«Стража» по Терри Пратчетту: когда ненормальное становится нормальным

Артём Нечаев

Одним из первых крупных сериалов 2021 года стала «Стража» от BBC, основанная на книгах Терри Пратчетта про Плоский мир. Хотя, точнее будет сказать «вдохновлённая» книгами Пратчетта, и это важное отличие. Фанаты его творчества найдут, к чему придраться (поводов много), но в целом получился очаровательный сериал, который хорошо воспроизвёл атмосферу книг.

Стража — это аналог полиции в Анк-Морпорке, торговой столице и самом большом городе Плоского мира. Загвоздка в том, что преступления в этом мире легализованы: есть гильдии воров и убийц, которые могут делать, что угодно, если есть лицензия. Из-за этого Стража уже долгое время просиживает задницы, а капитан Сэмюэль Ваймс хорошенько так спился. И вот в Анк-Морпорке происходит что-то масштабное, из-за чего Страже приходится снова взяться за дело.

В итоге получился своеобразный полицейский процедурал в нетипичном сеттинге: в этом «Стража» напоминает«Готэм». А чем она не похожа, так это атмосферой: если в сериале про Джеймса Гордона поначалу всё было серьёзно и мрачно, то «Стража» — всратенький забавный треш с первой серии. Он хорошо поймал тон книг Пратчетта: в Плоском мире ненормальное — норма, несерьёзное становится серьёзным, а все вокруг ведут себя абсолютно обычно, на чем и держится юмор. Но фанаты книг всё равно оказались разочарованы.

Кадр из сериала «Стража», BBC America

Сам я читал довольно много книг Пратчетта где-то в начале 2010-х, обожал его манеру повествования, юмор, ворлдбилдинг. Но то было давно, и помню я очень мало: что Смерть была лучшим персонажем и общалась КАПСОМ, что там был какой-то сундук на ножках и… остальное как в тумане. Зато я хорошо запомнил атмосферу историй Пратчетта, потому что она была по-своему веселой и захватывающей — та самая нормальность ненормальности. И если вы тоже подзабыли детали хроник Плоского мира или же вообще не читали, то сериал вам, скорее всего, понравится.

Не понравится он тем, кто успел привязаться к персонажам книг, потому что в «Страже» их нехило так переиначили. Фанаты придираются к изменениям цвета кожи или пола, что ожидаемо, но основная претензия в том, что от героев остались одни лишь имена, характеры слили, да и сюжет совершенно другой. Поэтому с выходом сериала на его страницы на IMDB, Metacritic и т.д. набежали разъярённые зрители и уронили ему рейтинг — впрочем, ничего нового.

И тут в игру вступает то важное уточнение: «Стража» вдохновлена книгами Пратчетта, а не основана на них. У сериала нет цели рассказать уже известную читателям книг историю, лучше создать что-то новое в старом добром Плоском мире. Главное — поймать его флёр. «Стража» — это всё та же сатира на фэнтези, на реальный мир, на его законы и порядки. Причём, как сериал она — ещё и сатира на свой медиум: то пошутят над «Игрой престолов», то поломают каноны повествования, то убьют одного из главных персонажей книг прямо в первой серии.

Кадр из сериала «Стража», BBC America

В Плоском мире (как в книжном, так и в сериальном) ненормальное становится нормой. Преступления тут легализованы и никого не удивляют, в том числе и полицию. Всё настолько плохо (или хорошо?), что слово «убийство» стало слишком негативным для гильдии ассасинов, поэтому теперь это называется «обесчеловечивание» («inhume» в английской версии и «предать земле» в книжном переводе). И таких курьёзов тут навалом.

Например, если посмотреть на описание сериала, облик города, местный народец, главных персонажей, то может показаться, что зрителя ждёт огромное количество мата. Но только в «Страже» никто не ругается, хоть для героев это и кажется «нормой». На деле же всё ненормально по максимуму: местный архимаг когда-то прочитал мощное заклинание с неожиданным побочным эффектом, и теперь никто в Плоском мире не может ругаться, потому что таинственные силы всех запикивают.

Кадр из сериала «Стража», BBC America

Да и сама магия и магические существа тут уже давно никого не удивляют, потому что они повсюду. Даже в кинематографическом плане на них не акцентируют особого внимания, когда это не нужно сюжетно. В «Страже» магия — обыденность, бытовуха, норма, как поход в магазин. Так что не ждите классического фэнтезийного пафоса, волшебство будет разве что объектом для шуток и насмешек.

Персонажи тут тоже соответствуют нормам ненормальности: есть высокий человек, который думает, что он гном, потому что его вырастили гномы, есть трансгендерная гномиха-переросток, которая даже выше своего коллеги-не гнома, есть неуклюжий каменный голем, есть витающий в алкогольных парах шеф полиции и т.д. И опять же, они просто есть, на их ненормальности не делают акцент, разве что в образах героев и в нескольких шутках.

Кадр из сериала «Стража», BBC America

Особенно радует Смерть, который западает в сердечко таже метко, как и его книжный аналог. Причём, у него тут не так много экранного времени, хоть сериал и начинается со встречи Смерти и Ваймса. Казалось бы, он должен быть грозным воплощением самого важного аспекта бытия, но нет. Смерть, конечно, многое знает и может, но по большей части просто ноет, что все на него как-то подзабили. И, видимо, это для него нормально, потому что при таких высказываниях по лицам собеседников видны их мысли: «Слыш, харош тут сопли разводить, веди себя как страшнейшая сущность во Вселенной!»

Можно даже перейти на метауровень, потому что сама «Стража» далеко не нормальная — это не прямая адаптация, не полицейский процедурал, не смешной ситком, не драйвовый боевик, не интригующий детектив. Но она и не стремится ими быть. Перед нами вакханалия, треш, безумие, абсурд и сюр — те самые, которые были в книгах Пратчетта.

Кадр из сериала «Стража», BBC America

Во времена ремейков и адаптаций ожидать, что в «переиздании» чего-то вы получите знакомые версии персонажей — как минимум опрометчиво. Более того, многим стоит вообще пересмотреть свой взгляд на адаптации и перестать ждать тех же чувств, что и от оригинала, потому что это невозможно (медиумы разные). Главное, чтобы внутри новой версии было что-то знакомое — например, тот же дух оригинала. Поэтому «Стража» — достойный проект, вдохновлённый книгами о Плоском мире. Мне как давнему фанату было приятно снова окунуться в отдалённо знакомые места, вспомнить, за что я полюбил Пратчетта, и захотеть снова перечитать его произведения. Это ли не главное?

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Понятно