Абракадабра! Великий и ужасный Slim Shady ворвался на наши экраны перед началом лета в клипе Eminem на трек Houdini. К слову, композиция стала заглавной на грядущем альбоме The Death of Slim Shady (Coup de Grâce), в котором рэпер планирует убить скандального персонажа. Ролик полон отсылок к культовому видео Without Me (а некоторые заметили и вдохновение легендарной песней Steve Miller Band — Abracadabra). Но обо всём по порядку: по случаю приближающегося релиза рассказываем всё, что известно об альтер-эго артиста и размышляем, действительно ли Eminem избавится от антигероя и карьеры на новой пластинке, которая запланирована на это лето.
«Рождение» Slim Shady
Перенесёмся в Детройт 1990-х: на тот момент Маршалл Мэтерс III уже начал рэп-карьеру и выпустил первый альбом Infinite. Только никакого успеха он не принёс: «Продал от силы копий 70 и не получил хорошей ответной реакции. Я ещё не нашёл себя. Многие говорили, что я звучу как Nas — в своё время он имел сильное влияние», — рассказывал артист в автобиографии The Way I Am. Такие результаты начинающего музыканта особо не радовали — к тому же эмоциональное состояние усугублялось ещё и из-за проблем с зависимостями.
Но звонок от его близкого друга Пруфа, и вот мы уже стоим на пороге рождения скандального альтер-эго рэпера. Нет, он не придумал Слима Шейди, однако невольно подтолкнул к его созданию. Идея Пруфа — собрать 12 лучших MC Детройта, чтобы получилась собственная версия Wu-Tang Clan и назвать её Dirty Dozen («Грязная дюжина»). Вот только набралось всего шесть. Тогда он сделал гениальный ход — задумал, что у каждого будет по два образа. И одна из концепций — читать о самых больных и странных вещах. «Это один из моментов, когда Пруф сыграл большую роль в моей жизни, потому что отсюда и пришёл Slim Shady», — писал Эминем в той же книге.
Не благодаря, а вопреки тяжёлому детству и подростковому периоду, у Маршалла всё сложилось с этим персонажем — он, можно сказать, заложил в альтер-эго то, как негативно воспринимали его окружающие на протяжении всей жизни. «Когда я начал читать рэп в роли Шейди, для меня это был способ выплеснуть всё своё разочарование и просто обвинить его в этом», — позднее он объяснял на сайте Genius в аннотации к Just Don’t Give A Fuck. К слову, Мэтерс не хотел, чтобы Слим Шейди просто транслировал что-то безбашенное — были важны и лирические навыки.
Slim Shady, твой выход!
Перед тем, как погрузиться в сюжетную линию карьеры со Слим Шейди, проведём ликбез по именам. В дискографии артиста — три основных образа: Маршалл Мэтерс, Эминем и Слим Шейди. Первый — искренний, серьёзный молодой человек, и любящий отец (визитная карточка — трек Mockingbird). Второй — более лиричный и сосредоточенный на текстах, а главное — менее агрессивный, чем Слим. Последний — настоящий антагонист, у которого извечная борьба с Эмом. Словно ангел и демон, живущие на плечах Маршалла.
Первая порция безумия в лице Слима поселилась на мини-альбоме Slim Shady 1997-го. Работа почти перевернула индустрию — весь андеграунд стоял на ушах. Рэперу даже начали звонить по поводу выступлений. Но настоящий триумф ждал впереди. Маршалл Мэтерс в обличии Шейди говорил «нет» любым правилам и запретным темам — только полная свобода мысли. Через два года артист выпустил по-настоящему самобытный лонгплей The Slim Shady, который взорвал чарты и хип-хоп нулевых, а также принёс первую статуэтку «Грэмми» за лучший рэп-альбом (надо сказать, звезда будет побеждать в этой номинации на протяжении следующих трёх лет).
На пластинке — его дерзкие высказывания о волнующих проблемах социума, поп-культуры, политики и личной жизни. Следует заметить, нарратив напоминает скорее криминальную хронику, а не хип-хоп композицию. 97 Bonnie & Clyde — тру-крайм история, в которой исполнитель вместе с маленькой дочкой избавляется от трупа его девушки Ким: «Мама сказала, что хочет показать, как далеко она может заплыть. Не обращай внимания на эту маленькую бяку у неё на горле, это всего лишь царапинка — ей уже не больно». Мотив создания прост — Маршалл думал, что Кимберли не позволяла видеться с малышкой Хейли.
Если вам уже стало не по себе, дальше — хуже. В той же книге The Way I Am Эминем рассказал, как Dr.Dre предложил записать Guilty Conscience: «А что, если сделать песню, где я хороший, а ты — плохой? Сумасшедший больной дурак, вышедший из психбольницы?» Трек, кстати, вдохновлён сценой из фильма «Зверинец», в которой один из героев совещается с ангелом и демоном перед изнасилованием девушки, находящейся без сознания на вечеринке.
Ну а кто в композиции играет роль тёмной и светлой сторон, понятно без слов. Так родились строки: «Так что тебе осталось только покусывать этой маленькой с***е мочку. (Эй! Этой девчонке всего 15! Не смей воспользоваться ею — это нечестно!)». Для тех, кто в тот момент задавался вопросом (почти все), нормально ли читать о таком, музыкант ответит на следующей пластинке в Drug Ballad: «Я просто говорю всё, что хочу, кому хочу, когда хочу, где хочу и как хочу». К тому же подобные песни — шутка.
По крайней мере, так утверждал Эминем: «Slim Shady — это просто злые мысли, которые приходят мне в голову…Вот почему многие мои песни смешные». Если не смешно с таких треков, значит, с вашим чувством юмора что-то не так (по мнению Эма точно). Каким получился The Slim Shady, реакция критика Сорена Бейкера из Los Angeles Times, кажется, идеально описывает всё происходящее на альбоме: «Он не боится всё говорить прямо. Его тексты настолько умны, что убийство звучит так, будто это просто забавный поступок, который совершает, чтобы скоротать время». Шейди закрепился в сознании слушателей как амбассадор хаоса и безрассудства.
Альтер-эго повлияло и на другие альбомы музыканта. В 2000-м свет увидел новый The Marshall Mathers, который стал самым быстрораспродаваемым рэп-альбомом в США. И сингл The Real Slim Shady занял лидирующую позицию на четвёртом месте в Billboard Hot 100. Несмотря на то, что трек полон оскорблений и резких высказываний по отношению к коллегам по цеху. Кристине Агилере, Бритни Спирс и Уиллу Смиту досталось сполна. Между прочим, через несколько лет Эм окончательно убедит всех, что рекорды — по его части. В 2013-м песня Rap God войдёт в «Книгу рекордов Гиннесса» как хит с самым большим количеством слов — 1560. И в ней Маршалл произнесёт 157 слогов за 16,3 секунды. Через пять лет на треке Majesty, который он запишет совместно с Никки Минаж, затмит предыдущее достижение — тут он зачитает 123 слога примерно за 12 секунд. И на этом Эм не остановится: впереди ещё Godzilla 2020-го, на котором проговорит 339 слогов за 30 секунд.
В 2002 году у артиста всё стабильно: новый альбом The Eminem Show, лучшие результаты после его выхода, «захват» чартов и безумец Слим Шейди на пластинке. Антигерой появился в треке Without Me, и, не изменяя себе, эффектно читал о безбашенном, параллельно цепляя шоу-бизнес: в своей манере «передал привет» Элвису Пресли, Limp Bizkit, Moby. Удивительно, но главной проблемой для Эминема стало вовсе не привлечение к ответственности за подобные выходки, а то, что слушателей интересовал лишь Слим. «Услышав однажды о Шейди, люди больше не хотели ни Маршалла, ни Эминема», — делился рэпер в книге The Way I Am. Об этом, кстати, исполнитель и читал в Without me: «Я создал монстра, поскольку никому больше не интересно видеть Marshall'а, они хотят Shady. Я — как мелко порубленная печенка. Хорошо, ты хочешь Shady — вот, что ты получишь».
Камбэк из Without Me: Slim Shady на новом треке и в клипе Eminem Houdini 2024 года
Пока в наши дни мы мечтаем о машине времени, Слим Шейди активно ей пользуется. Маршалл дал волю легендарному альтер-эго и в новой работе показал, как эффектно безумец напомнил о себе. Houdini выглядит как оммаж клипу Without Me, наполнен отсылками и выполнен в стиле комиксов. А главное — весь инструментал композиции построен на треке Abracadabra — Steve Miller Band 1982 года. Что в Without me, что в Houdini есть как минимум уже знакомый нам герой — Dr. Dre.
Многие сцены похожи друг на друга: момент, где исполнитель просыпается в постели с двумя девушками; костюм Rapboy. Да даже некоторые ракурсы выглядят точь-в-точь, и один из них — сцена в машине на переднем сидении, снятая снизу. Помните, как в The Real Slim Shady Эминем «клонировал» Слима? В Houdini 2024-го он сделал то же самое. Ну а что нас ждёт на грядущем альбоме — намекает кадр в клипе, где Шейди «вселился» в Эма. Да и сам трек сделан в привычной манере для антигероя — дерзкие высказывания и упоминания других артистов.
Правда, не такие резкие и шокирующие, как 20 лет назад. Вспомним, как в We as Americans читал о том, чтобы власти легализовали право носить оружие с собой: «У меня отняли право носить оружие, чего, хотите, чтобы я дрался голыми руками? Ну да, на меня прут с бомбами, а я с ракетницами. // Мы как американцы, как граждане должны защищать себя, а посмотрите, какая х***ь происходит!». Или строчка из того же трека, после которой Эминемом особенно заинтересовались власти США: «Я не читаю рэп ради мёртвых президентов, я бы лучше увидел президента мёртвым». А в My Name Is не самым дружелюбным тоном упомянул Spice Girls: «Какую “Перчинку” мне хочется обрюхатить (уууу…)».
В новом Houdini досталось Megan Thee Stallion — несколько лет назад в неё выстрелил на тот момент бойфренд Tory Lanez. Эминем и решил зачитать об этом: «Если бы я когда-либо спросил у Megan Thee Stallion, хочет ли она коллаборации, реально бы мне стоило стрельнуть ей в ногу? (Ха-ха)». Узнаем этот почерк из тысячи. Тут также стоит вернуться к тизеру альбома, где Эминем рассказал, что убил Слим Шейди. Любопытно, что он не первый раз решает избавиться от антагониста.
Encore
Да, однажды музыкант уже «убивал» Слима — дело было на пластинке Encore в 2004-м. В тот момент Эм находился на пике зависимости, и это сказалось даже на творчестве. Безумие антагониста начало жить не только в текстах, но и в реальности. В некоторых ситуациях рэпер мог смело прикрываться альтер-эго после сделанного. Кроме того, в книге The Way I Am он признавался, что вообще-то это очень удобно. Да и антигерой брал своё — он негативно влиял на образ жизни артиста. Тогда Маршалл Мэтерс думал, что Encore станет последним в карьере.
Важная деталь — альбом должен был получиться другим — начиная от обложки и содержания и заканчивая концепцией и настроением повествования. «Когда я начал работу над Encore, я был в растрепанных чувствах. Несколько моих невыпущенных песен утекли в массы — Bully, Love You Моге, We as Americans. Эти треки оказались в сети, поэтому мне пришлось начинать сначала. Мы решили записываться в Орландо. Я приехал туда ни с чем, не было даже концепции. Мы с Dre написали 16 песен, взяли 11 из них. Каждый раз, как Dre создавал новый бит, я брал его и шёл в соседнюю комнату, чтобы писать» — из книги The Way I Am.
Так получился неофициальный микстейп Straight From The Lab, который очень зашёл фанатам. К сожалению, работа Encore получилась откровенно спорной, несмотря на очередную номинацию «Лучший рэп-альбом года» на «Грэмми». Конечно же, награды он не получил. Но это неудивительно: Эминем перезаписывал треки, находясь под запрещенными веществами — это даже прослеживается в Rain Man и Big Weenie. Однако задумку сохранил: в финале альбома в Encore/Curtains Down он расстреливает толпу слушателей и убивает Слима. После этого началось затишье в карьере — Маршалл не выпускал сольные треки, а только фиты — и то без обличия Шейди.
Так продолжалось до 2009 года — в этот период Мэтерс выпустил Relapse, на котором позже появились бонус-треки. В их числе — My Darling — рефлексия о жизни и размышления о Слиме Шейди: «Shady, я знаю, ты где-то там, иди сюда. Поговори со мной, сядь, поставь стул поближе. Почему ты не подстрижёшься? Покрась свои волосы, давай, попробуй». Примечательно, что в тот момент музыкант отошёл от яркого образа безумца, у которого обесцвеченные волосы (во время записи альбома артист сменил цвет причёски на тёмный). В треке он разговаривает со Слимом, где тот пытается вновь переманить его на сторону зла. Нет необходимости цитировать строки — это прослеживается в каждой реплике.
Каким будет финал?
Размышляя, что будет с карьерой музыканта после выхода The Death of Slim Shady (Coup de Grâce), стоит обратить внимание на звонок его менеджера Пола Розенберга в начале клипа на лид-композицию Houdini. «Привет, Эм, это Пол. Эм, послушал я альбом. Удачи… ты сам за себя!», — произносит Пол. Что ж, звучит интригующе. Но пока альбом не вышел, нам остаётся только предполагать.
Возможно, мы не увидим Слима, которой пуще прежнего разносит индустрию. Как бы ни скучали фанаты по этому бунтарю, культура отмены всё ещё на страже и многие высказывания через неё просто так не пройдут, поэтому рассуждения будут сдержанными. И мы лишь услышим историю о том, как, зачем и почему Эминем убил Шейди.
Может быть, артист выбрал подходящее время, чтобы в роли Слим Шейди «по-чёрному» поговорить о волнующих его проблемах, включая цензуру из-за woke-культуры, и повлиять на её отмену (звучит невероятно, но уверены, ему такое по силам). Название пластинки The Death of Slim Shady (Coup de Grâce) намекает, что подобные действия ему ничего не стоят — даже карьеры. Не исключаем и вариант, что Эминем просто хочет закрыть масштабную главу профессионального пути, «глядя слушателям в глаза», и сделать это завершение эффектным. На данный момент догадки — наши лучшие друзья. И всё, что остаётся, — терпеливо ждать выхода альбома, чтобы понять, какая теория окажется верной.