На Netflix седьмого октября вышел новый сериал Майка Флэнегана «Клуб полуночников» (The Midnight Club), сюжет которого приводит нас в хоспис, где по ночам подростки рассказывают друг другу страшные истории. О проекте, основанном на одноимённой книге Кристофера Пайка, режиссёр грезил уже много лет, но только сейчас он смог экранизировать роман для стримингового сервиса. Рассказываем, как Флэнегану удаётся сохранять в нём авторский почерк, уважительно адаптировать оригинал и самое главное — напугать нас.
Отличница Илонка (Иман Бенсон) — не просто зубрила, а невероятно умная девчонка с большими планами на жизнь. Внезапно обнаруженная лимфома моментально крушит надежды, оставляя девушку один на один с болезнью. Не желая принимать собственный диагноз, Илонка решает погуглить случаи исцеления, попадая на статью о Джулии из хосписа Роттердама. То ли из побуждений облегчить жизнь отчиму, то ли ради мнимой надежды, героиня отправляется в учреждение, где люди обычно проводят свои последние дни.
Каждый вечер в этом доме проходит одинаково: участники собираются в библиотеке, где под звуки трескающихся в камине брёвен рассказывают жуткие истории. «За тех, кто был здесь раньше, за тех, кто здесь сейчас, за тех, кто будет после. За видимых и невидимых», — такова открывающая мантра каждой из встреч клуба полуночников. Выдуманные рассказы подростков становятся сюжетами отдельных эпизодов, пока параллельно развивается основная линия с призраками, культами и отсылками в прошлое — как самого особняка, так и героев.
Приём со страшилками Флэнеган — как и, собственно, Пайк — выбрал подходящий: он оказывается мощным инструментом, способным оправдать как и неточности плота (случайные или осознанные?), так и дать каждому из персонажей проявить себя. Именно из историй, рассказанных у камина, мы узнаём, что переживает каждый в этом доме — кого беспокоят призраки, кто испытывает невротическую вину, а кто влюблён в соседку «по парте».
Повествование «Клуба полуночников» не такое растянутое, как в прошлогодней работе режиссёра «Полуночная месса»: здесь уже более динамичные сцены, линейный сюжет постепенно развивается, как и герои. И если в их рассказах мы узнавали о личных переживаниях каждого — мечты о жизни без болезни, непринятие близкими сексуальной ориентации или чувство вины за потерю друга, то общая история позволяет увидеть общую динамику «полуночников». Пока кто-то готов сделать шаг назад из своей веры ради эзотерической попытки вылечить соседку, другой идёт вперёд, отказываясь от дурацких привычек, мешающих налаживать доверие с теперь уже близкими людьми.
Одновременно подобные байки подростков напоминают и сказкотерапию, где именно через выдуманные истории человек прорабатывает собственные травмы, смелее возвращается в болезненные случаи из прошлого и легче анализирует действия героя повествования, нежели личные. Плюс, не каждый первый за библиотечным столом — мастер по страшилкам, потому часто пафос историй прерывается на ремарки от недоумевающих слушателей, а изобилие скримеров оправдывается фантазией автора. Последних, кстати, в сериале достаточно много (21 джампскеер за часовой эпизод) — благодаря чему проект уже попал в Книгу рекордов Гиннесса. При этом, сам режиссёр утверждал, что не переносит подобные примитивные приёмы, моментально разрушающие нагнетающую атмосферу. Возможно, именно поэтому он замахнулся сразу на такое внушительное количество (или, опять же, решил похулиганить, оправдав подобный приём фантазией рассказчика).
В сквозной же сюжетной линии скримеров гораздо меньше — все они, как правило, появляются в виде призраков, тоже излюбленных режиссёром. Но и без них Флэнеган прекрасно справляется с задачей напугать зрителя. Во-первых, происходит небольшое искажение в отношении самого сериала: чувство, что всё происходящее на экране — вымысел, не всегда срабатывает. Истории, рассказанные в библиотеке, теперь кажутся выдумкой, а вот основной плот ощущается намного реалистичнее, ведь именно его не способны контролировать герои The Midnight Club.
Во-вторых, особняк Роттердама наполнен тайнами, которые не всегда ждут приглашения от персонажей, чтобы заявить о себе. Скримеры вылезают за пределы страшилок, проникая в повседневность героев. Дополнительно Флэнеган за десять эпизодов не раскрывает всех карт, оставляя некоторые секреты хосписа в его стенах. Тем самым возникает ощущение, что всё это время зрители сами находились в одном доме с героями, ведь режиссёр не даёт нам никаких привилегий: мы знаем ровно столько, сколько и персонажи.
The Midnight Club — бодрый и одновременно жуткий сериал, отлично подходящий как тем, кто любит скримеры, так и тем, кто устал от поверхностных хорроров. Флэнеган отлично совмещает первое со вторым, оставляя каждого из зрителей с вопросом — что из происходящего на экране — страшилка, а что — настоящий ужас.