Бассейны без лесенок и переживание горя. Первое соприкосновение со смертью в серии The Sims

Лена Николаева

Одним из самых ярких и пугающих персонажей в The Sims всегда была Смерть. С ней можно договориться, поиграть в «камень-ножницы-бумага» или даже превратиться в неё. Она приходила за нашими постаревшими симами, а иногда даже заставляла по-настоящему горевать по персонажам, которых мы теряли. Для кого-то это было первым знакомством с вопросом, о котором в поп-культуре говорили неохотно и осторожно. Мы решили разобраться, как на некоторых людей повлияло первое столкновение со смертью в The Sims. Предупреждаем, вас ждут очень трогательные и личные истории!

А если после прочтения материала вам резко захочется вернуться в мир этой игры, то есть хорошие новости: The Sims 4 есть в Xbox Game Pass на Ozon. Проходите тест  «Насколько ты крутой геймер», отвечайте на пять вопросов и сможете получить скидку до 50%

Источник: VICE

Поиграть со Смертью

Смерть во всей линейке The Sims часто воспринимается как забавный игровой челлендж. Её можно подстраивать под историю, если вы уже продумали сюжет для своих симов. А если в вас проснулся «злой создатель», всегда есть опция поставить себе вызов и «убить» как можно больше цифровых человечков абсурдным способом — например, не поставить лесенку в бассейне или довести персонажа до страшного голода.

Полина

The Sims 2 столкнул меня со смертью, как только я начала в него играть. Там была семейка Капулетти. Один раз девочка-сим устроила вечеринку у бассейна, а во время неё утонула. Я потом читала все эти дневники, и там всё было очень трагично объяснено. А после истории исчезновения Беллы Гот у меня вообще проснулась страсть к симоубийству. Я искала разные способы на форумах. Кто-то у меня даже от грязи умирал — из-за того, что персонаж не мылся. Вот только питомцев я никогда не убивала: мне их было жалко.

Иллюстрация: Даша Каплина

Несколько раз у меня получалось договариваться со смертью. Но мне больше нравилось, когда симы превращались в привидений. А один раз у меня даже получилось замутить со Смертью семью. Это очень сложно — я потом пробовала повторить, но не получалось.

Но вот на неделе я похоронила в реальной жизни двух человек, и вопрос про The Sims мне кажется даже кринжовым. Потому что ты понимаешь, что на самом деле со смертью не договоришься. И было бы неплохо, если бы все было, как в The Sims. Но увы.

Для многих людей опыт «убивания» своих симов — это довольно стандартная история из детства после первого знакомства с игрой. Почему же нам так нравилась вся эта тема — мы что, скрытые садисты? Кристен Кохрейн из издания VICE исследовала вопрос и проконсультировалась с гейм-дизайнером и социальным психологом Адамом Лобелем. Выяснилось, что здесь важно наблюдать за мотивами игроков. Кто-то заходит в The Sims, чтобы закрыть потребность в заботе, а кто-то — чтобы экспериментировать и нарушать границы. Тут-то и появляется наша «страсть к симоубийству».

Источник: VICE

Лобель замечает, что для некоторых игра была возможностью изучить те стороны своей личности, которые были абсолютно чужды основным чертам характера. Например, в детстве вы навзрыд смотрели пиксаровские мульты, а потом спокойно заходили в The Sims и «убивали» целую семью. Всё это абсолютно нормально и не делает из вас куклу Чаки.

Лена

Я впервые начала играть в Sims 2, когда мне было лет десять. На тот момент это был первый симулятор жизни, который попал мне в руки, поэтому изучение проходило методом проб и ошибок. Кажется, мой первый сим умер от голода. Очень трудно было следить за потребностями, когда вокруг столько всего, что хочется изучить, туда надо сходить, это посмотреть, то собрать... Поэтому о том, что за персонажем надо бы еще и ухаживать, я вспоминала только после оповещения. И все равно не досмотрела. Первой реакцией было: «Да как так?» Было даже не грустно, а обидно, что столько всего осталось не сделано. В дальнейшем я уже таких ошибок не допускала, симы стали умирать реже и в основном от старости, но все равно периодически случаются казусы, когда персонаж то от смущения умрет, то случайно утонет. В этих случаях прям злость берет, потому что нормально же общались, что началось! А так, ну, умер и умер, чего бухтеть-то.

Привязаться и потерять

Но для некоторых людей потеря симов ощущалась как настоящая трагедия. Вы привязываетесь к герою, наблюдаете за ним чуть ли не с пелёнок, а потом неожиданно теряете. Причём если вы не знали, что такое произойдёт (например, никто вам не рассказывал, что в игре есть старение), горе может ощущаться очень ярко.

Катя

Личный нетбук у меня появился в 15 лет, ноутбук — в 17. До тех пор мне приходилось обходиться без доступа к «гигабайтам новой информации». Компьютер был у дедушки, и именно к нему я прибегала после школы, чтобы проходить тесты «кто из Наруто в тебя влюбится» и поиграть в The Sims. Кажется, это была вторая часть и первая игра, познакомившая меня со многими аспектами взрослой жизни. Про The Sims я узнала от подруги: помню, как завороженно весь вечер просидела за её компьютером, наблюдая за сменой времён года (у неё были дополнения!).

Разумеется, первым делом на дедушкин компьютер я установила The Sims. Создала семью, довольно быстро пара симов родила первого ребёнка. А потом случилось страшное — гриппом заболела мама-сим. От неё заразился папа, а потом и ребёнок. Умерли они в таком же порядке, за считанные дни, хотя я пыталась отпаивать их горячими напитками и отправляла в больницу. За ними пришла смерть в коричневом балахоне. Потом она цинично пила чай на кухне, пока я судорожно пыталась осмыслить происходящее.

Источник: YouTube

Я выключила игру и не включала три недели. В первый вечер я даже плакала: никак не могла понять, почему всё произошло так неожиданно. Гораздо позже я узнала, что в игре такое бывает, а на ход жизни можно влиять, совершая неочевидные действия. В итоге, играть я, конечно, продолжила. К симам старалась привязываться поменьше, но следить за ними лучше: чтобы были тепло одеты и хорошо кушали. Очень боялась повторения гриппозной трагедии.

Чуть позже я узнала, что многие люди убивают своих симов — все эти истории про лестницу в бассейне или комнату без окон и дверей вселяли ужас. Со своим первым молодым человеком мы расстались вскоре после «Игромира», на котором он играл при мне в The Sims и пытался поджечь персонажа (расстались, конечно же, не из-за этого, но шокирована я была серьезно).

Понимаю, что относиться к компьютерным человечкам как к реальным людям неправильно, но до сих пор, если запускаю игру, стараюсь быть максимально хорошим создателем. Думаю, всё дело в чрезмерной эмпатичности. Конечно, всегда было тревожно наблюдать за старением любимых симов, и играть за их внуков уже не доставляло особого удовольствия. Правда, со смертью я чуть позже смирилась: помогло то, что персонажи стали превращаться в призраков — то есть как бы умирали, но не до конца. Как-то так и вышло, что The Sims стала первой игрой, познакомившей меня со смертью довольно наглядно. Спи спокойно, моя первая сим-ья!

«Ты не можешь умереть неидеальным!»

Для некоторых челлендж «убить» сима был не так интересен, а на первый план выходило желание прокачать героев до максимума, чтобы они были идеальными. История Маши о том, как столкновение с фактом смерти в игре совмещалось с её перфекционизмом.

Источник: That Videogame Blog

Маша (имя изменено)

Как и у многих заядлых перфекционисток, мои симы были моими идеальными детьми. Они стремились развить каждый навык до 10 уровня, достигнуть верхушки каждой карьеры, готовить самые лучшие блюда и создавать шедевры каждый раз, когда брали в руки кисть. Над их созданием и продумыванием бэкстори я всегда корпела по паре часов. Но сам смысл симулятора «жизни» оставался мне недоступным. Ведь жизнь непосредственно связана с фактом смерти.

Таким образом, когда мои симы старели, я впадала в панику. А если они не успеют докачать навыки? А если они не достигнут высшей точки в карьере? Я думала, что их существование ничего не стоит, если они умрут, не оправдав возложенных ожиданий — поэтому искала читы на омоложение, а позже — заставляла их пить омолаживающие зелья. Но, как известно, нет предела совершенству, и эти потуги были лишь попытками оттянуть неизбежное: одни симы умирали от внезапного пожара, другие — от одиночества, третьи — отдавали свою (более бессмысленную на мой тогда взгляд) жизнь за других (более ценных) персонажей.

Источник: Screen Rant

Смерть с косой оставалась тусить на участке ещё какое-то время после того, как забирала чью-то жизнь, и однажды один из моих персонажей по своей воле пошёл с ней общаться. Они закорешились, и после этого Грим Рипер иногда приходил_а на участок, чтобы провести время вместе. Я не на шутку пугалась такому визиту.

Но, пожалуй, в конце-концов The Sims научила меня тому, что каким бы «неидеальным» ни был персонаж, и к нему можно сильнейшим образом привязаться. А также тому, что есть вещи неизбежные, которые не поддаются контролю и влиянию, как бы я ни старалась.

Как игра помогает в переживании горя

Учитывая то, что The Sims — это своеобразная альтернативная реальность, игра довольно просто может стать одним из способов эскапизма. Особенно, если человек сталкивается с неожиданными изменениями в жизни (вспомним тот же карантин) или даже смертью близкого человека.

Источник: Reddit

В игровой механике The Sims заложено горевание: близкие и знакомые умершего сима в течение нескольких игровых дней могут начинать неожиданно плакать и полностью выпадать из «жизни». У подобных срывов нет расписания — они происходят внезапно и в самый неподходящий момент. Существуют даже статьи о том, как ускорить процесс горевания. И здесь можно включить ворчащего деда и сказать: «Даже такой сложный и приближенный к реальности процесс эти геймеры портят и хотят поскорее его закончить». Но давайте посмотрим на «лайфхаки», которые помогают симу выбраться из страшного горя:

  • позвонить на горячую линию (в меню она называется «Горячая линия печали»), где с симом в течение 20 минут будет говорить специалист;
  • поплакать — это может помочь симам всех возрастов;
  • написать что-то в журнал — дети и подростки-симы могут выразить свою печаль на письме (кстати, это занятие также повышает их эмоциональный контроль);
  • выйти на пробежку;
  • посидеть в интернете — у грустных симов есть возможность читать некрологи или вести блог о собственных эмоциях и переживаниях;
  • оплакивать покойного — если вы знаете, где находится могила или урна умершего сима, ваш сим может пойти к ней и оплакать.

По сути, это полноценный список советов, который вы найдёте в любой статье о переживании горя. И хочется верить, что поиграв в The Sims в любом возрасте, человек запомнит, с помощью чего можно облегчить горе в тяжёлый жизненный период. Да, на примере цифровых человечков, но разве это плохо?

Источник: The Sims Wiki

Есть и другие ситуации. Девушка Отэм поделилась своей историей с благотворительной организацией Marie Curie (они занимаются помощью людям со смертельными заболеваниями и их близким): переживая смерть своей бабушки, она сделала её цифровую версию в The Sims и даже создала дом, в котором та жила. Отем рассказывает:

Я отключила старение. В моём сознании я думала: «Окей, я действительно не могу вернуть её, но я могу притвориться, что она все ещё существует здесь [в игре]». Я ещё не готова её отпустить, поэтому хочу, чтобы она была здесь.

Постепенно такая стратегия перестала помогать, и Отэм поняла — сделав бабушку вечно молодой, она не даёт себе пройти через горе. Девушка снова включила старение. В последний день жизни сим-бабушки она позаботилась о том, чтобы та была в комфорте и ушла спокойно, в кругу своей семьи.


Как мы видим, столкновение со смертью в серии The Sims приводило к очень разным реакциям и последствиям. Одни становились кровожадными создателями, другие  — оплакивали умерших симов по несколько дней или пытались сделать их идеальными. The Sims стал безопасным пространством для тех, кто хотел получить свою долю эскапизма, кто искал место, чтобы выйти за границы социальных норм, и тех, кто просто хотел позаботиться о других людях — даже цифровых. И за это мы его так любим.

Пишу новости, пересматриваю «Баффи» и цитирую вайны

Понятно