В этом году фильму «Оно приходит за тобой» (It Follows, 2014) исполнилось 10 лет. В 2023-м создатели ленты анонсировали сиквел с Майкой Монро в главной роли. В честь повторного проката фильма в России мы решили разобраться, чем на первый взгляд стандартный хоррор так цепляет зрителя?
«Оно приходит за тобой» — не идеальный, но очень яркий ужастик. Режиссёр картины Дэвид Роберт Митчелл играет с избитыми приёмами, но умеет создавать напряжение и прекрасно понимает, как устроена человеческая психика. Он отлично работает с недосказанностью: ведь именно неизвестное пугает больше всего. Операторская работа Майка Гиулакиса на высоте: композиция, чередование движущейся камеры и статичной, длина сцен — всё это погружает в альтернативную реальность фильма и не отпускает вплоть до титров. Но самое интересное в «Оно» — это небанальная роль секса в повествовании.
Традиционно секс в фильмах ужасов связывали с христианской моралью. Он был олицетворением греха, злом как таковым. Это видно в фильме «Ребёнок Розмари» (1968) режиссёра Романа Полански. Главную героиню насилует сам Дьявол. Процесс в фильме представлен зловещим, инфернальным. В других случаях персонажи проходят проверку соблазнением, и за порочность жестоко расплачиваются. Так было, например, в фильме «Страсть к вампиру» (1971) Джимми Сангстера. Словом, сексуальная связь часто показывалась чем-то опасным и отвратительным. Этот стереотип решила сломать «Керри» (1976) Брайана де Пальмы по сюжету Стивена Кинга. В фильме девушка идёт наперекор фанатично-религиозной матери, принимает свою женственность и сексуальность, взрослеет. Раскрепощение в «Керри» рассматривается как развитие, а не деградация.
Со временем секс в хоррорах перестал быть чем-то предосудительным. Авторы ужастиков отказались изображать сексуальность только как грех. Взгляд на интимные отношения стал шире, глубже и метафоричнее. Объясняем, в чём подтекст подобных сцен в хоррорах.
Болезнь
В «Оно приходит за тобой» Джейн (Майка Монро) получает проклятье, которое передаётся половым путём. Её новый бойфренд Джефф (Джейк Уэри) дарит ей необъяснимую «заразу». Теперь на девушку охотится существо, которое видит только она. Нечто принимает облик как родных Джейн, так и незнакомцев, часто голых и уродливых. Единственная цель таинственной твари — убить «заболевшего». Чудовище двигается медленно: от него можно убежать, но уничтожить — невозможно. Героиня пытается разобраться, как спастись, не навредив другим, и нет ли другого способа, кроме как передать «проклятие».
К сожалению, это не гарант беззаботной жизни: если новый обладатель болезни умрёт, «вирус» вернётся к предыдущему владельцу. Более того, существо видит не только «заболевший», но и все когда-либо проклятые. Для прочих оно остаётся невидимым.
Критики по-разному трактуют картину Митчелла, но часто сходятся во мнении, что в «Оно приходит за тобой» режиссёр использует проклятье как метафору ВИЧ или любого другого ЗППП. Другие думают, что загадочное «оно» — это взросление и ответственность. В любом случае создатели с помощью сексуального подтекста доносят до зрителя: всякий выбор имеет последствия, и они не всегда очевидны и справедливы. При этом, сам секс не показан в фильме отталкивающе. Наоборот, молодые люди выражают таким образом нежные чувства друг к другу. Режиссёр не пытается очернить близость, а лишь призывает к осознанности.
Принятие себя
«Икс» (2022) — красочный фильм режиссёра Тая Уэста. В нём описывается один день из жизни маленькой съёмочной группы в конце 1970-х. Начинающая актриса Максин (Миа Гот) мечтает покорить мир. Проявить себя она решает в фильмах для взрослых. А как иначе?
Сюжет будущего хита прост: заблудившийся красавчик ищет приют на ферме, где живут две соблазнительные сестрички. Не в восторге от сценария только Лоррейн (Дженна Ортега) — ассистентка оператора и по совместительству его девушка. Создание подобных роликов кажется ей непотребным и пошлым.
Молодые люди арендуют небольшой дом у подозрительных стариков и начинают съёмку. В процессе Лоррейн понимает, что ей нравится происходящее и она хочет поучаствовать в качестве актрисы.
Секс в фильме «Икс» — не грех, а драйв. Участие Лоррейн в съёмках говорит о том, что девушка приняла свои тайные желания и раскрепостилась, стала жить на полную катушку. Хотя относиться к такому выбору девушки можно по-разному.
Молодость
«Икс» использует секс не только для привлечения зрителей или развития героев, как упоминалось выше. Примечательно то, как владелица фермы относится к «трудолюбивым» гостям. Нет, она не осуждает их грязные делишки и не читает мораль. Пэрл (тоже Миа Гот) завидует бодрым ребятам, снимающим порно. Ведь её век заканчивается, а умирать совсем не хочется. Она ностальгирует по прошлому и хочет вновь испытать давно забытую страсть. Интимная близость в фильме — это символ энергии, молодости, полнокровия, перспективного начала. Хотя это вовсе не значит, что особо «активных» в фильме ждёт яркая и долгая жизнь.
Зависть
«Чёрный лебедь» (2010) — известный психологический триллер Даррена Аронофски. Юная балерина Нина (Натали Портман) борется за главную роль в «Лебедином озере». Девушка идеально справляется с партией белого лебедя, но чёрный даётся ей заметно хуже. Она зажата и слишком много внимания уделяет технике. В балерине мало страсти, уверенности, раскованности. Всё это есть у новой артистки труппы Лили (Мила Кунис). Главная героиня наблюдает за новенькой и завидует её непринуждённости. В попытках достичь совершенства Нина постепенно сходит с ума.
Перед финальной репетицией девушки оказываются в баре. Лили даёт Нине таблетки, которые должны помочь приме «расслабиться». Главная героиня быстро отдаётся экстазу. После этого подруги оказываются дома у Нины.
Наутро выясняется, что все события ночи — очередная галлюцинация нервной примы. Лили становится олицетворением безбашенности, наглости, пылкости и азарта, которых так не хватает Нине. Через секс, пусть и воображаемый, балерина присваивает эти качества, а если точнее — раскрывает их в себе.
Власть
«Побудь в моей шкуре» (2013) — арт-хаусное кино Джонатана Глейзера. Главная героиня в исполнении Скарлетт Йоханссон — инопланетянка из далёкой-далёкой галактики. Она перевоплощается в привлекательную женщину и заманивает к себе мужчин, чтобы использовать как корм. Сексуальная притягательность — самое мощное оружие, способное поработить человечество. Со временем героиня проникается людьми, хочет влюбиться и даже пробует жить с мужчиной. Как только героиня перестаёт пользоваться своей сексуальностью расчётливо и цинично, она становится уязвимой и слабой. История инопланетного «Пиноккио» — гипнотическое, философское, неоднозначное полотно. Оно рассуждает о влечении как о силе и слабости одновременно. И это нетипичный, глубокий взгляд.
Феминизм
«Зубы» (2007) — комедийный ужастик (или ужасная комедия) Митчелла Лихтенштайна. Главная героиня Дон (Джесс Вейкслер), чистая и непорочная, влюбляется в юношу по имени Тоби (Хейл Эйплмен). Пользуясь симпатией девушки, парень грязно пристаёт к ней. Дон (из христианского клуба воздержания) не собирается вступать с ним в интимные отношения, потому Тоби насилует девушку. В процессе Дон неожиданно (для всех) откусывает пенис парня своим… влагалищем. Так в фильме показана «vagina dentata», что значит «зубастая вагина». Это мифическая часть женского тела, которая часто упоминается в мировой художественной литературе. Обнаружив эту странную особенность, девушка изучает себя. Она выясняет, что её «зубы» не активируются, если близость приносит удовольствие и всё происходит с её согласия. В дальнейшем Дон использует свою способность как смертельное оружие. Секс в «Зубах» — это метафора борьбы за свои права и сексуальную свободу.
Фетиш
«Автокатастрофа» (1996) — это эротический кошмар. Впрочем, как и любой другой фильм Дэвида Кроненберга. Главный герой картины, Джеймс (Джеймс Спэйдер), попадает в страшную аварию. До трагедии он и его жена Кэтрин (Дебора Кара Ангер) отличались неукротимой похотью и открыто заводили романы на стороне. Но после катастрофы желания Джеймса становятся менее тривиальными. Теперь он одержим мыслями об автомобилях. Его особенно возбуждают транспортные происшествия и физические увечья. Как и во всех своих фильмах, Кроненберг много внимания уделяет телесности и девиантного поведения. В «Автокатастрофе» секс — не только визуальный аттракцион. Это откровенный разговор о фетишах, а их до сих пор не принято обсуждать открыто.
А какие эротические сцены из ужастиков показались вам особенно интересными?