Голос Сергея Чихачёва хорошо знаком фанатам видеоигр — Коперникус Кварк из «Рэтчета и Кланка», Лето из Гулеты из второго «Ведьмака», Кровавый барон из третьего, Брок из God of War, а также многие другие харизматичные персонажи. Помимо видеоигр, у Сергея за плечами роли в озвучке анимации, киноблокбастерах, голос Арнольда Шварценеггера и, конечно, образ фермера-изобретателя Николая из сериала «Кибердеревня», который из серии роликов на YouTube превратился в полноценный сериал.
— Мы в 2х2 очень любим самую разную анимацию. Вы многократно рассказывали, что одной из первых ролей в озвучке для вас был диснеевский мультфильм «Робин Гуд», куда вас позвали на роль одного из антагонистов. Впоследствии у вас было много ролей в анимации. А какие мультфильмы вы больше любите?
— Вообще самые первые работы в озвучке у меня — это мультсериалы «Волки, ведьмы, великаны» со Спайком Миллиганом и «Агент Ноль-Ноль-Мышь». Я их, кстати, ещё и перевёл. Продюсер, продавший нам права, успел показать Миллигану нашу работу и сделал обратный перевод; там было много игры с фразеологизмами — например, «волки» превратились в «волков позорных». Спайк Миллиган, как нам сказали, хихикал. Я горжусь этим.
Мультфильмы я вообще люблю больше всего прочего. Всё, что показывали на 2х2, — «Симпсонов», «Футураму», «Южный парк» — я смотрел на репите пару лет, не останавливаясь. И талант Мэтта Грейнинга, и талант Паркера/Смита доставляют огромное удовольствие, не меньшее, чем талант Быстрова/Савиной и Рыбова/Прокошевой. Из полнометражных люблю «Шрек», крысобелку Скрэта из «Ледникового периода», «Зверополис». Из классики — почти всего Диснея: «Робин Гуд», «Дамбо», «Чёрный котёл», «Аладдин». Последний вообще шедевр, могу пересматривать бесконечно. Робин Уильямс — бог.
— А что насчёт мультсериалов? Вы, например, участвовали в озвучке антологии «Любовь. Смерть. Роботы».
— «Том и Джерри» и «Розовая пантера» — бессмертные циклы, я смотрел всё; про «сериальные» ответил ранее. А «Любовь. Смерть. Роботы» вообще-то стоит особняком. Это же не сериал, а альманах короткометражных анимационных фильмов. Я счастлив, что работал над дубляжом в качестве режиссёра и актёра, невероятное везение. Это совершенно уникальный культурный феномен. Та высота, на которую Дэвид Финчер и Тим Миллер подняли анимационный проект, — недосягаема. От новеллы «За разломом Орла» у меня мурашки по коже всякий раз, когда смотрю, и на десятом просмотре мурашек не меньше, чем на первом.
— В диалогах с актёрами дубляжа часто спрашивают о грузе ответственности при озвучке того или иного актёра. Какой фильм, игра или сериал заставили вас это ощутить?
— «Терминатор 2», однозначно. Несколько лет назад Джеймс Кэмерон полностью переработал звук и картинку, сделал качественнейший цифровой релиз и выпустил фильм в повторный прокат. Я к этому моменту уже был голосом Арнольда Шварценеггера во многих фильмах, и режиссёр Александр Вартанов позвал меня дублировать «Т2». Мы перед работой очень переживали с коллегой Ирой Киреевой, она озвучивала Сару Коннор. Фильм всеми любим, всем известен, каждое слово там на вес золота — если ошибиться и неправильно сделать, тебя возненавидят. Это был тот ещё нервяк.
Режиссёр специально позвал знаменитого переводчика Андрея Гаврилова, который переводил эту картину в начале 1990-х, в пиратскую одноголосую эру. И попросил — «Андрей, а могли бы вы дать ТОТ САМЫЙ единственно правильный канонический перевод?» Гаврилов меланхолично ответил «Какой из них? Я переводил “Т2” десятки раз, для самых разных заказчиков, и перевод всегда чуть различался». Этими словами он с нас часть нервяка снял.
— У вас за плечами озвучка крупных персонажей в киноблокбастерах — «Терминатор: Генезис», «Мстители: Эра Альтрона», «Дюна» и другие. Насколько этот опыт отличается от другой работы с дубляжом?
— Больше времени тратится на подготовку, больше думаешь, как сделать героя. Стараешься посмотреть картину в исходнике, нелегально, потому что официально нам кино до работы смотреть не дают, опасаются утечек. Чем масштабнее проект, тем больше подготовка. Репетиций у нас нет, так что репетируешь дома сам, ищешь звук. Потом ищешь характер в студии с режиссёром. Если всё удалось и нашли — дальнейшая работа идёт как обычно: посмотрел сцену, озвучил её разок в репетиции, потом дубль, ещё дубль, и так до конца фильма. А потом часто возвращаемся в начальные сцены и полностью переписываем их, потому что иной раз в характер точно попадаешь только в середине фильма.
— Расскажите о вашей подготовке к озвучке. Особенно интересно, как это происходит при озвучке игр.
— То же самое, но без видео. Читаешь описание персонажа, описание игры, если они есть, читаешь лор. Смотришь на арты, рисунки, 3D-модели. Но в 90% случаев у нас на играх никакой подготовки нет — как минимум потому, что нет нужных материалов. Зато это отличный тренинг: ты должен приехать в студию, мгновенно включиться в персонажа и тут же его сыграть без подготовки. Потом выключиться, переехать в другую студию, и через два часа играть совершенно иную роль. Собственно, актёрам озвучки и платят за то, что они это умеют.
— Сейчас на западе проходит актёрская забастовка. Более того, активно обсуждается участие в забастовке актёров дубляжа. Как вы относитесь к этому?
— Э-э-э… позитивно отношусь. Потому что я ничего об этом не знаю — какие причины, какие требования. Просто я в целом позитивно отношусь к людям, которые пытаются отстаивать свои права. Забастовка — это крайняя мера, там же все теряют. Актёры сидят без работы, студии несут колоссальные убытки от того, что проекты заморожены. Значит, это высшая фаза отстаивания прав. Потому что отстаивания прав без потерь не бывает.
— Читал в интервью, что вы любите ходить в кино, чтобы посмотреть, как зрители реагируют на вашу работу. Тот же принцип с комментариями к видео под киберспортивными эфирами и роликами с озвучкой игр. Помогают ли комментарии зрителей приносить что-то новое в свою работу?
— Да, но для этого пришлось освоить скилл «поглощение хейта без ущерба для психики». С позитивными комментариями и реакциями легко: людям твоя работа нравится, и это согревает душу. Мы вообще работаем для того, чтобы людям жилось легче.
С негативными труднее: надо просеять сотни комментариев хейтеров, чтобы извлечь оттуда крупицу смысла и решить для себя «да, они правы, тут насрал, так больше делать нельзя». Это грязная часть работы, но всё же часть. Её тоже нужно делать. У меня упругая психика, пока выдерживает.
— Часто ли возникают ситуации, когда вам приносят текст для озвучки, а в нём есть фактические ошибки перевода? Что происходит в этом случае?
— Я тогда правлю текст. Но чаще сталкиваешься не с ошибками переводчика, а с ошибками редактора, с безграмотностью русского текста.
Я заканчивал МГУ имени Ломоносова; среди наших профессоров формально были и Дитмар Эльяшевич Розенталь, и Майя Владимировна Зарва, я поступил в 1990 году, мы их ещё застали. Меня учил замечательный профессор Илья Владимирович Толстой, правнук Льва Николаевича, я сдавал ему экзамены. И университетская профессура успела впихать в нас достаточно знаний, чтобы я мог аргументировать любые правки.
— В интервью вы рассказывали, что на длинные и многопользовательские игры времени не хватает, а вот одиночные шутеры вы любите. Назовёте свой топ любимых шутеров?
— Far Cry — уверенный номер один. Пятая часть — это вообще шедевр на все времена. Такую сценарную проработку персонажей и в кино редко встретишь.
Call Of Duty 2, вышедший в 2005 году, оставил неизгладимое впечатление. Среди геймеров ходила байка, что чей-то очень старый полуглухой дедушка-прадедушка, ветеран Великой отечественной, день за днём требовал от внука-правнука включить Сталинградскую кампанию в CoD 2; и всякий раз садился сзади, смотрел, переживал и хрипло кричал «Бей их, гадов!» Игра была такая замечательная, что байка выглядит правдоподобной.
Из сетевых я с удовольствием бегал в Point Blanc. А во время пандемии, когда был локдаун и все сидели по домам, мы с товарищами коротали дни в Division 2. Это было настолько отличное время, что мы жалели, когда локдаун закончился.
— А кого из озвученных в видеоиграх персонажей больше всего любите?
— Тех, с кем прожил месяцы или годы, где была большая долгая работа. Кровавый Барон в третьем «Ведьмаке». Гаррош Адский Крик в «Варкрафте». Гном Брок в God Of War. Капитан Кварк в «Рэтчете и Кланке». Герцог в Resident Evil 8. Люблю их.
— А была ли роль в видеоиграх, которая сделала вас фанатом франшизы и пробудила интерес к игре?
— Да почти все упомянутые выше. Я заканчивал озвучку, а потом ждал выхода игры, чтобы поиграть. Но в списке есть исключения — например, в «Варкрафт» я уже не успел поиграть, а в Resident Evil ещё не успел. Но обычно хорошую игру я замечаю как раз на этапе озвучки.
— У вас за плечами большой опыт в передаче «От Винта!» А если бы сегодня была возможность сделать игровое шоу, например, для 2х2, каким вы его видите?
— Я бы не доверил себе сегодня делать шоу про компьютерные игры. Когда мы делали «От Винта!», мне было двадцать с небольшим лет. А сейчас мне 50. Если пятидесятилетний станет делать программу для двадцатилетних — это будет кринж, не правда ли?
Поэтому, если бы довелось такое шоу продюсировать, я бы нашёл смешных молодых талантливых авторов и дал бы им денег. Пусть говорят с аудиторией на своём монтажном языке, на своём музыкальном языке, в своём темпе. А ко мне пусть приходят за зарплатой.
— Для нас стало откровением, что вы не слишком любите фэнтези (хотя, помимо «Ведьмака», озвучивали, например, Радагаста в «Хоббите»), зато любите научную фантастику. Расскажите, чем она вас привлекает.
— Я не люблю фэнтези за отсутствие границ. Ты можешь придумать что угодно. «Два эльфа облетели гору на фуйхрумдере и встретили Пещерного Голема» и «Два дракона облетели Проклятую Пустошь и нашли Тотем Безвластия» — это одно и тоже. Слова слишком легко придумать и составить воедино. Нет правил игры. Потому и неинтересно.
Научная фантастика же существует в довольно строгих рамках — собственно, научных. Если ты пишешь Sci-fi, тебе придётся думать, какие двигатели у космического корабля, придётся мириться с отсутствием атмосферы на Луне, учитывать гравитацию. У тебя уже не получится написать «Герой плюнул в реактор волшебной Зелёной слюной, и двигатель сразу завёлся и заревел… вдохнув полной грудью полупрозрачный свежий лунный воздух, герой гигантскими трёхкилометровыми прыжками поскакал в сторону Ведьминого кратера…»
Я считаю, что в сравнении с Sci-fi фэнтези ленится. Возьмём пророческую книгу Стругацких «Трудно быть богом». Это же почти фэнтези, правда? Вымышленный мир, битвы на мечах, несуществующие королевства. Но Аркадий и Борис Стругацкие не ленились, и каждая деталь в этом выдуманном мире настоящая. Вот синтезатор делает золотые монеты, и мы сегодня знаем, что это, условно, 3D-принтер. Вот во лбу у Руматы Эсторского обруч с камерой — ок, это такая GoPro будущего, с незаметным микрообъективом и очень живучим аккумулятором. Всё выдуманное и при этом настоящее соответствует известным физическим законам. Без зелёной слюны и магических тотемов.
— Говоря о научной фантастике, нельзя обойти стороной «Кибердеревню»! Из вирусных роликов на YouTube она превратилась в полноценный сериал, которому уже пророчат свою киновселенную. Что чувствуете по этому поводу, будучи лицом проекта?
— Чувствую счастье, чего скрывать. Я очень рад, что творческий стартап Сергея Васильева, автора «Кибердеревни», вырос с маленькой идеи до большой вселенной. И ещё больше рад тому, что мне посчастливилось в создании этой вселенной участвовать. Сергей Васильев вообще гигант. Хотя бы потому, что в 2021 году придумать совершенно новую, большую, уникальную киновселенную — это невероятный творческий подвиг.
— Ваш герой — современный фермер-изобретатель. Он разбирается в технологиях и способен не только починить сломанного робота, но и перенести в него сознание живого человека. Какая сторона вашего героя вам ближе — стремление принимать челленджи (отправляться жить на другую планету) или желание разбираться в том, как всё работает в окружающем мире?
— Отличный вопрос! Обе стороны близки. Мне кажется, что это две стороны одной медали, одного целого. Если человеку не лежится на диване, если ему интересен мир — он будет и путешествовать, и ковыряться в механике мироустройства. Лёгкость на подъём и любознательность часто идут рука об руку. Их антипод — уныние, абулия и лень. Ничего этого, к счастью, в Николае нет.
— При создании образа сценаристы ориентировались на изобретателя 18 века Ивана Кулибина — так сказано в артбуке к сериалу. Опирались ли вы на его образ при разработке характера Николая и его способностей?
— Нет, не так; в артбуке написано «...возможно, потомок того самого Кулибина (но это не точно)». Значит, скорее всего, однофамилец. Вообще фамилию (да и отчество) моего героя я и сам впервые увидел в артбуке. Во всех сценариях он просто Николай.
С одной стороны, жаль, что у него появилась фамилия. Без фамилии он был больше собирательным образом, чем конкретным физлицом. С другой стороны — я рад, что мой герой — Николай Николаевич. Отличная отсылка к Юзу Алешковскому.
— Какие профессиональные челленджи вам поставила «Кибердеревня»? Я, например, слышал, что вы устали носить ватник на съёмках.
— Уточняю: я не устал носить ватник на съёмках, я устал носить ватник и ватные штаны на съёмках в тридцатиградусную жару.
Но это обычная история для кино: в зимнем холоде снимать лето, а в самую жару одеться потеплее и снимать зиму. Иначе, по-моему, не бывает.
Профессиональные челленджи? Я чаще играю с несуществующими объектами, чем с живыми партнёрами, это довольно тоскливо и сложно технически. Ещё мне весьма трудно смириться с тем, что это визуальное кино, а не актёрское: ты можешь сыграть отличный дубль, гордиться своей работой и получать похвалы партнёров. Но в картину он не войдёт. Войдёт другой дубль, худший по актёрской игре, но понравившийся режиссёру и оператору визуально — они сразу видят, как в кадре, например, будет работать графика. Но я с этим ничего поделать не могу. Такие условия игры.
— Будут ли изменения в образе Николая и его окружения в сравнении с короткометражками? Судя по трейлеру, в сериале будет больше акцента на семье фермера.
— Да, семья наконец-то появится в полном составе. Любимая жена Надя (замечательная артистка Малого театра Оля Жевакина), старшая красавица-дочка Маринка (Влада Лукина) и младший аэровеник Людка (Рита Силаева), неутомимый моторчик семьи.
Принципиальных изменений в Николае не будет. Просто всё, что его окружает — и люди, и миры разных планет — сильно увеличится. Вселенная «Кибердеревни» расширяется во много раз.
— Какие уголки этой вселенной вам хотелось бы увидеть уже как зрителю? Например, я знаю, что вы байкер. Может, космические мотоциклы?
— Я вообще люблю управлять всей техникой. Мотоцикл, машина, грузовик, трактор — всё вожу. И на съёмках вожу сам в кадре. Так что космические мотоциклы — отличная идея.
А касательно уголков — чем больше новых локаций, тем лучше. Я надеюсь, что будет и второй сезон, и третий. И там Васильеву и сценаристам придётся придумывать и населять новые миры.
— Очень важный вопрос: есть кибердеревня, а чем она отличается от киберсела городского типа? Мечтают ли жители кибердеревни об электросамокатах?
— Давайте я вас слегка поправлю в формулировке: городского типа были только посёлки, ПГТ.
Что касается вопроса, ответ подсказан нам историей и поэтому очевиден: в кибердеревне нет киберцеркви, а в киберселе уже есть!
Об электросамокатах жители кибердеревни не мечтают, нет. Это не будущее, это уже настоящее. И прямо в наши дни многие жители городов, наоборот, мечтают от электросамокатов избавиться.
— У нас на 2х2, кстати, был мультсериал «Осторожно, Киберземляне!», где главный герой дед Семён попадает в 2121 год, в котором люди, пришельцы и роботы с киборгами живут бок о бок. Смотрели ли?
— Нет, не смотрел. У нас в «Кибердеревне», кстати, пока нет инопланетян. Только люди и роботы.
Из собственного производства 2х2 мне очень нравились «Хобости», совершеннейший шедевр. И «Реутов ТВ» был замечательным проектом, талантливым, оригинальным и смешным.
И напоследок блиц! Только короткие ответы:
— Три ассоциации со словом «Киберпанк».
— Киберхой, Кибержив, 2077
— Какой киберкринж может происходить в «Кибердеревне»?
— Фермер Николай горячо агитирует в церкви за политическую партию, на фоне роботы бесконечно пересказывают друг другу старые анекдоты, а вышедший из строя генератор закадрового смеха беспрестанно хохочет над всем происходящим.
— Как выглядит киберспорт во вселенной «Кибердеревни»?
— У нас в будущем почти весь спорт — киберспорт. Среди плюсов — полное отсутствие травм. Среди минусов — ожирение и близорукость.
— Какую игру хотелось бы стереть из памяти и пройти заново?
— Надеюсь, старость будет милосердна ко мне, сенильная деменция сотрёт из памяти вообще всё, и я буду с наслаждением проходить заново ВСЕ игры. Застолблю-ка себе сразу ник Старик «Altz» Геймер. Чтобы никто не спёр.
— Если бы можно было на день поменяться голосом с любым человеком, то кто бы это был?
— У-у-у, тут куча вариантов. Я бы взял на денёк голос Шаляпина, подключился бы через усилок и расколол бы резонансом в Москве пару сотен зданий: мне не нравится современная жилая застройка, она сорокаэтажна и уродлива.
Или заполучил бы на день голос Лучано Паваротти, арендовал бы студию, спел бы на 18 камер Nessun Dorma, взял бы верхнее «си», а остаток жизни показывал бы девчонкам видос и небрежно говорил бы «...ну да, когда-то я так умел…»
А для души, а не для выгоды — махнулся бы на день с Милле Петроцца. Просто чтобы почувствовать, каково это, когда из тебя через голос яростно выхаркивается такая энергия.
— Кто круче — Бонус или Гамовер?
— Надеюсь, вы понимаете, что любой из двух ответов на этот вопрос неизбежно приведёт меня к побоям.