Мир спорта — это не только соревнования, фестивали, фильмы, аниме и мемы. Пробудить пламенные чувства к командам и чемпионатам помогают вещи: предметы одежды, инвентарь или безделушки, связанные с любимым досугом. Разбираемся, как некоторые из спортивных атрибутов получили статус культовых.
В 1990–2010 годах миллениалы и поколение Z стали регулярными телезрителями — именно в тот момент в поп-культуре возник тренд на спорт. Конечно же, кино на эту тему зародилось намного раньше — ещё с юмористических фильмов Чарли Чаплина, — и с тех пор радовало заядлых фанатов на экранах. Но доступным для зрителей любых возрастов и вкусов оно стало гораздо позже — со времён «тупых комедий» о старшей школе. При этом медиа не обязаны быть спортивными, чтобы рассказывать о соревнованиях и других новостях сферы: сложно найти ситком, в котором ни разу не мелькала форма, инвентарь или мерч. Некоторые из фанатских вещей мы могли никогда не видеть в реальности, но всё же неразрывно ассоциируем со спортом. Например, чирлидерские помпоны и пивные шапки. Изучим, как они появляются и оказываются на экранах.
Помпоны
Один из самых частых атрибутов в спортивных американских медиа. Неудивительно, ведь чирлидинг зародился в США, а именно — в университетах Лиги плюща в конце позапрошлого века. До этого речёвки в поддержку команд звучали лишь с трибун. 2 ноября 1898 года студент Университета Миннесоты Джонни Кэмпбелл перепрыгнул через оградительный забор и встал перед толпой, чтобы «завести» её. Ход оценили все: вскоре подобные действия стали популярным занятием для студентов после учёбы.
Для большей зрелищности чирлидеры придумали склеивать полосы из волокнистой бумаги, которые шелестом создавали дополнительный шум и привлекали внимание. Однако предметы быстро разваливались от активных движений и не были пригодны для дождя, из-за чего их использовали не во всех играх. Проблему решил Фред Гастофф в 1965 году, запатентовавший виниловые помпоны. Позднее изобретение стало неотъемлемым атрибутом групп поддержки уже на официальном уровне.
Появление чирлидинга в young adult-медиа в конце XX — начале XXI века было неизбежным: всё-таки он пришёл не в университеты, а из университетов. Изначально это был исключительно мужской спорт, но во времена Второй мировой войны ушедших на фронт парней заменили девушки. Поэтому с годами чирлидинг стал демонстрацией не только поддержки команды и гимнастических навыков, но и женской привлекательности в целом. Одни из самых иконических сцен чирлидинга можно увидеть в фильмах «Тело Дженнифер» и «Дрянные девчонки». В первом образ идеализирован, во втором — наоборот, обыгран сатирой. Существуют и посвящённые чирлидингу фильмы: самый известный — «Добейся успеха».
Шарфы
Ещё один исторический элемент поддержки спортивных команд. Их популярность среди болельщиков футбольных клубов Англии относят к 1910–1930 годам. Всё крайне прозаично: зрителям хотелось смотреть футбол и болеть за игроков во времена, когда не было даже фантазий о каком-то спортивном мерче и разнообразии одежды. Погода Англии вынуждала фанатов следить за соревнованиями, закутавшись в пальто. Палитра трибун — чёрный, серый и коричневый — была безрадостной и неоригинальной.
Чтобы подчеркнуть, за кого болеют, зрители начали повязывать на шею платки и шарфы соответствующих цветов. С техническим прогрессом текстильная промышленность позволила усложнить принты и самовыражаться более стильно. Позже футбольные клубы осознали, что такая атрибутика — бесценная возможность собственной рекламы. Изделия стали делать полосатыми — чтобы добавить индивидуальности каждой команде, — а некоторые сами вышивали имена фаворитов. Бесцветные времена на футбольных матчах Лондона прошли, а шарфы остались и стали неотъемлемой частью атрибутики всего спортивного мира.
Они очень близки и отечественным болельщикам. История появления шарфов в СССР в 1970-х почти повторила английскую: серость против кричащего цвета, однако прогресс шёл гораздо медленнее. Наладить производство изделий удалось уже в России: тогда же возникла массовая популярность. Коллекционеры по всему миру ведут охоту за редчайшими экземплярами, а их стоимость в несколько сотен, а то и тысяч евро за изделие никого не удивляет. Современные российские медиа используют шарфы команд, как стереотип: стоит комику такой накинуть, сразу становится ясно — скетч будет о самом яром фанате.
Пивные шапки
Это сравнительно недавнее изобретение, и, в отличие от прошлых артефактов, изначально коммерческое. Впервые их упоминает студенческое издание The Harvard Crimson в 1985 году: «В одной руке вы держите экземпляр Wall Street Journal, а в другой — баннер Гарварда. Идёт первая четверть матча против Йельского университета, и вам нужно попить. Но чем пожертвовать?» В качестве единственного минуса автор отмечает цену: 18 долларов (по сегодняшнему курсу — около 50). Можно пить, не освобождая руки, но для этого — плати. Много!
Несмотря на абсурдную цену и сопровождающий изобретение патент, умельцы начали конструировать его сами — и успешно. Революционными пивные шапки не стали: всё же большинство фанатов утоляют жажду своими силами, без нелепо выглядящей безделушки на голове. Насовсем они не пропали, скорее стали культурным символом, чем распространённым и полезным девайсом.
К слову, отношения к алкогольным напиткам шапка изначально не имела. Ассоциацию с пивом в названии помогли закрепить фанаты и медиа. Нет ни одного персонажа, кому этот шлем шёл бы больше, чем Гомеру Симпсону, потягивающему из трубочек вымышленное пиво Duff. Франшиза даже продаёт брендированные пивные шапки в качестве мерча.
Перчатки «номер один»
А если вдруг проблема обратная: шлем есть, а занять руки нечем? Вспомним о гигантских перчатках болельщиков с поднятым вверх указательным пальцем. Такой жест означает «номер один» — аналогия понятна, но на изделиях её часто поясняют или дополняют надписями, речёвками или кэтч-фразами: «Fear the Claw», «Love Those Falcons», «Up The Cherries».
В этом атрибуте соединились идеи двух людей. Первый концепт был разработан студентом Стивом Кмеларом в 1971 году. Он сделал одну копию перчатки из грубой ткани, папье-маше и спреевой краски, чтобы поддержать команду американского футбола Ottumwa Bulldogs. После нескольких игр Кмелар убрал перчатку, так как боялся её повредить, но фото уже были растиражированы газетой Des Moines Tribune.
Несколько лет спустя, в 1978-м, учитель Герал Фаусс смастерил маленький тираж перчаток из фанеры, который за полчаса распродал на стадионе. Однако такие руки были слишком тяжёлыми и опасными в местах скопления фанатов. Фаусс решил искать новый материал и остановился на легком пенном полотне. Из новой версии перчаток появился его бизнес, существующий по сей день, но получающий многочисленные судебные иски от Кмелара. Неизвестно, насколько первое изделие в истории повлияло на всеобщую популярность: ни один иск не был удовлетворён.
Сейчас перчатки из пены могут быть самых разных форм: символ V, кулак, лапа хищника или рука вратаря — бывают и единичные кастомные изделия, и официальные варианты, предоставляемые командами. Чем оригинальнее, тем ярче поддержка.
Вувузелы
Бывают в спорт-фандоме и вещи, исчезающие после оглушительного успеха, причём в прямом смысле. Если вы давно следите за футболом, то наверняка помните вувузелы — специальные футбольные дудки. От обычных свистелок они отличаются размером — их длина от 50 сантиметров до метра — и низким гудящим звуком.
Вувузела была изобретена в 1970-х южноафриканцем Фредом Мааки как усовершенствованная версия фанатской дудки, сделанная из удлинённого велосипедного гудка. В начале 2000-х, позаимствовав опыт болельщиков из ЮАР, компания Masincedane Sport начала массовое производство пластиковых изделий. Музыкальные инструменты завирусились: к чемпионату мира в Бразилии в 2010-м было продано несколько миллионов копий.
Однако успех вувузел стал для производителей выстрелом в ногу. Матчи 2009–2010-х сопровождал надоедливый низкий звук с трибун — при этом абсолютно одинаковый по высоте. Инструменты возненавидели болельщики: как присутствующие на матчах вживую, так и смотрящие из дома. В период чемпионата зрителям со Smart TV предлагали глушить частотность вувузел из трансляций при помощи дополнительного ПО, конкуренты продавали аналоги с иной тональностью, а в сентябре 2010-го, после прошедшего чемпионата, УЕФА запретила их на всех своих матчах. Повторять дважды не пришлось: пожалуй, они так сильно надоели самим болельщикам, что возвращать изделия никто не пытался.
Теперь вувузелы остаются популярными лишь на своей родине — в Южной Африке считают, что они придают футбольным матчам особую атмосферу, — и в мемах, с теплотой вспоминающих старые-добрые десятые.
Даже несмотря на то, что увидеть вувузелы возможно, скорее, только в документальном кино — в поп-культуре их можно услышать. И в самом неожиданном сеттинге — «Звёздных Войнах». Композитор Джон Пауэлл использовал их для саундтрека к приквелу «Хан Соло: Звёздные Войны. Истории». Правда, как признался сам Джон, ему пришлось напоить коллег, чтобы сделать процесс создания композиций более приятным.
Вдохновлённых спортом вещей очень много. Они настолько вошли в нашу жизнь, что немногие проводят параллель между, например, бейсболкой и бейсболом — даже несмотря на название; или тем, что форма хот-дога была создана именно для просмотра матчей. Многие из стереотипов и ассоциаций закрепились и стали популярными благодаря поп-культуре, где продолжают жить. Кто знает, какие бы спортивные атрибуты раскрутились, а какие — канули в лету, будь всё иначе. И даже если после соревнований спортивные символы станут всего лишь украшением для стеллажа, они навечно будут хранить в себе искреннее счастье болельщика. Может, и у вас найдётся место на полке?