11 июня в онлайн-кинотеатрах Start и Okko начал выходить сериал «Высокий сезон» — новый проект Стаса Иванова, автора некогда популярной драмы «ЮЗЗЗ». Режиссёр и автор сценария вынашивал идею восемь лет, после чего отправился во Вьетнам, чтобы снять адреналиновый многосерийник с подключением азиатских актёров, бесчисленных погонь и перестрелок. Рассказываем, стоило ли оно того.
Аня (Анна Завтур) и Миша (Павел Попов) проводят отпуск во Вьетнаме: катаются на кайтсёрфинге и беспрестанно занимаются сексом. Идиллию нарушает компания бывших друзей девушки — некая панганская тусовка, при виде которой та бледнеет и намеревается сбежать. Её предводитель Саша Сахар (Артур Бесчастный) — криминальных дел мастер и бывший парень Ани, которого она считала погибшим. Встреча настолько поражает героиню, что Аня сбегает от успешного кардиохирурга в лапы бандита. Один вопрос: зачем?


Российские кинематографисты выходят на новый сериальный уровень: снимают о русских за рубежом. Надеемся, причина тому — не очередной тренд на «Брата» и 1990-е. Вместо Америки по понятным причинам исследуют Азию. Если в прошлогодней «Амуре» Андрей Джунковский и Илья Овсенёв отправляли героев в Японию, то Стас Иванов — во Вьетнам. Частично меняется локация, но не приёмы.

Как и Алёна Михайлова, Анна Завтур вязнет в криминальной среде. Нюанс лишь в том, что вторая совершает это с позиции зла. В «Амуре» боец ММА Аня (сходны даже имена) отправляется за границу на поиски сестры, где поневоле вступает в противостояние с якудза. Героиня Завтур, напротив, примыкает к бандитской шайке, чтобы вспомнить прошлое: несколько лет назад она грабила денежные автоматы в Таиланде. Девушку не нужно учить гонять на байке или держать пистолет — это её конёк. Сходна и общая драматургия: обе оказываются в беде. Хоть последняя и не ищет родственника, она попадает в перестрелки и погони с оппонентами Сахара, который решил заняться производством запрещённых веществ.


При этом, как бы не хотелось выстроить сюжет вокруг Завтур, главная героиня вовсе не она. Большая часть внимания уделяется персонажам Павла Попова и Артура Бесчастного. Причём к образу первого довольно много вопросов. Попов — прекрасный актёр, отлично показавший себя в «Золотом дне» и втором сезоне «Жить жизнь», где сыграл многогранных антигероев. Стас Иванов свёл его персонажа к мягкотелому нытику, который напоминает типичного ботана-неудачника из американских подростковых историй, что очень контрастирует с вайбом кардиохирурга, явно не нуждающегося в деньгах. В сериале его валяют по полу, обзывают, бросают без звонка, а он, потирая сопли, всё ещё пыжится. Понятно, что к финалу герой трансформируется и наверняка станет самцом. Но зачем изначально приравнивать его к тряпке?

И это не единственный вопрос к логике сценария. Аня уходит от Миши без объяснений. В предпоследний день во Вьетнаме она с грустной миной на лице сообщает, что поедет на встречу с Сахаром, иначе не сможет успокоиться и жить дальше, а вернётся вечером. Однако больше не появляется. Более того, не удостаивает партнёра, который намеревался сделать ей предложение руки и сердца, даже коротким сообщением. Девушка отправляет Сашу забрать её вещи и паспорт и полностью попадает под власть бывшего.


Как и «Амура», «Высокий сезон» изобилует экшен-сценами: кайтсёрфинг заменяют гонки на байке, а мелкие драки бывших возлюбленных — настоящие разборки в духе азиатской рукопашки. За них по большей части отвечает Донг Ань Куинь, сыгравшая капитана Вьетнамской народной армии Тао (да, Стас Иванов тоже не обошёлся без иностранных актёров), которая расследует смерть сестры. Она — машина, способная положить на лопатки любого мужика. Ей посвящена вторая сюжетная линия сериала, вновь отсылающая к проекту Джунковского и Овсенёва — месть за сестру. Однако больше всего в тайтле интересен пресловутый любовный треугольник, хоть и недоработанный.
Иванов собрал впечатляющий каст: в банде Сахара и Сергей Горошко, и Юрий Насонов, и Фрол Фролов. Каждый из них отличается запоминающимися чертами — здесь режиссёр и сценарист не промахнулся. Единственное, Горошко, как и в фильме «Походу любовь», снова играет себя — брутального крутыша, любящего забыться в бутылке. В пресс-релизе Иванов признаётся, что вдохновлялся Гаем Ричи. Собственно, нацеленность на вечно повторяющийся гангстерский мотив их действительно объединяет. «ЮЗЗЗ» тоже крутится вокруг бандитских группировок, промышляющих торговлей запрещёнными веществами. В «Высоком сезоне» всё то же самое. Режиссёр пытается концентрировать внимание на женском персонаже, чтобы изменить угол повествования, однако мужской взгляд всё равно преобладает. Отсюда и бесконечные обнажённые сцены с Анной Завтур под пристальным вниманием объектива Степана Бешкурова, и образ manic pixie dream girl — девушки-мечты.

Боевые сцены «Высокого сезона» драйвовее, чем в той же «Амуре»: помахать кулаками успевают все. Помимо прочего, впечатляют сцены с кайтсёрфингом, на котором учили кататься всех главных героев. Движа раздаёт и Завтур на мотоцикле — даже в те моменты, когда её сменяет каскадёр. Однако всё выглядит вторично, несмотря на лишь недавнее освоение криминальной Азии в российском кино. После всех сериалов о 1990-х и глянцевом мире Патриков «Высокий сезон» действительно свеж, но у него слишком много недостатков: неплохие драма и боевик с трудом уживаются с тухлым детективом, а история о внутреннем пробуждении в первых двух сериях кажется слишком инфантильной. Посмотрим, что будет дальше.