24 сентября на ПК и Google Stadia вышла четвёртая часть популярного некогда шутера от первого лица Serious Sam, ну или «Крутой Сэм» — как вам удобнее. А 17 ноября на консолях и даже Nintendo Switch вышел сборник Serious Sam Collection с ремастерами первых трёх частей. Поиграв во всё, диджитал-продюсер Лёша Абанин решил проанализировать важность образа безголового камикадзе — неофициального символа всей серии.
Конечно, как и любая игра в этой серии, начиная где-то с 2010 года, четвёртая часть паразитирует на ностальгии и нашем грустном детстве (с прибитыми к полу игрушками), причём делает это не особо умело. Имея на руках все возможности, теплая улыбка возникает на лице только при виде безголовых камикадзе, но они, к сожалению, появляются не сразу в игре — где-то на втором часу.
Ну, вы их помните? Это такие NPC без головы и с бомбами в руках, которые несутся на вас с огромной скоростью и постоянными криками «АААААА». Они появлялись в каждой части, немного трансформировались (камикадзе из второй — самый неудачный), но в целом, это всегда узнаваемый образ.
Так вот, в юности, где-то в начале нулевых, эти камикадзе казались самыми надоедливыми врагами в игре — они быстро бегали, бесконечно орали, наваливались толпой. Но сейчас, когда я увидел их в новой части, я, наконец, понял, что именно безголовый камикадзе должен был стать главным героем этого шутера, а не крутой Сэм. Сейчас всё объясню!
Конечно, в 2001 году мускулинный крутой качок Сэм был идеальным персонажем для того, чтобы ассоциировать себя с ним, будучи подростком-неудачником. Но спустя 20 лет кому вообще нужны богоподобные герои, решающие все вопросы двустволкой? Посмотрите на себя в зеркало, кого вы видите: Сэма? Думаю, нет. Скорее всего, перед вами стоит сошедший с ума «солдат» со взорванной головой и перманентным ором из глубины души. Зачем тогда в игре убивать себе подобных? Их лишь хочется обнять и пожалеть.
Смотрите сами: на фоне новостей в 2020 году голова уже давно взорвалась, рутина, работа и пошатнувшееся психологическое состояние заставляют только кричать, а вместо рук всё чаще не пальцы, которые должны писать очередную статью, а бомбы замедленного действия. Остаётся только бежать с огромной скоростью, взрываясь в конце.
В 2001 году камикадзе был тем самым будущим, которое бежало на нас в игре. Но так как у этих врагов нет головы, они не могли кричать: «Не взрослей, это ловушка. В 2020-м всё будет плохо, взрослая жизнь и рутинная работа — отстой. Оставайся в 2001 году и просто радуйся жизни». Всё, что мы слышали — это крик «ААААА». Мы отмахивались от них, убивали камикадзе пачками и не слушали, даже не пытались понять.
Но спустя 20 лет мы должны уже принять их боль и осознать, что безголовые камикадзе — это мы и есть. Повзрослевшие, с оторванной кукухой и кричащие от боли в душе. В Википедии по «Крутому Сэму» статус у камикадзе: «Жив-мёртв… Непонятно». Звучит знакомо, не находите? Как будто это ваш статус во «ВКонтакте».
Чтобы окончательно погрузить вас в эти мысли, хочется напомнить, что самые популярные мемы последних лет — это картинки с надписями «А» или «ААААА», которые максимально точно описывают состояние, когда дел и забот уже так много, что просто нет сил «вывозить». Будь то Фрай из «Футурамы», держащийся за голову, чайка, набирающая воздух в грудь и кричащая куда-то на красном фоне, или попугай с теми же буквами, выходящими изо рта.
Вообще компания Devolver Digital в 2011 году пыталась сделать игру для смартфонов Serious Sam: Kamikaze Attack, где камикадзе стал главным героем, но было рано. Сейчас же, пока появляются плохие оценки критиков на новую часть серии, разработчикам точно пора подумать о том, чтобы развернуть сюжет и геймплей в противоположную сторону. Потому что в 2020 году нам нужны уже совсем другие игры.