сторителлинг то, на что хочется равняться.
Белчеры — это невероятно реалистичная и добрая семья
Сюжеты большинства эпизодов «Закусочной Боба» невероятно абсурдны, но при этом в них каждый может найти себя. Кажется, в большей степени это стало возможным благодаря тому, насколько сценаристы полюбили своих героев. Грабли, на которые часто наступают при создании анимационной семьи — это изобилие слишком карикатурных персонажей, дабы внести больше юмора в сюжет. И, разумеется, члены семьи Белчеров иногда выглядят нелепо — та же Тина, которая ведёт себя как настоящая девочка-подросток, проходящая через пубертат. Но чаще всего это сглаживается важным уроком или общей динамикой отношений у Белчеров.
Эпизод за эпизодом мы наблюдаем семью в действии. Как каждый из них любит друг друга и готов пойти на всё, чтобы помочь. Динамику их отношений можно объяснить цитатой Боба из пилотного эпизода:
Вы — моя семья. И я вас очень люблю. Но вы все ужасные.
Проблема многих шоу (не только анимационных) в том, что некоторые герои — даже главные — становятся скучными и раздражающими. Но в «Закусочной Боба» мы не сталкиваемся с этим: если новый эпизод сконцентрирован на истории одного персонажа, ты не будешь разочарованно вздыхать. Причём это касается не только Белчеров, но и их родственников и друзей. Владелец похоронного агентства Морт, одинокая тётя Гэйл, живущая с кучей кошек, постоянный посетитель забегаловки и лучший друг Боба Тэдди — все они становятся важной частью мультсериала, напоминая нам близких и знакомых людей.
По сути в центре сюжета «Закусочной Боба» — совершенно обычные люди, которые изо всех сил стараются справиться со всеми сложностями этого мира. Иногда это абсурдные вещи: например, в одном из эпизодов Тина хочет избавиться от волос на ногах с помощью воска, но страшно нервничает. Боб пытается успокоить её и решается на эпиляцию вместе с ней — всё, чтобы дочери было хотя бы немного комфортнее. Или же в недавнем эпизоде одиннадцатого сезона Линда страшно хочет красивую семейную фотографию для рождественской открытки и ради неё тащит всю семью в долгую прогулку в горы. Все сильно сопротивляются, но всё же идут вместе с ней — потому что любят её (хоть и ворчат по пути).
И во многом выстраивать реалистичность мульта помогает то, что это не просто «семейный ситком». Сюжет часто вертится вокруг самой закусочной — как для Боба важна детская мечта открыть ресторан, как ему бывает сложно накопить деньги на аренду, как ему бывает грустно от того, что к ним не приходят посетители. Но опять же, герою всегда готовы помочь — ведь он сам поддерживает близких в трудную минуту (вспомним, как он позволил Гэйл провести в закусочной выставку с картинами анусов животных, а на День благодарения тащил её на санках по всему городу).
В мульте потрясающие шутки
Иногда всем нам хочется трешового и грубоватого юмора — это нормально. Но тут «Закусочная Боба» продолжает общую добрую тенденцию мульта. Шоу не скупится на running gags — шутки, перетекающие из сезона в сезон. Взять хотя бы фургон в заставке, надпись на котором каждый раз меняется. Или каламбурные названия бургеров дня, которые Боб придумывает сам. Причём иногда эти шутки становятся завязкой целого эпизода. Например, в одной из серий у Боба был кризис воображения и он не мог придумать смешное название. Только дав себе отдохнуть и перестав переживать, он вернул себе «дар каламбурщика».
Другая продолжающаяся шутка — это обсессивная любовь Луиз к участнику бойзбэнда Бубу. Видеть, как хладнокровная девятилетняя девчонка моментально превращается в ангела, может быть очень забавно. Или же Боб, который обожает говорить с неодушевлёнными предметами (и сам же себе отвечает, но уже высоким голосом). Шутки в «Закусочной Боба» не высмеивают персонажей. Они позволяют лучше их узнать. И это кажется довольно приятным в мире, где довольно часто не хватает доброты и сочувствия.
Актёры озвучки создают чудо
Может показаться, что анимация даёт довольно мало пространства для импровизации в озвучке. «Закусочная Боба» доказывает, что это совсем не так. Актёры не раз упоминали в интервью, что именно импровизация позволяет им сделать диалоги максимально живыми и абсурдными. И если подумать, это действительно важный момент.
Когда ты импровизируешь во время записи, ты думаешь не только о том, как рассмешить зрителя, но и своего коллегу и всех, кто присутствует в студии. Именно из этого процесса и получаются диалоги, до которых нельзя было додуматься на стадии написания сценария. Плюс, стоит отдельно отметить, насколько круто подходят голоса актёров каждому из героев. Кстати, Боба озвучивает Гарри Джон Бенджамин, который многим известен по «Арчеру» — в последнем даже был момент, обыгрывающий это.
Успокаивающая и минималистичная анимация
Некоторые мультсериалы стараются делать акцент на сложной или максимально хаотичной анимации. Вспомнить того же «Гамбола» — там это требовалось, чтобы показать безграничное воображение ребёнка. Визуально в «Закусочной Боба» всё минималистично — одинаковые цвета, привычная одежда героев, которая довольно хорошо их описывает.
Боб — в белой, заляпанной жиром футболке, фартуке и серых брюках. Линда — в красной кофте и джинсах, Луиз — в зелёном безразмерном платье (наверняка чтобы было удобно забираться в места, куда ей нельзя) и розовой шапке с заячьими ушами. Джин — в жёлтой футболке и шортах (но иногда он любит побродить и в трусах, чтобы почувствовать себя свободным). И, конечно, Тина — в синей футболке и юбке. Тут отдельно хочется отметить, насколько дизайн героини отлично передаёт её подростковую неловкость. Минималистичный подход и повторяющиеся цвета помогают привыкнуть к картинке и переживать просмотр очередной серии как комфортное возвращение в знакомый дом.
Помните мотто рыбки Дори из «В поисках Немо»? Просто продолжай плыть. В каждом эпизоде герои «Закусочной Боба» сталкиваются с самыми неожиданными проблемами и ситуациями. Но что бы ни происходило, они всегда принимают друг друга такими, какие они есть. Даже когда Тина решила начать отношения с призраком или Боб в очередной раз слишком увлечённо готовил индейку к празднику — никто не осуждал их. И довольно часто мы наблюдаем, как у героев не получается достичь того, чего они страшно хотели (например, выиграть конкурс на приготовление лучшего бургера), и понимаем: точно так же происходит и в жизни. Что-то получается, что-то — нет. Всё, что остаётся делать — это продолжать любить близких, заниматься тем, что тебе нравится, и не слишком уж бояться грядущих неприятностей.