Видеоигры всегда были связаны с анимацией технически, ведь там постоянно нужно «оживлять» и покадрово двигать различные объекты. Но что получится, если присмотреться к сотрудничеству мультипликации и геймдева с точки зрения культуры?
В игровой индустрии уже давно заметно влияние киноязыка благодаря Хидео Кодзиме, Нилу Дракманну или Дэвиду Кейджу. Именно те игры, которые заимствуют у кинематографа подход к написанию сценариев, а также постановку боевых сцен и диалогов, получают престижные награды и одобрение критиков. А как обстоят дела у игр, созданных под влиянием анимации? Давайте попробуем разобраться.
Анимация как стилистика — Cuphead
Платформер, разработанный Чадом и Джаредом Молденхауэрами, двумя братьями-энтузиастами, всем своим видом кричит о любви авторов к мультипликации тридцатых годов. Дизайн главных героев с белыми перчатками, как у Микки Мауса, джазовый саундтрек, стилизация под плёнку и ручную анимацию выдавят из игроков постарше ностальгическую слезу, а миллениалов заставят вспомнить те времена из нулевых, когда по СТС в детском блоке можно было наткнуться на олдскульные мультики.
Ретро-стиль в Cuphead — не фанбойская прихоть разработчиков, а специальный инструмент, дополняющий игру. История об оживших чашечках пытается передать ностальгический дух через геймплей, ссылаясь на хардкорные продукты девяностых (у всех, кто проходил уровень с мотоциклом в Battletoads, по телу пробегает неприятная дрожь...), а визуал подкрепляет эту идею и напоминает игрокам о тридцатых с моряком Попаем и ранними короткометражками про Микки Мауса. Получается, что Cuphead — это такой экскурс в прошлое, где и игры были сложными, и анимация была сложной, и деду вашему до школы было добираться очень сложно!
Если вам интересны игры с аналогичным подходом, то обратите внимание на Battle Chef Bridage с её попытками досконально воссоздать аниме-стилистику и игры студии Klei Entertainment вроде Don’t Starve, дотошно копирующей атмосферу анимационных картин Тима Бёртона.
Анимация как нарратив — South Park: The Stick of Truth
Дитя любви Трея Паркера и Мэтта Стоуна — культовая штука для мира анимации как минимум. А вот видеоигра по мотивам South Park имела все шансы стать незапоминающейся поделкой по очередной франшизе, но совместные усилия шоураннеров и студии Obsidian дали свои плоды.
Игре удаётся погрузить пользователя в один большой интерактивный эпизод «Южного парка» (только теперь Картман кидает звучное ругательство «douchebag» не в сторону своих друзей, а адресует его конкретно вам!) и при этом не превратиться в скучное «кинцо». Стилизация под сериальный нарратив достигается не только путём привлечения каста шоу к озвучке персонажей или отсылками к оригиналу, но и любовью авторов South Park к пародиям на жанры и культурные явления. Не забывают создатели и о мелочах вроде проигрывания музыкальных перебивок из мультфильма при переходе на новые локации.
Игра в целом — постмодернистский стёб над жанром партийных RPG. Создатели знакомы как с сериальными, так и с игровым материалами, поэтому им удаётся сделать конечный продукт действительно увлекательным, выкручивая те аспекты видеоигр, которые привели бы вас в бешенство в любом другом случае. Например, бесконечный гринд в боёвке не даёт злиться, потому что возведён в абсолют, а игра сама иронизирует по этому поводу и отсылает к сериям Pokémon и Final Fantasy.
Ещё тут есть уже набившая оскомину система QTE (злобно нажимаем на кнопку во время катсцен, чтобы совершить какое-нибудь действие), но когда нам нужно прибегнуть к «закликиванию», чтобы успешно метнуть самодельное оружие из палок в политика Эла Гора, все обиды на механику забываются. Кстати, поиск бесконечных коллекционных предметов тоже никуда не делся, но сама The Stick of Truth подмигивает нам и напоминает, мол, так происходит во всех AAA-проектах.
Забавно, но привнесённый сценаристами «Южного парка» и геймдизайнерами Obsidian подход, превращает игру в интересный комментарий к жанру и становится чуть ли не лучшим способом познакомиться с ним. Если вам понравилась The Stick of Truth, то обязательно обратите внимание на сиквел 2017 года South Park: The Fractured But Whole. Игра ничуть не хуже первой части, но объектом пародии выбирает уже супергероику.
Нечто похожее в 2003 году провернули создатели «Симпсонов». The Simpsons Hit & Run не только была максимально приближена к первоисточнику со стороны нарратива, но и круто пародировала action-adventure песочницы по типу GTA, а ещё в неё было действительно интересно играть.
Анимация как подход к дизайну персонажей — Rayman Raving Rabbids
Не секрет, что анимация немало привнесла в теоретическую базу дизайна персонажей. Например, бешеные кролики из Rayman Raving Rabbids смогли вобрать в себя лучшее из такого подхода: простоту в разработке и узнаваемость.
Создатель Рэймана Мишель Ансель и представить не мог, что ушастые герои спин-оффа станут намного популярнее самого протагониста, но орущие млекопитающие покорили сердца игроков по всему миру. И не зря, ведь дизайн персонажей просто кричит: «Сделайте со мной мерч! Запустите ещё десяток проектов со мной в разработку! Снимите обо мне мультсериал!» Милый белый зверёк с вантузом, реагирующий на внешние раздражители пронзительным визгом и выкаченными красными глазами, как будто создан по всем канонам дизайна героев Pixar. И подтверждает вышесказанное всё же вышедший в 2013 году мультсериал «Бешеные кролики: Вторжение».
Позже этот опыт отразился на основной линейке серии игр про Рэймана, поэтому персонажи продолжений Rayman Origins и Rayman Legends получили свои запоминающиеся мультяшные образы.
Следить за взаимодействием разных форм искусства всегда интересно. Сотрудничество видеоигр и анимации выглядит весьма плодотворно, ведь никто не перетягивает на себя одеяло, а работает на благо общего дела. Думаем, вам есть что добавить к нашей подборке, поэтому рассказывайте о подобных играх в комментариях! Кажется, что кинематографу стоит поучиться у мультфильмов и вмешиваться в дела игровой индустрии чуть менее навязчиво, но это уже совсем другая история…