В 2021 году ёжик Соник встретил своё тридцатилетие. Годовщину колючий зверь отметил с размахом: компания SEGA представила множество анонсов свежих игр и ремастеров на юбилейном конвенте.
Мы не будем отставать от «Сеги», поэтому громко включим песню Сектора Газа «30 лет» и погрузимся в этот огромный мир франшизы о синем ёжике. За несколько десятилетий «медийная копилка» Соника пополнилась большим количеством видеоигр, шоу и литературы. Надеемся, что перечисленные в тексте проекты о нашем любимом спидстере в красных кроссовках помогут вам скоротать остатки летних деньков.
Ещё одной знаменательной датой, подтолкнувшей нас на написание этого текста, стало четырёхлетие Sonic Mania 29 августа. В каком-то смысле эта игра занимается тем же, что и мы — собирает крупицы информации о Сонике с пыльных антресолей и переосмысляет всё ностальгическое и классическое из мира синего ёжика.
Gotta play fast!
Когда речь заходит о Сонике, то в первую очередь, конечно, вспоминаются видеоигры. Дизайн главного маскота SEGA прошёл долгий путь от яйца на ножках и ежа-панка с электрогитарой, острыми клыками и очень сексуализированной подружкой до знакомого всем дружелюбного бегуна. Финальный образ Соника удалось сформировать совместными усилиями американского и японского подразделений «Сеги». Не последнюю роль в создании внешнего вида ёжика сыграл бывший сотрудник компании Mattel Том Калински, работавший над игрушками Барби и создавший Хи-Мэна. Именно его назначили на должность президента SEGA of America. Калински знал толк в создании любимых детьми персонажей, при работе над Соником он вдохновлялся Микки Маусом и Черепашками-ниндзя.
Соник задумывался как секретное оружие SEGA в борьбе с гегемонией Nintendo в девяностых. Создатели выстроили всю рекламную кампанию на противопоставлении своего шестнадцатибитного, стремительного и бунтующего героя восьмибитному, медлительному и нелепому водопроводчику. Консоль Sega Mega Drive aka Sega Genesis представлялась как будущее игровой индустрии, в котором нет места нинтендовским приставкам NES и SNES. Люди из Nintendo метили в детей и семейный безобидный досуг, пока ребята из SEGA залпом стреляли картриджами с Соником по подросткам, студентам и хардкорным геймерам. Сеговские рекламщики не боялись самоиронии, поэтому в рекламном ролике убеждали зрителей, что Марио гораздо круче ежа, но покупатели по сюжету всё равно выбирали Sega Genesis.
Первая игра серии под названием Sonic the Hedgehog вышла в 1991 году и стала хитом. Сюжет рассказывал о противостоянии синего ежа с технократическим режимом злого учёного Доктора Эггмана и его роботами. «Сеге» удалось потеснить итальянского водопроводчика. Соник был быстрее Марио, каждый уровень имел несколько вариантов прохождения, экшена было больше, враги были разнообразнее, а боссы сложнее. SEGA закрепила успех с помощью сиквелов Sonic the Hedgehog 2 и Sonic the Hedgehog 3 & Knuckles, добавив новые уровни и персонажей вроде всем известных лисёнка Тейлза и ехидны Наклза.
В дальнейшем у серии были свои взлёты и падения, поэтому остановимся только на самых успешных и культовых видеоиграх о приключениях Соника. После не очень удачного запуска консолей Sega CD и Sega Saturn разработчики смогли выдать революционную Dreamcast в 1998. Графика на приставке опережала PS1, также был доступ в интернет через сетевой кабель, а карты памяти подсоединялись прямо к геймпадам. Революционной консоли была необходима революционная игра, поэтому подразделение «Сеги» Sonic Team взялось за разработку трёхмерной Sonic Adventure. Новая игра вышла в один год с приставкой и показала миру новый дизайн Соника. Маленький пузатый ёжик вытянулся и изрядно похудел, а ещё впервые обрёл голос.
Sonic Adventure стала чуть менее стремительной, но зато более глубокой игрой. Сменяющие друг друга уровни были заменены на хаб-систему. Теперь герой обитал в чём-то наподобие открытого мира с городом и прилегающими джунглями. В хабе Соник мог решать несложные головоломки, искать секретные улучшения и входы уровней, на которых игра уже превращалась в классический платформер. Sonic Adventure стала интереснее и разнообразнее благодаря трёхмерному левел-дизайну, но приобрела проблемную камеру, застревающую во всех декорациях. Также появилось шесть играбельных персонажей, среди которых были как старые знакомые, так и харизматичные новички. Каждый герой обладал уникальным геймплеем. Это явно пошло на пользу игре, выделив её на фоне однообразных, надоедающих к концу платформеров-современников. Соник привычно бегал, Тейлз летал, Наклз решал головоломки и искал сокровища, Эми Роуз убегала от робота-преследователя в духе Немезиды из Resident Evil 3, кот Биг рыбачил в специальной мини-игре, а робот E-102 Гамма расстреливал своих противников. Для уставших от беготни по уровням добавили Чао-сад (местную версию Тамагочи), где Соник мог выращивать и тренировать забавных виртуальных питомцев.
В продолжении Sonic Adventure 2 разработчики отрезали всё лишнее: упразднили хаб, оставили только самые интересные геймплейные механики (платформинг, поиск сокровищ и стрельбу) и расширили возможности Чао-сада. Также была добавлена сюжетная история за новых «злых» персонажей, среди которых впервые появился всеми любимый ёжик-эджлорд Шедоу.
Разработка Sonic Adventure 3 стала мифом и мемом комьюнити, однако в 2003 году на свет появилась Sonic Heroes, которая и стала наследницей трёхмерной серии. В новой игре снова кардинально был переработан геймплей. В Heroes игроку предлагалось принять роль не одного персонажа, а целой команды. Во время прохождения приходилось постоянно переключаться между тремя героями со своими уникальными способностями. Например, в «Команде Соника» сам ёж выполнял функцию бегуна и типичного героя платформеров, Наклз был «мускулами» группы и использовался для сражений с врагами и разрушения препятствий, а Тейлз вызывался для миссий с полётами.
Дальнейшие эксперименты с трёхмерными воплощениями Соника не увенчались успехом. Sonic the Hedgehog (2006) была сырой игрой с кучей багов и сломанными механиками, Sonic Unleashed рассказывала странный сюжет о Сонике-оборотне, Sonic Lost World нагло воровала идеи у Super Mario Galaxy, Sonic Boom была необязательным вторичным спин-оффом, а Sonic Forces непонятно зачем ввела потешного безымянного аватара для игрока.
В какой-то момент SEGA решили играть на ностальгии, поэтому выпустили неплохие Sonic Generations и Sonic Mania. Игры вытягивали ностальгическую слезинку из олдскульных геймеров, отсылая к классическим уровням серии, но не привносили ничего нового.
SEGA пытались зайти на территорию и других жанров, но выходило как-то вторично. Тут вам и гоночки (Sonic Riders, Team Sonic Racing), и спортивные мини-игры (Mario & Sonic at the Olympic Games), и даже jRPG от знаменитых BioWare (Sonic Chronicles: The Dark Brotherhood). Пожалуй, большую часть из вышеперечисленных игр стоит стереть из памяти и двигаться дальше. Ну, знаете, gotta go fast!
Gotta read fast!
Отдохнём от видеоигр! Любая успешная франшиза всегда имеет ответвление с комиксами по мотивам. Соник не стал исключением. В 1993 году начали выходить комиксы от Archie Comics. Хоть Archie Соник и занял своё место в истории, став самой продолжительной серией комиксов по видеоиграм, состариться, как хорошему вину, ему всё же не удалось. В этих историях авторы пытались жонглировать лором одноимённого мультсериала, делать отсылки к играм серии и строить свою «даркфэнтези-постапокалипсис-сёнэн» вселенную. В итоге видение Archie Comics погрязло в судебных тяжбах со сценаристами ранних выпусков и рухнуло в 2017 году.
Следом франшизу подхватило издательство IDW Publishing. Если вам хочется познакомиться с печатной версией ультразвукового ёжика, то эти комиксы — лучший вариант. Сюжет тут актуальный (события разворачиваются после игры Sonic Forces), экшен насыщенный, а юмор в духе нового времени. Также комиксы от IDW могут похвастаться новыми эксклюзивными персонажами.
Ещё одно интересно чтиво о Сонике — нон-фикшн книга «Консольные войны» о противостоянии SEGA и Nintendo. Тут вам и биография Тома Калински в лучших традициях байопиков, и история происхождения рекламной кампании SEGA, и борьба за ритейлеров со сделками в духе «Волка с Уолл-стрит». Короче, на ваших глазах документальная литература превращается в какой-то шпионский саспенсовый триллер.
Gotta watch fast!
Пока ваши глаза не вывалились от переизбытка контента по вселенной Соника, зацепим и мультипликационное воплощение ежа. Началось всё в 1993 году с двух мультсериалов-близнецов Sonic the Hedgehog и Adventures of Sonic the Hedgehog. Первый по духу был эпической мешаниной из фэнтези, киберпанка и аниме (как и комикс, основанный на нём), а второй представлялся яркой и бессмысленной буффонадой в духе «Тома и Джерри». Сериалы вышли почти одновременно, но «комедийные» эпизоды крутили по будням, а «серьёзные» показывали только по выходным. Это решение пришло в голову руководству студии DiC, ответственной за оба сериала. Так создатели хотели привлечь как молодую, так и подростковую аудиторию.
В 1999 году вышел ещё один мультсериал Sonic Underground. Если попытаться рассказать о сериале коротко, то получится одна фраза: квинтэссенция девяностых. Тут у Соника откуда-то появляются потерянные родственники: розовая ежиха Соня и зелёный ёж Мэник. Все герои носят крутые рокерские прикиды (только сам Соник почему-то разгуливает голышом), обладают суперспособностями, виртуозно играют на музыкальных инструментах и после очередной победы над злом устраивают жителям своей планеты зажигательные концерты. Короче, если вам казалось, что у игроделов из Sonic Team возник кризис идей, то Sonic Underground вас переубедит.
В 2003 вышло аниме Sonic X, первые сезоны которого вобрали в себя сюжеты двух «Адвенчуров», а третий превратился в размашистую космооперу. Сериал приобрёл культовый статус по всему миру. В России дубляж «Соника Икс» намертво прилип к его персонажам. Ну, невозможно воспринимать Наклза без голоса Дмитрия Филимонова. Такое же мнение сложилось и у контентмейкера Сыендука, собравшего команду дубляжа для озвучки самобытной полнометражки Sonic the Hedgehog: The Movie (OVA, в которой почему-то появился персонаж-кошкодевочка).
Затем в 2014 году вышел мультсериал Sonic Boom. Шоу снято по мотивам очередной игры-переосмысления, но крайне отличается по подаче. Sonic Boom не был приключенческим сериалом в духе «Аватара» или «Бена 10», он избрал путь ситкома. Не спешите брезгливо фыркать! Канал Cartoon Network дал создателям шоу такую свободу, что в каждой серии обязательно проскочит сцена, в которой персонажи в духе Дэдпула сломают четвёртую стену и больно ужалят франшизу-прародителя. Автором большинства перлов в Boom стал Наклз, переквалифицировавшийся из наивного «самурая-аскета» в нового Патрика Стара из «Губки Боба».
Последним анимационным воплощением ежа стала CGI-версия из фильма 2020 года. Сначала «Соник в кино» одарил нас самым мемным и жутким дизайном ёжика за всё время существования франшизы, но позже исправился и публично извинился благодаря фидбэку фанатов. Сам же фильм пришёл будто из девяностых, когда франшизы активно переносили свою интеллектуальную собственность в среду игрового кино. Короче, такой «Космический джем» с хи-и-и-повым Соником.
Конечно, говорить о Сонике можно ещё очень долго: фанфики, соничу, жуткие фанатские рисунки на DeviantArt, тонны мерча и Sonic.exe. Однако мы не рекомендуем гуглить вышеперечисленное, чтобы не растерять остатки рассудка. Такой уж этот фандом франшизы, прыгающей то вверх, то вниз. Но под тоннами холиваров, проходных видеоигр, странных мультсериалов и комиксов всегда будет находиться нечто вдохновляющее. Соник всегда останется символом бунтующих девяностых и самоироничной альтернативой консервативной Nintendo В своё время Соник вдохновлял и автора этого текста на творчество. На кринжовый рэп-клип, но опустим подробности… Gotta cringe fast!