В конце прошлого года студия DreamWorks выпустила анимационный фильм «Дикий робот» (The Wild Robot), который моментально снискал практически всеобщую любовь. Простенькая история о материнстве хоть и не сорвала огромную кассу, зато уверенными шагами идёт к главной кинонаграде. Рассказываем, почему мультфильм покоряет сердца и каковы его шансы на «Оскаре».
Партия роботов-помощников теряется возле берегов необитаемого острова. Одну модель, а конкретно ROZZUM-7134 (для друзей просто Роз), случайно активируют местные животные. Она сразу пытается найти заказчика в лесу, параллельно мимикрируя под среду обитания. Но оказывается, что в дикой природе никто не нуждается в услугах роботессы. Поэтому, освоившая язык животных и всеми отвергнутая, Роз скитается по лесу, пока не натыкается на разъярённого медведя.


Убегая от косолапого, помощница случайно разрушает гусиное гнездо. В результате дорожно-лесного происшествия целым остаётся лишь одно яйцо. Вылупившийся птенец и становится неожиданным заданием для новоиспечённой механической матери. Гусёнка до осени нужно не только выкормить, но и научить плавать и летать, иначе он не сможет мигрировать. В качестве помощника к Роз присоединяется лис Финк, который изначально видел в яйце потенциальный ужин, а не ребёнка. Отказавшись от насилия в пользу воспитания, персонажи становятся самой странной семьёй на острове.
«Дикий робот» — это экранизация одноимённой книги-сказки Питера Брауна. В качестве режиссёра мультфильма выступил Крис Сандерс, чей творческий дуэт с Дином ДеБлуа (он, кстати, здесь в кресле исполнительного продюсера) стал результатом выхода первых частей «Как приручить дракона» и «Лило и Стича». DreamWorks определённо знали к кому обратиться, учитывая, что сразу после премьеры лента снискала любовь критиков (97% на сайте Rotten Tomatoes и 85/100 на Metacritic на момент написания материала). За прессой подтянулись зрители и тоже обласкали картину (оценка 8.2/10 на IMDb и 8.4/10 на Кинопоиске на момент написания материала).


Возможно, финансовые показатели у «Дикого робота» далеки от космических ($328 млн при бюджете $78 млн) и сильно уступают, например, второй «Головоломке» ($1,7 млрд с бюджетом $200 млн), зато в наградном сезоне DreamWorks явно обходят конкурентов. Мультфильм Криса Сандерса уверенно становится лауреатом многих премий, среди которых победа на Critics Choice Awards и девять наград на «Энни» (анимационный «Оскар»), включая главную. Лента на всех парах несётся к важнейшей киностатуэтке и её главное препятствие на этом пути — скорее, независимый бессловесный мультфильм «Поток», нежели кассовый хит Pixar.
На самом деле успех экранизации Питера Брауна — закономерность, а не случайность, и на то есть несколько причин (почти как в песне Николаева). Во-первых, стиль анимации. Сандерс решил не использовать исключительно 3D-мультипликацию, поэтому добавил к ней грубые мазки кистью и традиционную 2D-рисовку. Результат получился поистине завораживающим, придав ленте индивидуальности. Понятное дело, что подход далёк от уникального, а в индустрии независимых мультфильмов вообще можно найти уйму более новаторских, смелых и экспериментальных картин, которые будут ничуть не хуже. Но в мире большой анимации «Дикий робот» действительно выделяется, как и, например, дилогия мультивселенского «Человека-паука» или сиквел «Кота в сапогах».


Вторая причина: «Дикий робот» — оригинальный проект. В «эпоху сиквелов» получить от крупной студии хороший фильм, который не будет продолжением, предысторией, ответвлением или перезапуском в каком-либо виде, — практически настоящее чудо и отрада для критиков. Глядя на сборы 2024 года, можно обнаружить, что в десятке самых кассовых картин 9 из 10 — части какой-то франшизы. А если верить IMDb и расценивать мюзикл «Злая: Сказка о ведьме Запада» как спин-офф оригинального «Волшебника страны Оз», то впервые в истории кинематографа весь топ-10 бокс-офиса состоит из сиквелов-приквелов-вбоквелов и прочих отпочковавшихся от известных серий проектов. Конечно, на этом фоне работа Криса Сандерса имеет преимущество и зарабатывает себе лишние баллы в копилочку. И хотя современные зрители охотнее поддерживают финансами знакомые бренды, «Дикий робот» окупился и в обозримом будущем получит продолжение (то есть сам превратится во франшизу).
И третий фактор, почему многие остались в восторге от мультфильма, — это простая и суперпонятная история. Здесь каждый легко найдёт что-то своё. Картина пытается поддержать диалог со зрителем на самые разные темы: от травли и настоящей дружбы до поиска своего предназначения и принятия смерти. При этом главный мотив мультфильма заключается в разговоре о материнстве и его трудностях. Нам напрямую говорят, что никто не знает, как правильно воспитывать ребёнка (нет такой программы), но это определённо задача не из лёгких. Этот путь всегда полон ошибок, и порой серьёзных, но как ни старайся, идеальным родителем не стать. Таких попросту не существует. Важно понять, что мир — место опасное, и от всех невзгод судьбы дитя не уберечь. Всё равно придётся однажды пройти через естественный процесс сепарации, но на этом жизнь не кончается ни у одной из сторон.


К слову, простота легко может стать главным недостатком ленты. Мультфильм, подобно монстру Франкенштейна, буквально скроен из узнаваемых шаблонов и образов. Даже сам дизайн Роз вобрал в себя, кажется, всех известных роботов: от охранников небесного замка Лапута до Стального Гиганта. При этом даже глубоко копать не придётся, чтобы наскрести ещё целую уйму источников авторского вдохновения. Глупо отрицать, что картина вторична и пестрит различными клише. Но главная ценность проекта не в его уникальности, а в максимально точном попадании на эмоциональном уровне. Пусть на весь хронометраж всего две с половиной локации, а постапокалиптичный мир показан лишь мельком, зато в конце лишь сварливые единицы останутся равнодушными.
«Дикий робот» сделан в лучших традициях массовой анимации, когда мультфильм интересно смотреть как детям, так и взрослым. И хоть история не поражает твистами, а стиль анимации не назвать революционным, DreamWorks и Крис Сандерс проделали хорошую работу, выпустив отличный добрый проект. Лента вполне достойна «Оскара» и охапка уже полученных наград лишь приближает заветную статуэтку. Точно предугадать заранее, кому академики отдадут свои предпочтения, нельзя. Но есть какое-то наитие, что выбор у них будет остро стоять между картинами, где в мире случился потоп.
P.S. У мультфильма «Дикий робот» есть сцена после титров.
