5 июня 1998 года в американских кинотеатрах в прокат вышло «Шоу Трумана» — фильм-антиутопия Питера Уира («Общество мёртвых поэтов») по сценарию Эндрю Никкола («Гаттака») с не нуждающимся в представлении Джимом Керри в главной роли, а также Эдом Харрисом («Мир Дикого Запада») в роли центрального антагониста. Революционная для своего времени картина про фальшивый мир, выстроенный вокруг одного человека, стала культовой и кассово успешной. Кинокритик Иван Афанасьев пересмотрел фильм и рассказывает, почему в 2023-м он выглядит даже драматичнее.
Признаюсь честно: до определённого, причём довольно приличного возраста, я категорически не воспринимал Джима Керри. Говорил, что он просто глупый кривляка, и всё, что умеет — строить рожи и вести себя как идиот, да и персонажей играть соответствующих. Поэтому принципиально не смотрел фильмы с ним, а когда случайно увидел «Пипец 2» лет в 20 с копейками, то на полном серьёзе рассказывал всем, что это «драматическая роль», мол, гляньте, он ведь злодея играет! В каком-то смысле сам жил в своеобразном «Шоу Афанасьева», которое вокруг меня выстраивало общественное мнение, соцсети и медиа. А потом увидел «Роковое число 23» и как давай заливать: «Для меня открылась истина! Джим Керри — гениальный актёр! Смотреть всем!» Несмотря на то, что это крайне посредственный фильм, тогда я был впечатлен.
Царившая во мне непрошибаемая уверенность в том, что комики не способны играть серьёзные роли — один из примеров того, как нас окружают разнообразные установки. Об этом лента Питера Уира, определившая звучание всех подобных «фильмов с фальшивой реальностью» и ставшая предтечей «Матрицы». Не исключено, что Вачовски могли подсмотреть идею: сценарная заявка ходила по Голливуду с начала 90-х и долгое время не могла найти сценариста и режиссёра.
В итоге первым стал Эндрю Никкол, построивший карьеру на разнообразных сюжетах про заговоры и иллюзорность видимого мира: «Гаттака», «Симона», «Время», «Анон», даже экранизация Стефани Майер «Гостья» (боже, среди читающих этот текст найдется ещё кто-то, кто смотрел этот фильм в кино?). Оказалось, создавать фильм о том, что всё вокруг ненастоящее — не только чертовски увлекательно, но и выгодно. Разве что «Тринадцатый этаж» вышедший одновременно с «Матрицей» с треском провалился в прокате, потому что был похож на классический артхаус (им, к слову, и был).
«Шоу Трумана» снятое за весьма солидные для авторского кино 60 миллионов долларов (половина блокбастера по тем временам) окупился и предвосхитил эпоху многочисленных реалити-шоу, которые в нулевых буквально расплодились, в том числе и в России. Ну вы помните эти нелестные сравнения всего, что не по вкусу, с «Домом-2»? Сейчас ведь так почти не говорят, даже несмотря на то, что «Дом» продолжается (вы знали?).
Потому что изменилась эпоха: не надо никаких реалити-шоу, люди и так спокойно могут посмотреть, что происходит в жизни другого: все размещают свою жизнь в соцсетях. На этом зарабатывают многочисленные блогеры и блогерки, выстраивающие даже самые мелкие детали быта по строго отлаженному сценарию. Даже реалити-шоу работают по тому же принципу: сплошная постанова. В эпоху пост-правды, когда всё увиденное, услышанное и даже сказанное имеет смысл лишний раз проверить в гугле, «Шоу Трумана» должно смотреться как некий устаревший конструкт, как фильм, морально себя изживший.
Однако поразительно, что картина Питера Уира смотрится не только не устаревшей, но лишь более актуальной. Сюжет о маленьком человеке, который смог вырваться из насильно сконструированной вокруг него ненастоящей реальности, выглядит как настоящий подвиг во времена, когда мы сами живём в мире, где даже тому, что видишь, не всегда стоит доверять.
Джим Керри в роли Трумана Бербенка смотрится тем более интересно. Сейчас, когда этот, без скидок, выдающийся актёр (кстати да, как комик — он действительно гениален) вдруг оказался всеми забыт за чередой скандалов, коммерческих неудач и внезапных проблесков а-ля «Соник в кино», особенно трогательно смотреть на его героя. Слегка наивный мечтатель, который хочет видеть мир во всем его великолепии, но видит лишь ширму — это же просто мы с вами сейчас. Острее может быть лишь перец чили.