Игру об Отряде самоубийц анонсировали ещё в 2020 году. И к ней сразу же можно было подставить эпитет «долгожданная», потому что над ней работала студия Rocksteady. Их последний релиз был в 2016-м, своей серией Batman Arkham они подняли планку качества супергеройских игр на какой-то невероятный уровень, и от разработчиков ждали как минимум крепкую игру, а как максимум — новое слово в жанре. Разбираемся в величии аркхемской серии, почему ждали Suicide Squad: Kill The Justice League и что из этого вышло.
15 лет назад (боже, какие мы старые)
Страшно сказать, но в конце нулевых супергерои особо-то никому и не были нужны. Только-только вышли два бэт-Нолана, Кевин Файги успел выпустить «Железного человека» (нормального) и «Невероятного Халка» (так себе); DC Comics же и Marvel доживали свою очередную итерацию и готовились к масштабным перезапускам, New 52 и Marvel Now соответственно.
В играх про супергероев всё было совсем плохо: в 2007-2008-м выходила игра по «Призрачному гонщику» (54 балла на Metacritic), «Фантастической четвёрке и Серебряному Сёрферу» (45 балла), Хеллбою (44 балла), «Черепашкам-ниндзя» (58 баллов), пара игр по Человеку-пауку с оценками «туда-сюда» и другие схожие проекты.
Общий вывод, который напрашивался: а) они были привязаны к релизам в кино б) над ними не очень старались. То есть, они были сделаны просто в довесок, от них не было больших ожиданий, фанаты и так проглотят. Обидно!
Анонс новой игры Batman Arkham Asylum восприняли вполне дежурно, иногда отмечая, что она не связана с фильмами Кристофера Нолана. Будущая игра рассказывала о бунте в Лечебнице Аркхем и обещала противопоставить Бэтмену с десяток известных суперзлодеев. Энтузиазма не было ещё и потому, что до этого британцы из Rocksteady Studios сделали всего одну игру, среденькую Urban Chaos: Riot Response. Однако, когда игра вышла, критики и игроки остались в восторге. В чём же дело?
Геймплей. Все упомянутые в начале игры были бедными в плане механик: простая адвенчура от третьего лица, тут немного попрыгать, тут двумя ударами побить, прошёл уровень — держи следующий. Arkham Asylum предложила комплексный подход, который при этом отлично «ложился» на персонажа.
Бэтмен — первоклассный боец, поэтому, разумеется, были обычные рукопашные сегменты. Но! Специально для своей игры Rocksteady придумали инновационную систему: теперь боёвка строилась на ритме и ощущении потока. Удар всего один, есть контратака (её надо делать в определённые временные промежутки), есть разные гаджеты и дополнительные приёмы, которые зависят от счётчика комбо. То есть, игроку требуется контролировать поле боя, понимать, с какой стороны сейчас прилетит, где какие угрозы могут возникнуть, а дальше всего двумя кнопками (без хаотичной долбёжки — за это игра наказывает) филигранно раскидывать врагов. Когда проникаешься этой системой, вытворяешь совершенно невероятные вещи. Такое обычно говорят про слэшеры вроде Devil May Cry, но тут абсолютно уникальный случай.
Эта система оказалась очень свежей и элегантной, причём настолько, что другие разработчики заимствовали её в свои игры. Например, в Mad Max, Middle-Earth: Shadow Of War, и так далее. Даже в Marvel's Spider-Man было нечто похожее.
Также Бэтмен, как говорится, — «ужас, летящий на крыльях ночи». Поэтому в Arkham Asylum появились и стелс-сегменты, в которых задачи надо было решать не кулаками, а головой. Вооружённые огнестрелом враги опасны для Бэтмена: поэтому вырубать их надо было строго по одному, вылавливая на сложных многоуровневых аренах.
Бэтмена называют величайшим в мире детективом. Поэтому появилась небольшие, но запоминающиеся эпизоды с расследованиями. А ещё тогда не во всех играх было «орлиное зрение/ведьмачье чутьё/режим детектива», который подсвечивает полезные объекты. Arkham Asylum — одна из тех игр, благодаря которой эта механика стала популярной.
Разработчики отошли от уровневой структуры и сделали остров, на котором находится Лечебница Аркхем, одной связной локацией с элементами метроидвании. То есть игровой процесс предполагает, что мы будем возвращаться в известные места с новыми способностями и открывать себе иные пути.
В подобных играх есть ловушка: игроку может просто надоесть ходить туда-сюда по одним и тем же локациям, если в них не будет изменений. Rocksteady это понимали и сделали так, что игровые ситуации постоянно меняются. Там, где раньше была парочка головорезов с битами, теперь опасные снайперы — но и у Бэтмена появляются гаджеты, которые помогают быстрее перемещаться по локации.
В рукопашных боях со временем возникают новые противники (например, бронированные или вооружённые ножами, от них просто так не увернёшься), которые требуют реагировать на них по-новому. Даже внешний вид Бэтмена постепенно меняется: вот он обрастает щетиной, вот появляются повреждения на костюме. Всё вместе это создаёт ощущения прогрессии и не даёт заскучать.
Атмосфера. Пока фильмы Нолана смотрели на Тёмного рыцаря через призму реализма, Rocksteady скорее смотрели в сторону Тима Бёртона и одноимённого комикса «Лечебница Аркхем. Дом Скорби на Скорбной Земле». В их видении Аркхем получился тёмным, готическим, мистическим, местами архаичным и гротескным.
Усилил этот эффект уровень графики: выходившие до 2008 года игры пытались усидеть на двух поколениях и ещё гостили на PlayStation 2 или Wii. Ориентация же только на актуальное поколение (PS3, Xbox 360) позволила сделать скачок в качестве.
Верность источнику. «Лечебница» не стеснялась своей комиксной подоплёки, не махала на неё рукой, мол, её никто не знает, а активно использовала в игре. Тут появился целый ворох персонажей (например, Убийца Крок и Глиноликий — не самые популярные персонажи вне комиксов), у всех была своя нормальная сюжетная линия. Более того, по всему острову были раскиданы задачки Загадочника, в которых была масса отсылок к лору вселенной DC.
Для игр по комиксам, на которые никто толком не возлагал надежд, Arkham Asylum стала настоящей революцией. Эталоном каччества. В конце концов той игрой, где нам давали не управлять Бэтменом, а быть Бэтменом, как на геймплейном и нарративном уровне.
Не только «Лечебница»
Arkham Asylum оказалась не разовым успехом. За ней последовали два успешных продолжения: Arkham City в 2012-м и Arkham Knight в 2015-м. Каждая из игр предлагала всё большие масштабы: вместо здания лечебницы — целый район; вместо района — весь город и бэтмобиль в придачу. Разумеется, на всё это навешивались дополнительные механики, новые гаджеты, но ядро геймплея и визуальный стиль оставались прежними.
На мой взгляд, в играх чётко прослеживается вектор развития серии. Rocksteady старались сделать каждую игру больше, громче, невероятнее: поэтому Asylum была гротескной, City — гипертрофированной (поэтому там сложно найти персонажа-не шкафа), а Knight прям мегаломанской. Из-за наличия бэтмобиля и других нюансов они сделали масштабные улицы, добавили целые небоскрёбы, выкрутили драматизм на 110%. Даже полицейский участок тут выглядит как крепость, а не как муниципальное здание! Но это можно счесть за стилистическую особенность, и игра всё равно получила высокие оценки и была коммерчески успешна.
Эрудированные читатели скажут: вообще-то «Аркхем» — это квадрология, ещё есть Arkham Origins. Она вышла в 2013 году, делала её не Rocksteady, а внутренняя студия Warner Bros., хотя сюжетно это приквел всей серии. Отношение к этой части смешанное, но скорее положительное. Однако в игре с первых минут видно, что всё-таки сделана не так мастерски и нужна исключительно фанатам, кто уже в курсе и хочет ещё приключений Бэтмена.
Ещё более внимательные читатели вспомнят:
- прямое продолжение Origins — Batman: Arkham Origins Blackgate, сайдскроллер для PS Vita и Nintendo 3DS;
- Batman: Arkham VR для шлемов виртуальной реальности;
- а также мобильные Arkham Underworld и Arkham City Lockdown
Но эти проекты не внесли значительного вклада в развитие серии.
Серии Arkham удалось изменить отношение к играм с супергероями. Если раньше их делали просто под фильмы, забивая на качество и собирая сливки с тех, кто вышел из кинотеатра. Но после такого уровня исполнения, как у Бэтмена, выпускать поделки-однодневки стало попросту стыдно. Да и сама супергероика уже стала во главе поп-культуры: «Мстители» к тому моменту собрали свой миллиард.
Если посмотреть на 2013 год, уже после Arkham City и «Мстителей», вышли отличные Injustice: God Among Us, Deadpool, Wolf Among Us. Более того: журналисты (да и я) уверены, что дорогу «Человеку-пауку» от Sony проложила именно аркхемская серия.
Вышла! Вышла!
С таким бэкграундом понятно, почему Suicide Squad: Kill the justice league ждали так сильно. На момент анонса в 2020 году у Rocksteady был гигантский кредит доверия. На высокой ноте в виде «Мстителей: Финал» закончилась сага Marvel Studios, а игры по комиксам в первую очередь ассоциировались с «Человеком-пауком» от Sony. Что может пойти не так :)
С публикацией новых материалов по Suicide Squad: Kill The Justice League, отношение к ней начало меняться в негативную сторону. Во-первых, выяснилось, что это игра-сервис. То есть, играть в такое надо на протяжении нескольких месяцев, а то и лет, лучше с друзьями, чем без; а глобальной целью становится прокачка, поиски нового шмота и снаряжения *повторять до посинения*. А ожидали-то мощную одиночную игру, которая даст побыть в шкуре суперзлодея из Отряда самоубийц!
Усугубило ситуацию и то, что перед «Отрядом» успели выйти игра по «Мстителям» и Gotham Knights — схожие по концепции, и обе провальные. «Отряд» попросту стал ещё одной супергеройской игрой-сервисом, которую можно запросто поставить в этот ряд. Кроме того, релиз «Отряда» несколько раз переносили, забирая игру на доработку — как и с досъёмками фильмов, это плохой звоночек.
В итоге игра вышла 2 февраля 2024. Отзывы у неё смешанные: на момент публикации 62 балла на Metacritic от прессы, 3.8 от игроков; но при этом в Steam отзывы преимущественно положительные. Все хвалят бодрые кат-сцены, лицевую анимацию и в общем-то весёлый экшен. Но боже, сколько в этой игре нужно делать одно и то же: даже по роликам на YouTube видно, что подавляющая часть геймплея — это репитативные сражения и активности в открытом мире.
В копилку минусов идут также слабые бои с боссами, и герои, которые практически не отличаются друг от друга на уровне механик.То есть каждый персонаж способен летать по городу и основа геймплея у всех — стрельба от третьего лица. В идеальном мире игрокам бы предложили жрать людей за Короля Акул, планировать траектории полёта бумерангов, отстреливать уязвимые точки за Дэдшота и заниматься боевой акробатикой за Харли. Сейчас есть просто разные анимации для добиваний и рукопашных атак. Получается, что выбор персонажа — это выбор не модели поведения, а просто модельки.
Что будет с игрой дальше? Разработчики запланировали минимум четыре сезона с новым контентом и персонажами. Первый из них начнётся в марте и представит Джокера. Причём это будет Джокер из мультивёрса, и озвучивает его не Марк Хэмилл. Однако до марта и будущих сезонов надо ещё дожить. У игры есть все шансы пойти по пути «Мстителей» и Gotham Knights и постепенно угаснуть.
Я всё ещё хочу Отряд самоубийц!
Если вы хотели от игры классного погружения в персонажей и сюжета (или просто не можете в неё сыграть), то не стоит унывать. Ниже несколько проектов, которые помогут это сделать:
«Харли Квинн». Мультсериал о помощнице Джокера прошёл относительно незамеченным, хотя до сих пор есть на наших стримингах. Я посмотрел его специально для этой статьи и остался невероятно доволен!
По сюжету Харли уходит от Джокера, снимает квартиру вместе с Ядовитым Плющом и планирует сколотить свою банду. У мультсериалов DC есть монументальный Batman: The Animated Series. Поэтому кажется, что все проекты в этом поле должны быть на него похожи.
С «Харли» всё по-другому: в первую очередь это история о том, как две подруги пытаются наладить свою жизнь (и отношения) в большом городе. Только с учётом, что они грабят банки и пытаются подняться в криминальной иерархии Готэма. А ещё тут хватает крови и разговоров о сексе — поэтому у проекта заслуженный взрослый рейтинг. Если вам уже исполнилось 18, обязательно гляньте.
«Бэтмен: Нападение на Аркхем». Полнометражный мультфильм, сюжет которого не повторяет комиксы, а рассказывает самостоятельную историю. Аманда Уоллер облажалась и теперь ей надо достать «кое-что» из Лечебницы Аркхем. Лучше всего для этой работы подойдёт Отряд самоубийц.
Именно такой могла бы получиться игра по Отряду, если бы её захотели продолжить в духе серии. Более того, мультфильм даже входит в официальный канон: его действие разворачивается где-то между Origins и Asylum.
«Громовержцы» Уоррена Эллиса. Это читерский пункт, но поверьте, фанатам Отряда самоубийц этот комикс тоже понравится. В чём суть: супергерои вне закона, поэтому спасать мир берутся злодеи. Не «непонятые лузеры, которые обретают силу дружбы», как это было в фильме Джеймса Ганна, а прям отпиленные мрази, которые готовы разорвать друг друга на части. Официально издавалось на русском.