В это сложно поверить, но сериал «Ходячие мертвецы» (The Walking Dead) наконец закончился. Он выходил с 2010 года, за 12 лет успел превратиться в полноценную телефраншизу с рядом уже вышедших и запланированных спин-оффов, приобрёл армию фанатов, растерял её и собрал снова. И эта история наконец подошла к концу. В этом материале наш выпускающий редактор Варков на личном опыте расскажет, почему он столько лет продолжал смотреть этот сериал о зомби и почему ему грустно из-за того, что он закончился.
Моё первое знакомство с «Ходячими мертвецами» Роберта Киркмана, Тони Мура и Чарли Адларда началось примерно в 2008 году. Тогда я ещё учился в школе и только вливался в культуру чтения комиксов, которых на тот момент на русском языке было издано немного. Зато в рунете активно процветал сканлейт — фанаты комиксов переводили и оформляли комиксы, бесплатно публикуя свои работы в сети. Не всегда эти переводы были качественные, но многие сканлейтеры с годами набрались опыта и перешли работать уже в легальные издательства комиксов. С некоторыми я общаюсь до сих пор, и они рады, что тот ранний опыт помог им найти путь в профессию.
Так вот, на одном из таких сканлейт-порталов с говорящим названием Maniac Place в 2008-м я наткнулся на комикс «Ходячие мертвецы». Как поклонник Джорджа Ромеро, я мгновенно решил его прочитать, но оказалось, что переведено всего 13 выпусков, хотя на тот момент вышло уже 48.
Тогда я не умел растягивать удовольствие в чтении и пробежался по вышедшим номерам за вечер. Помню это странное чувство: мне 14, я сижу в ночи с ноутбуком и размышляю над прочитанным. «Ходячие» цепляли по многим причинам: это и визуальный чёрно-белый стиль, и обилие жестокости, но без перегибов, как во многих комиксах о зомби от Avatar Press, и концепт Ромеро, где совершенно случайные люди поневоле объединяются на фоне Конца Света.
Но самое притягательное я осознал позже: «Ходячие мертвецы» — это большой диалог с читателем о преображении человеческой натуры, когда смерть буквально повсюду (в виде оживших мертвецов, в виде разрушения привычных устоев общества, в виде гибели самой нравственности и отрицания общепринятых норм). На примере главного героя комикса Рика Граймса и его людей я наглядно видел, как легко на самом деле потерять свою человечность в банальной попытке выжить. И эту тему (помимо прочих) комикс исследует до самого конца — на протяжении всех 193 выпусков.
В 2010-м на телеканале AMC стартовал сериал «Ходячие мертвецы», который я начал смотреть почти сразу. К тому моменту я уже успел прочитать все переведённые выпуски и перечитать всё с нуля на английском. Мне было интересно, как в адаптации изменят героев, что поменяют, что добавят — словом, ожиданий была масса. И пилот сериала, поставленный режиссёром с мировым именем Фрэнком Дарабонтом оправдал мои ожидания. Я получил даже больше, чем хотел — зомби тут сохраняли остатки разума, повествование было очень мрачным, но сюжет двигался чётко по страницам комикса. И тут Дарабонт обманул меня и тысячи фанатов — в продолжении сезона он изменил сюжет, добавив новых героев и их приключения в Атланте. А затем и вовсе поменял линии некоторых персонажей, которые должны были погибнуть в самом начале. Тем не менее, Дарабонт отлично построил драму, из-за чего не возникало вопросов к принятым им решениям — они казались логичными.
Затем пришёл второй сезон, при просмотре которого всё изменилось. Оказалось, что Дарабонт не договорился с AMC и его заменили на ремесленника Гленна Маззару, с которого начались те «Ходячие», которых вы знаете — медленные тупые зомби, обилие диалогов, редкий экшен и десятки персонажей на главных ролях. При этом Рик всё ещё был в центре, а персонажи регулярно погибали, как и в комиксе. У сериала было много плюсов, выделяющих его на фоне других, но были и безусловные минусы, закрывать глаза на которые получалось по большей части из любви к первоисточнику.
С 2012 года в России появился Fox Russia, в портфолио которого оказались «Ходячие мертвецы». Крутили их также впоследствии и на нескольких эфирных телеканалах. Сериал пошёл в народ в России, обсуждений стало больше, и в какой-то момент стали появляться многочисленные тематические паблики, в которых обсуждались «Ходячие».
В одном из таких сообществ я закрепился и почти что ради него одного заходил VK регулярно — «Александрийская библиотека». Изначально паблик задумывался как сборник любопытных фактов о комиксе и сериале, но затем стал шире и рассказывал новости о всей франшизе. Я любил это сообщество не ради фактов — многие я и так знал в силу работы, а из-за подписчиков. Я внимательно читал обсуждения под различными постами, где фанаты обсуждали героев, их поступки, биографию, спорили с AMC, не соглашаясь с тем, как они развивали героев. Мне всё это было очень интересно, но я почти никогда не писал сам.
В это время уже понемногу началась моя карьера в развлекательной журналистике, и мне хватало возможности высказаться — в том числе и о «Ходячих». Поэтому я использовал такие сообщества, а позже твиттер и позднее MyShows, чтобы понимать реакцию сообщества на происходящее в фандоме.
При этом я не всегда был в восторге от сериала. Я трижды бросал его смотреть. Первый раз на пятом сезоне, когда герои добрались до Александрии и формула сменилась с «поисков безопасного места» на «попытку защитить новый дом». Несмотря на то, что четвёртый и пятый сезоны считаются наиболее высоко оценёнными, я решил, что это хорошая точка для паузы. Тогда я не думал, что вернусь к сериалу лишь спустя несколько лет — на седьмом сезоне.
Когда анонсировали, что Нигана, одного из наиболее ярких персонажей комикса, сыграет Джеффри Дин Морган, я решил, что вот он звоночек, что пора возвращаться. Нагнав упущенное, я легко влился в седьмой сезон, и он… разочаровал. Не Ниганом и не конфликтом между общинами выживших, а тем, как уже третий шоураннер, Скотт Гимпл, строил историю. Половину сезона показывали с призмы различных героев, из-за чего темп противостояния падал и он не ощущался столь же динамичным, как в комиксе. Я вновь бросил сериал, на этот раз решив, что уже навсегда.
И вот спустя пару лет меня к «Ходячим» неожиданно вернула работа. Когда выходил восьмой сезон, в нём произошло крупное изменение, которого не было в комиксе — погиб Карл Граймс, сын главного героя. Меня попросили сделать материал о главных изменениях в сравнении с комиксом. А их немало — это и линии персонажей, которые передали другим героям, и совершенно новые лица, которых не было в комиксе, и даже сюжеты, которые пошли иначе. Хотя в общей ветке «Ходячие» всё же едины с комиксом — от начала до конца. Работа над этой статьёй вновь подстегнула во мне желание смотреть, и в итоге я добил его до конца — последний эпизод вышел в ноябре 2022-го.
Так уж получилось, что моё желание смотреть сериал последние годы неминуемо подстёгивала работа. Я не могу сказать, что я этим недоволен — напротив. Лишняя мотивация, к тому же со временем я всё же распробовал сериал по «Ходячим» и даже добровольно посмотрел его трижды (!). Друзья до сих пор шутят, что я предпочитаю вместо новых сериалов пересматривать «Ходячих». Тем не менее, я считаю эту историю очень важной вехой на телевидении. Я даже писал материал на 2х2.медиа о том, как можно трактовать это телешоу.
При этом за минувшие годы я прошёл с десяток игр в этой вселенной, посмотрел все спин-оффы, прочитал книги от Киркмана и его соавторов, даже настольную игру купил по мотивам «Ходячих». Я с детства люблю зомби-тематику, и эта вселенная стала чем-то между Guilty Pleasure и фанбойством. Я знаю, что не весь контент по ней достоин внимания, но всё равно буду его потреблять, потому что мне нравится концепт. Словом, ищу хорошее в том, что получаю!
Кстати, в 2019-м произошло неожиданное — Роберт Киркман внезапно закончил комикс на 193 выпуске. Издательство даже анонсировало будущие выпуски, но это была обманка, чтобы не раскрыть раньше времени финал истории. Споры о нём шли целый год. Кто-то хвалил Киркмана за верность своим традициям (происхождение вируса так и не раскрыли), кто-то ругал за резкий скачок на десятилетия вперёд, были и те, кто благодарил Роберта за прекрасные 16 лет и желал новых успехов.
Я был в числе последних. Помню, как перечитал финал комикса. Взгрустнул. Снова перечитал. Потом сел освежить в памяти самый первый номер, затем любимые эпизоды. И снова финал. Сидел в ночи с ноутбуком, прям как в 14 лет, и осознавал, что история длиной в столько лет наконец завершилась.
В 2022-м, когда закончился сериал, я сделал ровно то же самое — посмотрел финальный эпизод, пустил ностальгическую слезу, пересмотрел пилот, затем снова концовку. И вот уже подумываю пересмотреть последний сезон целиком. Слишком многое в памяти наложилось друг на друга — хочется упорядочить, вспомнить, пережить какие-то сцены заново.
- Не уверен, был ли в моей жизни другой сериал, который я бы смотрел столько лет.
- Не уверен, был ли сериал, к которому я столько раз возвращался снова и снова.
- Не уверен, что вообще есть франшиза, которая запала бы в сердечко так же сильно.
Спасибо, Роберт Киркман, телеканал AMC, гримёр Грег Никотеро, шоураннер последнего сезона Анджела Канг и всем-всем-всем, кто снимался, помогал создавать «Ходячих», ругал их в комментариях под любыми постами в социальных сетях, а особенно тем, кто говорил мне «Ходячие? Они ещё живы?». Живы как никогда. И меня, наверно, тоже переживут.