12 апреля, в День космонавтики, состоялась премьера «Вызова» — нового фильма Клима Шипенко, ранее работавшего над такими картинами, как «Холоп», «Текст» и «Салют-7». Для режиссёра этот фильм и вправду стал настоящим вызовом — мало кто может похвастаться съёмкой своей картины в космосе. Но оправдано ли это путешествие на орбиту планеты?
Пиар-кампания первого снятого в космосе фильма была мощнейшей, как и сама церемония премьеры, на которую пригласили почти всех актуальных звёзд российского шоу-бизнеса. Для съёмок «Вызова» актриса Юлия Пересильд (играет главную героиню Женю) и Клим Шипенко провели 12 дней на борту Международной космической станции. Там с ними было трое профессионалов, которые также появились в фильме в качестве главных героев. Сам режиссёр признал сложность подобного опыта, но отметил, что «можно буквально при участии пяти человек снять фильм в космосе». А Юлия Персильд по возвращении взяла перерыв в карьере, чтобы написать книгу о своём путешествии и опыте работы в космосе.
О чём же «Вызов»: на МКС в ходе выполнения одного из поручений опытный астронавт Олег (его играет настоящий космонавт Олег Новицкий) получает травму, провоцирующую у него заболевание лёгких. Слабое состояние космонавта не позволяет безопасно вернуть его на Землю. Роскосмос принимает решение отправить хирурга для проведения срочной операции прямо на станции. Лучшие врачи (в их числе герои Милоша Биковича и Юлии Пересильд) проходят тестирования и продумывают ход своей работы, чтобы в итоге один из них был выбран в качестве хирурга-космонавта.
Фильм может похвастаться живописными видами космоса: фюзеляжа самой станции, Земли из иллюминатора, океанов с высоты 400 км… но для любителей жанра этого всё же будет мало. Лента уделяет куда больше времени подготовке к полёту, проблемам героини Евгении и мужчинам, которые не верят, что женщина может справиться с работой в космосе. Добрая половина фильма только подогревает зрителей и готовит Евгению к отправке в космос. Но будем честны, немногочисленные кадры Земли из иллюминаторов, попавшие в фильм, правда впечатляют и завораживают больше любой графики. Сам факт съёмки в космическом пространстве действительно поражает воображение и умело отвлекает внимание от сюжетных промахов.
За 12 дней режиссёр и главная актриса сняли очень живые кадры изнутри станции (как ни крути, графика повторить такое не способна), однако они уделили недостаточно внимания, собственно, видам космоса, ради которых люди и любят подобные фантастические (и не очень) фильмы — например, «Гравитацию» Альфонсо Куарона, «Луну 2112» Дункана Джонса и «Интерстеллар» Кристофера Нолана.
Так как лента длится 3 часа (!), зритель проникается историей и проблемами героини, её упорством и стремлением помочь постравшему. Подкрепляется это всё действительно долгой подготовкой к полёту на орбиту, что перекликается с реальностью, ведь экипаж проходил ускоренную четырёхмесячную программу космонавта-новичка. Любители жанра не останутся равнодушны хотя бы потому, что будут наблюдать за героиней Юлии и мечтать оказаться на её месте, чтобы так же влюблённо смотреть на Байкал из космоса.
Красной нитью сквозь фильм проходит тема побед, свершений и достижений российских космонавтов, врачей и других профессионалов — это неминуемо вызывает гордость и желание аплодировать стоя (или даже несколько раз). На широкого зрителя это работает, однако искушённые любители космоса, ожидавшие больше «технических» сторон от фильма, могут остаться разочарованы.
В завершение хочется подчеркнуть: создатели картины сами бросили себе вызов и сами на него ответили. Справились ли? Лишь отчасти. До «Оскара» за лучший сценарий — как до Луны. Но для широкого зрителя хватит и красивой Земли с высоты МКС, им фильм понравится — но это уже больше заслуга прекрасного космоса, глубоких звёзд и родной планеты. Увидеть Землю с такого ракурса удаётся не каждому.