На Netflix 4 июня выходит новый постапокалиптический сериал — «Sweet Tooth: мальчик с оленьими рогами». Это экранизация одноимённого комикса канадского художника и сценариста Джеффа Лемира. Спешим поделиться впечатлениями от новой фантастической вселенной, которую стриминговый сервис перенёс на малые экраны.
О чём рассказывает комикс
Комикс «Сладкоежка» (или «Сластёна», как его перевёл Netflix) выпускался издательством Vertigo с 2009-го по 2013 год. На протяжении 40 выпусков Джефф Лемир в привычной себе неровной и грубой манере рисунка изображал мрачное будущее, в котором большая часть человечества погибла из-за загадочного вируса. Земля стала опустевшей, города полны трупов, которые некому убирать, а выжившие люди сбиваются в банды или прячутся, чтобы дожить свои дни в спокойствии.
Но не это самое удивительное в мире Sweet Tooth, а дети-гибриды. Вместе со смертоносным вирусом на Землю пришла неожиданная причуда — все дети, появившиеся после начала эпидемии, рождались с генетическими аномалиями. У каждого какие-то звериные черты — рога, шерсть, когти, крылья и т.д.
Комикс строился вокруг девятилетнего мальчика по имени Гас, который, как и другие дети, родился с аномалией — у него были оленьи уши и рога. Вместе с набожным отцом он жил в лесу, соблюдая строгие правила. Ему было запрещено покидать лес ни при каких обстоятельствах. Но однажды всё изменилось — после нападения на родной дом Гасу в компании незнакомца по имени Джеппард пришлось уйти на поиски безопасного места для детей-гибридов.
Комикс очень депрессивный, а атмосфера в нём была угнетающей, напоминающей по подаче фильм «Дорога» с Вигго Мортенсеном. При ярком контрасте между людьми, в которых умерло всё хорошее, дети-гибриды были единственным светлым лучиком. Они росли, не зная всей боли и ужасов прошлого мира. Они не понимали до конца, почему им хотят сделать больно. А самым наивным и в то же время лучшим из них был Гас — он представал в истории символом всего хорошего, что когда-то было в человечестве, и вдохновлял своих друзей и Джеппарда на поступки, на которые они никогда бы не решились самостоятельно.
Каким вышел сериал
Самое важное про тон сериала — изначально он планировался для Hulu, но Netflix перекупил права (сериал, кстати, продвигает компания Роберта Дауни-младшего). И на фоне других проектов стримингового сервиса он и правда смотрится особняком. Это гибрид детской сказки для всей семьи и постапокалиптической драмы о жутком вирусе, который на фоне пандемии Covid-19 актуален вдвойне.
Трейлер несколько обманывает ожидания, показывая сериал позитивным и приключенческим. На деле неспешность Джеффа Лемира осталась. Важное нововведение продюсеров в том, что здесь мрачные и морально неприятные сцены (например, то, как люди поступают с заболевшими в безопасных зонах) граничат с радостью юного Гаса, познающего мир вокруг. Он прожил всю жизнь в лесу, не зная, каков мир за пределами. И если в комиксе всё было безлюдно и серо, то в сериале мир полон красок и впечатлений. И юный актёр Кристиан Конвери прекрасно отыгрывает наивного мальчика, который не может надышаться свежим воздухом, не может оторваться от вкусной еды, не может не заглянуть в каждый уголок бескрайнего мира, который раньше был для него под запретом.
Сериал очень сильно меняет сюжет комикса. Общая суть героев та же, но многие важные мелочи меняют контекст. Например, Гас покидает родной дом по другой причине, а Джеппард соглашается вести мальчика не из личных мотивов. Также в Sweet Tooth множество новых героев. Среди самых ярких — девушка по кличке Мишка, лидер борцов с врагами гибридов, и Эйми Иден, хранительница зоопарка, организовавшая приют для детей.
Старым персонажам, появлявшимся в комиксе эпизодично, тоже дали больше времени. Так, отец Гаса глубже раскрыт, как и доктор Сингх, изучающий гибридов, чтобы создать с их помощью лекарство от вируса. Все эти изменения одобрил сам Джефф Лемир, так что ругать Netflix недовольным фанатам комикса будет сложно.
А если не читал комикс — зачем смотреть?
Это уже классический формат бадди-муви, где наёмник ведёт важного ребёнка через полстраны и по ходу дела они проникаются друг другом. Если вам понравился «Мандалорец» и первая игра The Last of Us, то дуэт Гаса и Джеппарда не оставит вас равнодушным — особенно каждый раз, когда они будут называть друг друга «Сладкоежкой» и «Большим человеком».
Кстати, много опасений в сети было после анонса, что мрачного наёмника сыграл темнокожий Нонсо Анози (в комиксе персонаж белый), но позвольте вас успокоить — персонаж получился отличный. Это не тот Джеппард, который был в комиксе по многим причинам (сюжетным первостепенно), но в нём чувствуются все те качества, за которые фанаты полюбили героя в комиксе: сила, решительность, забота и вина за причинённое зло, которое он хочет компенсировать, помогая Гасу в его путешествии.
Как и в первосточнике, в основе истории не выживание, не война с гибридами или выжившими, а тема семьи. Джефф Лемир строил вокруг этого комикс, и сериал развивает его ключевую идею. Осиротевший Гас нуждается в семье, а люди в его окружении, частично потерявшие себя из-за ужасов нового мира, понимают, что раз этот парень способен поверить в худших из них, то и они смогут.
«Сладкоежка» вряд ли удивит вас поднимаемыми темами. Ещё в годы выхода комикса постапокалипсис в нём выглядел достаточно традиционным для поп-культуры. История цепляла героями и непрошибаемой верой в лучшее в лице Гаса, который придавал драматизм самым обыденным ситуациям. Этот подход удалось сохранить в адаптации, пусть и тональность комикса немного изменена. Сериал — это попытка создать нестандартное семейное приключение, но сделать его не слишком детским. Всё же здесь постапокалиптический мир, и зритель, открывая его для себя, как и Гас, должен своими глазами увидеть и плохое, и хорошее, и страшное, и прекрасное, а главное — принять, что всё это было в людях до пандемии и будет после.