Время окунуться в прошлое, вспомнить DVD-диски, выпуклые телеки и «старые» ленты Disney. А всё потому, что 15 июня 2024-го «Королю Льву» (The Lion King) стукнуло 30 лет! Чувствуете, как по щеке скатилась скупая слеза? По случаю круглой даты рассказываем историю создания культового мультфильма — от идеи оригинальной истории в африканском сеттинге до опоры в виде «Гамлета» и аниме о львёнке Кимбе.
«Король Лев» — 32 полнометражный мультфильм Disney. Выход проекта пришёлся на эпоху Ренессанса студии, которая продлилась с 1989 по 1999 год. В этот период компания создала ряд успешных анимационных лент, ставших популярными в том числе за рубежом. Это время стало для студии глотком свежего воздуха: после смерти Уолта и Роя Оливера Диснея продукты компании потеряли значительную доли прибыли. Но всё изменилось с выходом «Русалочки» в 1989 году.
За историей о красноволосой принцессе последовали не менее громкие проекты, в числе которых оказался и виновник нашей статьи — вышедший в 1994 году «Король Лев». Никто из создателей не ожидал успеха мультфильма. Однако лента мгновенно собрала восторженные отзывы, став лидером проката и самым кассовым мультфильмом в истории. Доход «Льва» составил 763 миллиона долларов при бюджете в 45 миллионов.
Мечты об Африке
В ноябре 1988-го трое сотрудников Disney задумались об экзистенциальной истории в африканском сеттинге. Среди них были глава студии Джеффри Катценберг, вице-президент Питер Шнайдер и продюсер Рой Дисней. Вскоре на столе лежал девятистраничный черновой вариант мультфильма авторства Томаса Диша. Позднее его несколько раз переделали. В процессе предпродакшена проект сменил несколько названий — от «Короля Калахари» и «Короля джунглей» до известного нам.
Первоначальная задумка строилась на разборках львов и бабуинов. Уже тогда у авторов вырисовывался образ главного злодея — обезьян возглавлял Шрам. В каком обличье — не уточняется. Симба покинул престол не по причине смерти отца: всему виной оказался дурной характер. Первым постановщиком назначили Джорджа Скрибнера, который намеревался перенести историю в реалистичный сеттинг вроде документалки National Geographic. Но вскоре Скрибнера заменили. Его место заняли Роджер Аллерс и Роб Минкофф, которые отмели первоначальную идею: бабуины уступили место гиенам. Поменялся и финал: изначальная тема трагичности сущего превратилась в победу добра над злом, что было сделано для детей.
Во время подготовки «Короля Льва» стартовало производство «Покахонтас». Именитые анимационные мастера отправились работать над вторым проектом, так как мало кто верил в успех оригинальной истории о львёнке. Напомним, что последняя лента основана на реальной исторической персоне. По итогу в команде остались в основном новички, что не помешало создать удивительный мультфильм с цепляющим визуалом. Художники рисовали львов с натуры. Для этого Аллерс и Минкофф пригласили в студию ведущего шоу Wild Kingdom Джима Фаулера с настоящими зверями. Подобное уже делали в 1942 году, когда работали над «Бэмби». Кстати, мимику срисовывали с актёров озвучания — Мэттью Бродерика («Выходной день Ферриса Бьюллера»), озвучившего взрослого Симбу, Джереми Айронса («Лолита») в роли Шрама, и Джеймса Эрла Джонса («Звёздные войны»), изобразившего Муфасу.
Интересный факт: авторам спецэффектов потребовалось два года для сцены смерти Муфасы. Им пришлось создать программу, имитирующую стадо антилоп. Хронометраж эпизода составляет всего две минуты.
Гамлет в львином обличье
По сюжету львёнок Симба становится свидетелем смерти отца — короля саванны Муфасы. Виновником гибели оказывается дядя героя Шрам, который долгие годы завидовал брату, мечтая занять его место. Он внушает Симбе вину в смерти отца и заставляет того бежать из родных земель, отправляя вдогонку гиен. Однако львёнок успевает скрыться и обрести новый дом.
В качестве фундамента авторы используют шекспировского «Гамлета». Однако не переносят на экран всю историю. Как и принц Гамлет, Симба переживает трагическую гибель отца, а потом видит последнего в виде призрака. Шрам примеряет на себя роль младшего брата короля Клавдия. Но в отличие от второго, не пытается сойтись с женой родственника. Тимон и Пумба становятся анимационной версией балагуров Розенкранца и Гильденстерна. Кстати, в шутку авторы называли проект «Бамблет», что отсылало сразу и к Шекспиру, и к «Бэмби», о котором речь пойдёт позже.
Симба vs Кимба
Команда «Короля Льва» подражала не только «Гамлету». Проект до сих пор обвиняют в плагиате аниме «Белый лев Кимба» 1960 года. В основе японского проекта лежит манга «Император джунглей» Осаму Тэдзуки. В оригинале малыша звали Лео, однако для западных зрителей он запомнился Кимбой. По сюжету белый львёнок сталкивается со смертью родителей, а также противостоянием зверей с людьми. Студия до сих пор отрицает плагиат, несмотря на тотальную схожесть некоторых персонажей. Известно, что в 1980-х Роджер Аллерс работал в Японии, где наверняка слышал об аниме. При этом Осаму Тэдзука никогда не скрывал любви к Disney, говоря, что «Император джунглей» вдохновлён «Бэмби».
Трагедия Disney
Джеффри Катценберг, Питер Шнайдер и Рой Дисней задумывали «Короля Льва» как «Бэмби», но в Африке. В обоих мультфильмах маленькие герои сталкиваются с потерей одного из родителей. Однако в отличие от Бэмби, которого воспитывал отец, Симба отправляется скитаться по миру. Впоследствии тема потери семьи станет ключевой для студии Disney. За историей об одиноком львёнке последуют «Тарзан», «В поисках Немо» и «Холодное сердце».
Круг жизни
Место в круге жизни — ключевой мотив «Короля льва». На старте проекта команда ездила в Кению, чтобы понаблюдать за животными в естественной среде обитания. Там же авторы узнали фразу «Акуна матата». Командировка натолкнула создателей на размышления о жизни и смерти. Так и появилась идея круга жизни. По сюжету король должен сохранять баланс в саванне — следить, чтобы в доступе антилоп всегда была зелёная трава, ведь иначе они покинут земли и оставят львов без пропитания. Мультфильм говорит о большом механизме, где важен каждый винтик. Интересно, как авторы вплетают в историю противоположную философию «Акуна матата», в центре которой пофигизм и «отказ» от проблем. В этом контексте мы снова возвращаемся к балансу — совмещению ответственности и внутренней свободы.
Танцы с бубнами
«Король Лев» — мюзикл. С музыкальными авторами команда определилась почти сразу. Работу над саундтреком возглавили Тим Райс, ранее трудившийся над «Аладдином», и Элтон Джон. Последний сочинял песни по раскадровкам. Первым Джон написал трек Can You Feel the Love Tonight, вторым — Circle of Life. Музыкант хотел, чтобы мультфильм дополняла романтическая песня. Аллерсу и Минкоффу понравилась идея, однако долгое время они не могли найти подходящий эпизод для Can You Feel the Love Tonight. Даже хотели отдать песню Тимону и Пумбе, сделав пародию на традиционную любовную сцену в кино. После Циммер добавил музыке африканские мотивы, хоровое пение и фразу «Nants ingonyama bagihi Baba Sithi uhmingonyama» на языке Зулу.
Предки смотрят на тебя
По итогу «Король Лев» разросся до франшизы. В 1998 году появилось продолжение «Король Лев 2: Гордость Симбы». Авторы решили не отходить от Шекспира, поэтому заменили «Гамлета» на «Ромео и Джульетту». Лента посвящена дочери Симбы и Налы — Киаре, которая влюбляется в изгнанного льва Кову. В отличие от первой, вторая часть вышла сразу на DVD. Далее последовали «Король Лев 3: Хакуна матата», рассказывающая историю Тимона и Пумбы и ставшая заключительным мультфильмом оригинальной трилогии, три мультсериала «Король Лев: Тимон и Пумба», «Хранитель Лев» и «Банга хочет знать». В 2019-м компания выпустила фотореалистичный компьютерно-анимационный ремейк первой части рисованного мультфильма, который раскритиковали за покадровое копирование и плоскость драматургии. В 2020-м стало известно о разработке приквела, рассказывающего историю Муфасы.
Оригинальный «Король Лев» получил два «Оскара», три «Золотых глобуса» и «Грэмми», а ещё попал в тренд: в мае 1994-го в ЮАР рухнул апартеид, поэтому об Африке говорили почти все. При этом картину не раз упрекали в расизме — например, сравнивая гиен с иммигрантами. Однако по сей день мультфильм остаётся одной из лучших работ Disney, на которой выросло не одно поколение.