Поиск сокровищ, работа или искусство. Девять причин, по которым убивают маньяки в кино

Редакция

Декстер Морган возвращается: седьмого ноября выходит мини-сериал о событиях, развернувшихся спустя десять лет после окончания восьмого сезона. Герой подавил в себе тягу к преступлениям и превратился в мирного гражданина. Но странные инциденты в штате Айрон Лейк триггерят в нём тёмную сторону.

По случаю выхода продолжения мы решили рассмотреть подробнее, как в кинематографе показывали убийц с их мотивами преступлений. В некоторых фильмах герои превратили убийства в философию, в других же убивали, чтобы спасти отношения. Собрали в подборку самые разные примеры антагонистов, которые сумели убедить себя в праве вершить чью-то судьбу.

«Декстер» — убийства как работа

В сериале, который стал поводом для этой подборки, убийства были в центре всего происходящего, речь ведь о соответствующем отделе полиции. Главный герой Декстер Морган — скрытный серийный убийца, который выбирает своими целями только отбросов общества и преступников. Для него убийства — это работа, поэтому они обрастают ритуалами и правилами. Декстер действует максимально методично, будто следует кодексу, придуманному его отцом. Убийства даже перестали вызывать у него сильные эмоции (явно выгорел). Единственное отличие занятия Декстера от обычной работы — это то, что в конце месяца ему за неё не платят.

«Багровые реки» — убийства как поиск сокровищ

Главный антагонист фильма будто играет с детективом Немансом в «Поиск сокровищ», оставляя послания на теле своих жертв. Так на трупе библиотекаря местного университета не досчитались кистей рук и глазных яблок. А тело офтальмолога убийца распял и кровью написал: «Я дойду до источника багровых рек». Эти люди оказывались жертвами не случайно: преступник мстил за детство, которое группа учёных превратила своими экспериментами в настоящий ад. Теперь пришло время отыграться, причём на полную: с загадками, уродствами и головоломкой для детектива.

«Багровые реки» / Canal+

«Ганнибал» — убийства как выход в свет

«Ганнибал», наверное, ярче всех подошёл к изображению убийств на малых экранах. Они здесь пафосные, завораживающе красивые, метафоричные, изощрённые. Убийства для героев становятся аналогом выхода в свет — и себя показать, и на других посмотреть. А для самого Ганнибала Лектора они тоже как повод выйти из дома, только не в музей, а в магазин за продуктами. Если считать происходящее с трупом после смерти, то убийства позже перерастают и в кулинарное шоу, от которого волей-неволей текут слюнки. Короче говоря, если хотите увидеть самый нетривиальный подход к преступлениям — вам к «Ганнибалу».

«Ганнибал» / AXN: Original X Production

«Хэллоуин» — убийства как очищение мира

Майкл Майерс — главный злодей разросшейся франшизы «Хэллоуин» (в ней уже три перезапуска!). По словам Джона Карпентера, Майкл — чистое зло. Это безмолвный серийный убийца, который не произносит ни слова, никогда не снимает маску и не выражает эмоций. Он без колебаний готов убить кого угодно, а излюбленное оружие — столовый нож.

По задумке создателя, Майерс предстаёт мистической непреодолимой силой природы, цель которой — очистить этот мир. Майкл выносит любые травмы и всегда возвращается. Даже психическая лечебница не смогла его удержать — специалисты не достучались до Майерса, потому что внутри только тьма. Это не человек, а оболочка, в одной из версий одержимая духом Самайна. В иных — пустоту в душе Майкл пытается заполнить болью других людей.

«Хэллоуин» / Blumhouse Productions

Майерс помешался в детстве, когда увидел свою сестру в момент интимной близости. С тех пор он одержим подростками и их окружением. В одной из трактовок своими убийствами он очищает мир от грязи, с которой не смог справиться в раннем возрасте и которая навсегда изменила его изнутри.

«Ты» — убийства как способ спасти отношения

Главный герой Джо — исключительный романтик с больной психикой. Из-за детских травм он постоянно ищет принятия и одобрения от девушек, с головой погружаясь в отношения. Изначально Джо выглядит идеальным парнем. Но стоит его «второй половинке» почувствовать надзор парня и разобраться, кто виновен в «устранении» их проблемных отношений с окружающими, как она тут же делает ноги. Точнее пытается: такая сепарация выглядит для Джо предательством. И чтобы спасти отношения и не дать девушке «совершить ошибку», он «вынужден» пойти на убийство.

Третий сезон You — метод рефлексии от радикальной пары
Как там дела у Джо и Лав в «чистилище за белым забором»?

«Охотник за разумом» — убийства как воспоминания

Сериал Дэвида Финчера для Netflix рассказывает о зарождении программы ФБР по составлению психологических портретов серийных убийц. Понятно, что без убийств тут никуда, однако в кадре их на удивление не так много. В основном о них лишь рассказывают серийные убийцы, у которых берут интервью главные герои. Финчер считает убийства не каким-то событием, а воспоминанием, которое может глубже раскрыть больную психику героя. Здесь преступления — инструмент, окно в голову убийцы, где обязательно найдётся извращённое оправдание своему поступку.

«Охотник за разумом» / Netflix

«Парфюмер» — убийства как поиск исключительного

В фильме Тома Тыквера «Парфюмер. История одного убийцы» Жан-Батист Гренуй одержим идеей создать уникальный аромат, который способен сводить людей с ума и преклонить перед его автором. Ингредиенты добыть не просто: нужен запах тринадцати девушек. Из-за своей идеи-фикс Гренуй решается на убийства. Тела своих жертв он обёртывает в намазанную животным жиром кожу, заодно отрезая девушкам волосы. Хладнокровный и жестокий путь приводит к достижению цели, что правда не даёт ему власти над народом. Наоборот — ставит героя в один ряд с его же жертвами.

«Парфюмер. История одного убийцы» / Constantin Film GmbH

«Семь» — убийства как язык

Финчер всегда подходил к убийствам нестандартно — как пример идеально подходит легендарный фильм «Семь». В нём два детектива идут по следам одного убийцы, посвящающим места преступления семи смертным грехам. Для Джона Доу в исполнении Кевина Спейси убийства — это язык, с помощью которого он надеется раскрыть подноготную общества. Сначала он разговаривает на нём со всеми, кто желает слушать, но потом знакомится с молодым детективом Миллсом. Герой Брэда Питта быстро перетягивает внимание убийцы на себя, потому что язык, на котором общался Доу, будто был создан, чтобы показать детективу его собственные грехи.

«Семь» / New Line Cinema

«Дом, который построил Джек» — убийства как искусство

Фильм Ларса фон Триера рассказывает о серийном убийце Джеке, который за 12 лет совершил больше шестидесяти преступлений. Фильм разделён на пять инцидентов, где Джек расправляется с разными жертвами, в числе которых и близкая ему женщина, и вообще незнакомые люди. К каждому убийству герой подходит как к искусству: для него важно сделать из происходящего спектакль с динамикой и кульминацией.

Прозрачно проведена в фильме аналогия с «Божественной комедией» Данте. Джек также постепенно погружается в самое пекло, и после всего содеянного у него вряд ли есть шанс спастись.

«Дом, который построил Джек» / Nordisk Film

И эта аналогия из триллера «Дом, который построил Джек» — напоминание о бесправности вершить чью-то судьбу. Как бы порой ни логично выглядели мотивы преступников, они не должны были переступать черту. Ведь чаще всего идея власти и исключительности убийцы живёт только в его собственной голове.


Какие ещё помните истории про безумцев-убийц? Делитесь в комментариях.

Новый канал для новых взрослых

Понятно