В 2023 году вышел нашумевший фильм Йоргоса Лантимоса «Бедные-несчастные». Картина уже успела получить большое количество престижных наград, среди которых два «Золотых глобуса» и «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, а также четыре «Оскара», в том числе за главную женскую роль в «Бедных-несчастных». Предлагаем отправиться в путешествие по фантастическим мирам Лантимоса вместе с нами, чтобы исследовать приёмы, заставляющие зрителей по всему миру влюбляться в его необычное кино.
Начало пути режиссёра
Свою карьеру в кино Йоргос Лантимос начал со съёмок рекламы. Сейчас, кстати, он всё ещё периодически принимает участие в подобных проектах, например, в 2020 году снял рекламный ролик для Gucci, и даже в таких работах виден нестандартный авторский взгляд: сеттинги и ракурсы его рекламных и журнальных фотосессий удивляют и иногда даже вызывают вопросы.
Самой первой полнометражкой Лантимоса стала комедия «Мой лучший друг», снятая вместе с Лакисом Лазопулосом, актёром, исполняющим главную роль, и по совместительству сценаристом. Картина не стала феерией — отзывы зрителей и критиков оставляют желать лучшего, но именно на съёмках «Моего лучшего друга» Лантимос познакомился с механикой кино, что стало отправной точкой к самостоятельным картинам.
Дебютным сольным фильмом режиссёра стала «Кинетта» — фильм, в котором почти ничего не происходит, но картину всё равно трудно назвать типичной или обыкновенной. Главные герои (горничная, фотограф и полицейский) самостоятельно реконструируют сцены убийств в курортном городке. Зритель будто бы врывается без стука в середину действия, прерывая героев и становясь невольным свидетелем их быта, и этот приём будет часто появляться в кино Лантимоса. В «Кинетте» мы следим за тем, как герои спят, моют полы и просто живут. Фильм получился слишком экспериментальным и не стал широко известным, но открыл режиссёра миру любителей авторского кино.
За «Кинеттой» последовал «Клык», гораздо более успешная картина, удостоившаяся одного из призов Каннского кинофестиваля и номинации на «Оскар» в категории «лучший иностранный фильм». В «Клыке» отчётливо виден почерк Лантимоса как творца, ювелирно работающего с миром абсурда в контексте маленькой части общества, в данном случае — одного дома. По сюжету семья живёт, закрывшись от внешнего мира и не выпуская детей за территорию участка, чтобы на них не было оказано какое-либо влияние извне. Именно «Клык» стал отправной точкой для греческого режиссёра малобюджетного авторского кино в мир голливудских фильмов.
Следующий фильм режиссёра «Альпы» получил меньше признания, чем «Клык». По характеру он был скорее похож на дебютную «Кинетту», здесь зритель снова оказывается в середине действия, подглядывая за жизнью персонажей. По сюжету в мире существует засекреченная организация, называемая «Альпами», в которой пережившим утрату предлагают заменить погибших близких сотрудниками «Альп». В этом фильме полностью уничтожаются границы личности: человек притворяется кем-то другим, а затем продолжает жить своей жизнью, будто ничего и не происходит.
Каждая идея, лежащая в основе фильмов режиссёра, по-своему уникальна и необычна. Даже в «Фаворитку», историческую картину об Англии XVIII века, Лантимосу удаётся внести ноту безумия и индивидуальности: мало где можно увидеть фильм, в котором королевский двор и сама королева будут только орудием и фоном для самореализации приближённых, а не самой яркой частью картины.
Кажется, если Лантимосу захочется поработать с какой-то обыденной историей, из этого получится удивительная картина, каждую секунду которой захочется смотреть, впитывая всё происходящее и пытаясь найти скрытый подтекст. Было бы интересно посмотреть на адаптацию Лантимосом, например, «Обломова» — кто знает, может, в конце герой бы превратился в ленивца и был выпущен в райский сад?
Краткий экскурс в международный период творчества режиссёра
Первым по-настоящему феерическим успехом для Йоргоса Лантимоса стал «Лобстер». Снова шаг к антиутопии, как и «Клык», но с большим размахом: в фильме снялись актёры с мировым именем (Колин Фаррелл, Рэйчел Вайс, Оливия Колман и другие), а бюджет картины превысил четыре миллиона евро. Тут режиссёр создаёт целую альтернативную вселенную: если в предыдущих фильмах слегка сходили с ума только маленькие группы людей, то теперь все подвержены общим паразитирующим идеям. Здесь абсурдно абсолютно всё. Лантимос играет с привычным понятием жанра мелодрамы: главным героям таких фильмов всегда кажется, что для абсолютного счастья им не хватает любви, и режиссёр решает высмеять «страх» общества перед одиночеством. По сюжету всех людей, не имеющих второй половинки, отправляют в специальный отель с одним условием: за 45 дней они обязаны найти себе пару. Если этого не случится, одиночек превратят в животных.
От массового безумия «Лобстера» к частному нас возвращает «Убийство священного оленя». Здесь Лантимос снова возвращается к трагедии одной семьи, заставляя зрителя вплоть до конца сомневаться в каждом решении, принятом героями, и задаваться вопросом «а реально ли то, что сейчас происходит?» Режиссёр заставляет каждого, кто смотрит фильм, задуматься на тему искупления грехов, создавая в современном сеттинге антураж античной греческой трагедии. В «Убийстве священного оленя» семье кардиохирурга Стивена (снова Колин Фаррелл) приходится столкнуться с испытанием: странная и быстро прогрессирующая болезнь охватывает сына семейства, и помочь им снова жить обычной жизнью может только один поступок, ответственность за который должен принять на себя сам Стивен.
В 2018 году на большие экраны выходит новое творение режиссёра — нетипичная для Лантимоса историческая картина. Даже в «Фаворитке» отчётливо виден почерк Лантимоса: несмотря то что действия фильма разворачиваются не в параллельной вселенной, а в реальном прошлом, режиссёру удаётся сделать картину вполне авторской и нетипичной для биографии. Герои странно танцуют, применяют по отношению друг к другу нетипичные жесты (бросаются книгами, измазывают друг друга грязью) и матерятся. Лантимос вольно интерпретирует историю о королевском дворе королевы Анны и её отношениях с близкой подругой Сарой Мальборо и служанкой Эбигейл.
За «Фавориткой» последовала короткометражка «Ничто». Кажется, здесь Лантимос вновь обращается к идее своей ранней картины «Альпы», мысли о подмене одним человеком другого. Виолончелист (Мэтт Диллон) встречается в метро с девушкой (Дафна Патакия), после чего она начинает копировать каждое его слово и действие. Интересно, что даже присутствие Мэтта Диллона в кадре ощущается, будто он зритель, который следит со стороны за своей жизнью. Возможно, это высказывание о том, что человек вполне заменим или что главный герой (по аналогии с названием) и правда «ничто». Снова извечный приём режиссёра: вкладывать смыслы, свободные для трактовки, не объясняя ничего зрителю.
Последним на данный момент фильмом Лантимоса стали «Бедные-несчастные», картина об изучении человеком себя: сексуальности, философии и жизненной мудрости. В ней приёмы Лантимоса достигают апогея: несмотря на то, что это экранизация одноимённого романа Аласдера Грея, здесь в каждом кадре чувствуется рука режиссёра. Если поставить фильм на паузу на любом моменте, будет очевидно, что он снят Лантимосом: причудливые формы, ядовитые цвета, странные позы и эмоции на лицах актёров.
Чем цепляют фильмы Лантимоса?
В своих удивительных мирах Лантимос создаёт таких же удивительных героев: они абсолютно серьёзно обсуждают друг с другом, в каких животных превратятся, если не найдут вторую половинку, пинают детей, заново проживают жизнь и идут на поводу абсурдных идей вселенной, в которой существуют. Персонажи, даже второстепенные, не могут не запомниться: бессердечная девушка и хромой парень из отеля в «Лобстере», пугающий Мартин (Барри Кеоган) из «Убийства священного оленя», болезненная и экспрессивная королева Анна из «Фаворитки» и удивительно обаятельная Белла Бакстер из «Бедных-несчастных». Наблюдая за этими временами смешными и уникальными героями в сатирическом сеттинге, зритель начинает невольно задумываться о собственных установках. Правда здорово взглянуть на мир, столь непохожий на твой, и всё же найти в нём знакомые черты?
К тому же очень часто людей привлекает провокационная подача материала: многие хотя бы раз в жизни смотрели, слушали или читали что-то настолько возмутительное, что не хотелось останавливаться. Так и здесь: ты смотришь на какие-то необычные сцены и думаешь: «зачем это показывать?», а после целыми днями размышляешь над тем, что именно автор пытался донести, и сразу же, как фильм закончится, хочешь посмотреть его вновь.
Визуальные и звуковые приёмы
Каждый фильм Лантимоса сопровождают потрясающие саундтреки, соответствующие атмосфере. Режиссёр не боится экспериментировать с музыкальным сопровождением: для работы над «Бедными-несчастными» он позвал неизвестного композитора Джерскина Фендрикса, который на тот момент ещё никогда не работал с кино. Саундтрек получился поистине странным, в духе артхауса. Стоит вспомнить одну только сцену танца Беллы Бакстер: непривычные движения, сливающиеся с ломаными и резаными звуками музыки на фоне — в этом весь Лантимос.
Помимо музыки, режиссёр работает и с обычными звуками: в этом плане примечателен «Лобстер»: даже во время титров звучит шум морской волны, предлагающий зрителю поразмышлять над тем, что случилось после открытой концовки.
Визуал тоже всегда работает на режиссёра, иногда кажется, что даже солнечный свет — проплаченный актёр, который знает, когда нужно ослепить камеру и зрителя вместе с ней. Из фильма в фильм Лантимос меняет визуальные концепции: в «Убийстве священного оленя» хорошо работают холодные белые и синие больничные тона, нагнетающие атмосферу и заставляющие чувствовать себя неудобно (в комбинации с тревожными мелодиями кажется, будто медленно сходишь с ума).
В «Бедных-несчастных» мир очень и очень разный: он то чёрно-белый и мрачный, то превращается во взрыв красок, похожий на картинки, нарисованные ребёнком, а само восприятие зависит во многом от того, что именно ты видишь (в некоторые моменты «Бедных-несчастных» хотелось сравнить со «Всеми страхами Бо» чисто визуально).
Также важная часть фильмов — работа с костюмами: например, в «Фаворитке» Лантимос использует цвета одежды и макияж, чтобы сделать феминистический акцент: костюмы женских героев тёмных цветов (синие и чёрные), а мужских — светлые и яркие (белые и красные), макияж на женщинах отсутствует, тогда как на мужчинах белая пудра и яркие румяна. В «Бедных-несчастных» же большие рукава Беллы Бакстер показывают силу героини — объёмные плечи, напоминающие мужскую фигуру.
И конечно, главнейший приём Лантимоса — никогда и ничего не объяснять. Изначально может показаться, что ты посмотрел достаточно простой фильм, но вскоре выясняется, что это была аллюзия на античный текст, отсылка на быт древней Греции и так далее. Именно в разнообразии трактовок и восприятий и кроется секрет того, почему в людях откликается кино Йоргоса.
Посмотрев фильмы Лантимоса, можно возненавидеть их или полюбить, но точно нельзя остаться равнодушным. Смотрели ли вы какой-либо фильм режиссёра? Поделитесь впечатлениями в комментариях!