В августе 2022 года стартовал уже четвёртый спин-офф «Ходячих мертвецов» от телеканала AMC — «Истории Ходячих мертвецов» (Tales of the Walking Dead). Хотя лучше сериалу подходит название «Байки…», ведь это антология из шести историй, каждая из которых рассказывает о несвязанных друг с другом героях, выживающих в постапокалипсисе. Главным отличием от иных проектов должна была стать разница в жанрах — каждый эпизод поставлен в своём стиле, из-за чего настроение у них непохожее. Получилось ли удивить фанатов?
Оригинальный сериал «Ходячие мертвецы» был снят по одноимённому комиксу Роберта Киркмана, Чарли Адларда и Тони Мура. С рядом расхождений это всё та же история о простом полицейском из Атланты Рике Граймсе, который вышел из комы посреди зомби-апокалипсиса и отправился на поиски семьи. Обнаружив их, он начинает искать безопасное место для своей постоянно растущей группы и регулярно сталкивается с разными уцелевшими — и далеко не все они дружелюбны.
Первый спин-офф «Бойтесь ходячих мертвецов» представлял первые дни зомби-апокалипсиса (и буквально первого зомби), но постепенно вышел на те же рельсы, что и основной сериал, то есть к истории постоянно растущей группы выживших, которая ищет безопасное место, а пути их убеждения проверяют на прочность.
Второй спин-офф «Ходячие мертвецы: Мир за пределами» нацелен на подростков и рассказывает о новом поколении, выросшем уже после зомби-апокалипсиса. Они отправляются в путешествие в другую общину, чтобы раскрыть секреты одной из крупнейших уцелевших организаций во вселенной «Ходячих».



О чём рассказывают «Байки ходячих мертвецов»?
Все эпизоды названы по именам главных героев. Так авторы подчёркивают идею, что эти новеллы — «истории случайных выживших в зомби-апокалипсисе».
- «Эви/Джо» — ромком с Терри Крюсом и Оливией Манн, случайно встретившимися на дороге. У героев общая цель — найти людей из своего прошлого в надежде заглушить одиночество. Но совместное приключение их неожиданно сближает. Эпизод поставил режиссёр «Дрожь земли» Рон Андервуд.
- «Блэр/Джина» — «временная петля», в которую в самом начале зомби-апокалипсиса попадают героини Паркер Поузи и Джиллиан Белл. Раз за разом они оказываются на автозаправке за несколько минут до взрыва бензовоза в попытке понять, как разорвать круг.


- «Ди» — флешбек к десятому сезону «Ходячих мертвецов». Саманта Мортон возвращается к образу Альфы до её становления лидером общины Шепчущихся (это те, кто носил кожу зомби поверх своей). В попытке спасти дочь Ди окончательно разрывает связь с прошлым образом жизни, принимая новое лицо — в буквальном смысле.
- «Эми/доктор Эверетт» — псевдодокументальный фильм об изменившейся природе Земли, который нарушает вторжение незнакомки. Учёный пытается объяснить ей, что не может вмешиваться в новые правила — даже если от этого зависит жизнь уцелевших людей.


- «Девон» — психологическая драма о том, как после травмы головы герой Джесси Ашера пытается понять, почему на него ополчились жители небольшого поселения в Канаде и как он связан с трупом обратившейся женщины, которая была прикована к нему наручниками.
- «Донья» — мистический хоррор, в котором пара, спасаясь от мертвецов, попадает в дом ведьмы и пытается сохранить рассудок при виде галлюцинаций.
Все серии идут в традиционном для «Ходячих» сорокаминутном хронометраже.


И стоило оно того?
Сложный вопрос! Усталость от вселенной «Ходячих» стала явной и для тех, кто сериал не смотрит. Посудите сами: 12 лет, четыре сериала, армия фанатов, своё ток-шоу Talking Dead и даже ежегодный круиз-ивент для фанатов Walker Stalker Con.
Кажется, AMC срочно нужен новый проект, который смог бы оживить вселенную, притянув к ней внимание как тех, кто бросил «Ходячих», так и новую аудиторию, которой не охота смотреть 11 сезонов, чтобы понять, что к чему. «Бойтесь ходячих мертвецов» в своё время стал этим глотком свежего воздуха, но со временем наступил на уже знакомые грабли.
Идея «Баек» звучала свежо — истории новых персонажей без бэкграунда. Фактически готовые короткие постапокалиптические мини-фильмы. Ещё и в разных жанрах. Звучит ведь отлично, не так ли?
- Можно показать, как выживают люди в других странах — за пределами Северной Америки.
- Можно углубиться в первые дни зомби-апокалипсиса и показать вспышку вируса в городах-миллионниках.
- Можно ответить на секреты «Ходячих» — например, посвятить эпизод происхождению вируса.
- Можно показать предыстории полюбившихся персонажей, кому не хватило экранного времени.
Но шоураннеры Скотт Гимпл и Ченниг Пауэлл «Баек» пошли по уже протоптанным дорожкам. Герои постоянно бродят по лесам, убегают от мертвецов и проверяют доверие друг к другу. Выделяется лишь эпизод с Терри Крюсом и Оливией Манн — и то исключительно из-за бодрой и позитивной подачи, чего очень не хватает вселенной AMC.
Если посмотреть на отзывы фанатов, то они смешанные. На Rotten Tomatoes, например, критики оценили сериал в 78%, а зрители — лишь в 48%. И это понятно — критики едва ли смотрели все предыдущие сезоны, для них доступная история новых героев выглядит и правда свежо. Вот только новых идей «Байки» не предлагают. Оттого фанаты и в недоумении. Сериал ощущается не сборником свежих идей, а филлером, который призван заткнуть дыру в ожидании финальных эпизодов «Ходячих».

Чего ждать дальше?
Несмотря на то, что сериал в целом был прохладно принят, AMC настроены оптимистично насчёт продолжения антологии. Уже вовсю обсуждают идеи для второго сезона, где продолжат эксперименты с жанрами. Например, может появиться эпизод-мюзикл в сеттинге «Ходячих».
Судя по тому, что в каждой из серий остались хвосты (например, группа выживших, собирающая головы зомби), некоторые эпизоды получат продолжение. Либо AMC сделает ещё спин-оффы с наиболее полюбившимися публике героями. И бесконечный строй «Ходячих» будет двигаться дальше — медленными шаркающими шажками.
