«Гамболу» исполняется 10 лет. Вспоминаем, за что мы его любим

Лена Николаева

3 мая 2011 года в эфире Cartoon Network состоялась премьера мультсериала «Удивительный мир Гамбола» (The Amazing World of Gumball). Довольно быстро он набрал популярность не только среди детей, но и у любителей анимации всех возрастов. Как же этот дурашливый мульт смог собрать вокруг себя такую прочную фанбазу? В честь годовщины с выхода «Гамбола» вспоминаем, за что мы его так сильно любим (и почему с нетерпением ждём полнометражное продолжение).

В центре сюжета «Удивительного мира Гамбола» синий кот Гамбол, его сводный брат-рыбка Дарвин и их семья: младшая сестра Анаис (крольчиха), постоянно работающая мама Николь (кошка) и ленивый отец Ричард (кролик). Гамбол и Дарвин постоянно ввязываются в забавные истории, в которых часто оказываются и их одноклассники из средней школы маленького выдуманного городка Элмора. Кажется, сюжет максимально простой и детский. Что же отличает этот мультсериал от всего, что мы видели до и после этого?

Всратая анимация

«Удивительный мир Гамбола» — это феноменальное сочетание традиционной, кукольной, компьютерной и покадровой анимации. Иногда здесь даже есть вставки, выполненные в виде пиксельных игр или аниме. Даже многие из героев, регулярно появляющихся в сюжете, выглядят по-разному. Всё это напоминает дикий коллаж из всего самого крутого, что мы видим в современной (и не очень) анимации. Cartoon Network даже собрали в одном видео все использованные в мульте техники:

Если до этого вы никогда не смотрели мульт, то эта видеонарезка покажется вам максимально хаотичной, но в этом и есть весь «Гамбол»: смешение всего со всем. При просмотре этого мульта постоянно чувствуешь, что создателям очень нравилось то, что они делали: в каждом небольшом эпизоде можно увидеть, что в процессе ребята реально веселились и отрывались. И это круто.

Шутки и визуальные гэги

В «Гамболе» можно найти юмор в любых его проявлениях. Шутки здесь варьируются от самых простых и невинных, над которыми будет смеяться даже самый юный зритель, до более сложных каламбуров, которые заставят хохотать взрослого дядьку. С юмором здесь экспериментируют так же смело, как и с анимаций.

Показать шутку визуально и сделать это гармонично — не самая простая задача. Порой кажется, что создателям «Гамбола» она даётся максимально просто и естественно. Сами посмотрите отрывок, в котором героев отправляют на терапевтический сеанс, где учат правильно выражать агрессию.

Здесь идеально всё: от того, как аниматоры играют с лицами персонажей, до огромного пузыря, который Дарвин выдувает в надежде выпустить пар. Получается, что в сценарий «Гамбола» иногда даже необязательно вставлять смешные реплики — визуальная часть вместе с дико смешными аудиодополнениями (например, хныканьем Гамбола) вполне справляются с задачей заставить зрителя смеяться до слёз.

Музыкальные номера

Отдельного упоминания заслуживают музыкальные вставки в эпизодах. Они появляются не всегда, но когда вы слышите первый намёк на надвигающуюся песню, вы понимаете, что пора готовить животики для смеха. Но иногда среди музыкальных номеров появляются и трогательные: например, совершенно чудесная песня «Такой же странный, как и я».

Здесь нет поучений

Кажется, что раз «Гамбол» был изначально рассчитан на детскую аудиторию, то и «вечные и важные уроки» в нём будут подаваться топорно. Однако тут начинается ещё больший слом ожиданий — мультсериал редко когда сталкивает героев с последствиями их действий. Например, в эпизоде «Турнир лентяев» из первого сезона мы наблюдаем за тем, как Гамбол и Дарвин в надежде найти более ленивого человека, чем их отец, портят жизнь одного из персонажей. В конце серии ты ожидаешь, что они поймут, что натворили, однако этого так и не происходит.

Каким получился «Эллиот с Земли» — новый мульт от создателей «Гамбола»
Космос, динозавры и всратые пришельцы.

Мэтт Эдвард из Den of Geek довольно хорошо объяснил такой подход следующим образом: «Удивительный мир Гамбола» позволяет на несколько минут в день оказаться в голове ребёнка с гиперактивным воображением и узнать его историю приключений тем способом, которым дети обычно и рассказывают свои байки. Поучения и важность последствий чаще появляются в словах взрослых. И это можно увидеть во многих мультсериалах, которые кажутся детскими только из-за того, что в них есть важные идеи, полезные для подрастающего поколения.

«Гамбол» же, по ощущениям, был создан детьми, у которых феноменальные навыки в анимации и сценарном мастерстве. И от осознания того, что всё это делали взрослые чуваки, становится ещё более тепло на душе — ведь это значит, что и мы можем попробовать сохранить в себе ощущение детства. Ну а если с этим возникнут проблемы, всегда можно вернуться к сериям «Гамбола», чтобы хотя бы на некоторое время увидеть мир глазами ребёнка.


Так что мы торжественно вручаем ребятам, создавшим «Удивительный мир Гамбола», премию за самых образцовых кидалтов в мире анимации. И поздравляем их с юбилеем мультсериала. А вам советуем скорее идти и смотреть приключения синего кота и его брата-рыбки.

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно