Совсем недавно стартовал второй сезон сериала «Выжившие» — постапокалиптической истории о людях, столкнувшихся с сонной болезнью. Одну из ролей в проекте исполнил Сергей Гилёв, которого вы наверняка видели во многих российских сериалах вроде «Чёрной весны» и «Чик». Мы поговорили с актёром об его участии в проекте, проблеме постапокалиптического жанра и даже Лане Дель Рей.
— Ты появился во втором сезоне постапокалиптического сериала «Выжившие». Расскажи, как попал в проект.
— По дружбе. Позвонили и сказали: «Слушай, если тебе понравится, то считай, мы тебя утвердили». Я ведь пробовался и в первый сезон «Выживших», но меня не взяли. А вот в продолжении как-то оказался. Правда, с маленькой ролью внутри основного проекта, которая чуть-чуть раскрывается в мини-сериале под названием «Круги». Кажется, спин-офф был самым интересным по сценарию. А что получилось в итоге — пока не знаю, не смотрел.
«Выжившие» мне нравились, потому что они необычно заходили. Сценарий писали ещё до появления ковида. Всегда интересно смотреть на людей, которые предугадали обстоятельства так, что все посчитали сюжет подсмотренным в жизни. Но это не так. Ребята выдумывали. Я с радостью смотрел первый сезон, наблюдал за ролью, на которую меня не утвердили, и думал, что съёмочная группа сделала правильный выбор. Я там совершенно не нужен.
— На какую роль ты пробовался?
— На Шадрина. Кажется, я бы не смог сыграть его правильно.
— Насколько тебе близок жанр постапокалиптического кино?
— Я очень радовался придуманному в «Выживших» миру, когда смотрел первый сезон. Это вселенная, к которой можно присоединять что угодно. Выжившие ведь разбросаны по всей планете. Мы не видели, как живут люди в Таиланде, а это ведь совсем другие истории. В руках авторов бесконечный ресурс.
Меня расстраивает в подобных фильмах одна вещь — мы всегда смотрим на очень глупых людей. Ни один из них не может сказать: «Так, давайте сейчас остановимся. Мы много раз видели апокалипсис в кино. Не будем разделяться и ходить в странные места. Сейчас наша задача — выжить. Для этого необходимо собрать людей, занять хорошее место, придумать способ добычи ресурсов и их охраны, распределить роли». У таких героев никогда не бывает умного предводителя, который может сказать все эти простые слова. Персонажи предпочитают рассуждать о ценности жизни или любви, обвинять друг друга и воровать.
Я бы хотел создать в этой вселенной что-то об умном человеке, который строит первое правильно организованное поселение, а дальше делает из этого франшизу. Важно, чтобы он точно рассчитал количество человек, вид их деятельности, распределил обязанности между силовиками и работниками. А то смотришь первый сезон: вроде бы всё интересно, хорошо. Но возмущаешься же!
К примеру, мы видим небольшой город, в котором стоят панельки, а по соседству с ними располагается целый район деревянных домов. Зима. Люди почему-то не переселяются в опустевшие частные строения, а притаскивают какую-то буржуйку в квартиру без воды и отопления. Для чего? Просто высели уснувших и найди дерево, ведь печка у тебя уже есть. Пришёл бы в первый сезон «Выживших» такой человек, и все бы немножечко обалдели. Мне нравится, что я смотрю сериал, а в голове представляю собственное кино.
Понимаю, что на неправильных решениях выстраивается драматургия. Но даже к умному человеку может прийти толпа варваров, которая выкрутит сюжет. Просто у него будет лучше организовано хозяйство. Когда правильный герой облагородит пространство и вдруг к нему заявится сила, которая всё уничтожит, станет очень обидно. Зато какие ощущения возникнут у зрителя! Мы будем вместе с ним собирать всё заново.
— А твой герой мог бы потенциально стать таким человеком?
— Я как-раз размышлял, что меня слишком мало в сюжете. Грубо говоря, обо мне нет вообще никакой информации. Во второй части «Выживших» я появляюсь совсем ненадолго — зрители видят лишь оболочку врача. В сериале «Круги» обо мне ещё меньше информации — это будто история о человеке в бреду, у которого всё повторяется по кругу. Он может быть кем угодно. Как персонаж оказался внутри основного сериала? Уснул. А что он делал до этого — загадка. Может, строил то самое поселение… Возможно, у меня бы получилось сыграть такого героя. Но вообще я достаточно нудный, чтобы доносить до людей информацию. Когда говорю, люди могут уснуть.
— Это неправда.
— Могут. Я пробовал.
— Где проходили съёмки второго сезона?
— Ребята ездили в Оренбург, в степи, где было много змей, пыли и 40 градусов тепла. А я снимался где-то в ближайшем Подмосковье.
— Есть ли у тебя любимые второстепенные персонажи в кино и сериалах?
— Помню одного дяденьку из сериала «Во все тяжкие», который продавал Уолтеру Уайту оружие. Он появлялся лишь в одной сцене. Герой раскладывал на кровати мотеля снаряжение и рассказывал о нём. И за короткий промежуток времени о дяденьке было понятно вообще всё. Это прям выдающаяся роль. А в «Крёстном отце» Марлон Брандо появляется совсем чуть-чуть, второпланово, хотя у него будто бы главная роль. И это сильно.
— Как часто ты прибегаешь к референсам при подготовке к роли?
— Обычно хочется вспомнить кого-то из жизни и сыграть этого человека. Мне проще работать именно так, потому что я представляю его интонации и движения, подстраиваясь под них. Это всё нужно, чтобы хотя бы капелюшечку отличаться от самого себя. Чуть-чуть по-другому говорить или двигать руками. Пока что у меня не очень получается, но однажды я научусь. Главное, чтобы друзья не кончались. Но у меня их вроде бы много.
— А как у тебя обстоят дела с самокритикой?
— Спокойно. Если роль получилась, говорю «молодец». Не получилась — отдаю себе в этом отчёт и удивляюсь, почему окружающие твердят, что всё в порядке. Пока что «плохо» ни разу не вызывало у меня стыд. Я иногда чувствую, что от многого завишу, — от качества всего материала, костюмов, обстановки на площадке. Бывает, что в одно и то же время снимается сразу несколько сериалов. И вот ты смотришь на себя в одном из них и думаешь: «Ну какой же я никакой». В этот момент ощущаю себя человеком-провалом. Но неожиданно приходит на помощь параллельный проект, где всё сложилось.
— С интервью то же самое?
— Конечно. Чтобы интервью получилось, к нему нужно относиться как к работе. Надо быть готовым рассказать нечто новое понятными и правильными словами. Иногда это случается, иногда — нет. Плюс, надо помнить уже сказанное, ведь чем старше ты становишься, тем чаще повторяешь какие-то истории. Причём одними и теми же формулировками. Как старик!
— В одном из интервью прозвучала фраза: «Я обо всём рассказал. Мне больше рассказывать нечего». Есть ли у тебя в голове какая-то тема, которой ты хочешь поделиться?
— Поговорим о том, как странно устроен мир! Ты сейчас общаешься с человеком, появившемся в «Выживших» и «Внутри убийцы» примерно на четыре минуты экранного времени. Мы ранее говорили о каких-то выдающихся эпизодических ролях, но это не они. Просто мелькнул человек, о котором любители российского кино скажут: «О, это же он! Мы его где-то видели». Всё. Самое смешное, что ты есть в титрах. И потом читаешь в каком-нибудь телеграм-канале анонс, где тебя упоминают как одного из участников, или видишь трейлер с собой. Но эти добрые люди ещё не знают, насколько мало я там поучаствовал. Чудно! Смешно, что моё лицо появилось в трейлере «Внутри убийцы», и это ровно половина моей роли в сериале.
— Правда, что ты не любишь хорроры?
— Хорроры — это скучно. Я не понимаю, в чём их радость, как они развиваются. Даже не помню, случилось ли в хоррорах что-то новое после «Ведьмы из Блэр». Ну и выхода в солнечный свет, кода вроде светло, а всё равно страшно. Это круто, потому что очень бесит смотреть фильмы, в которых постоянно темно, а ты не можешь прибавить яркость. Мне кажется, ужастики могут существовать в виде весёлых комедий, как «Счастливого дня смерти». Другие штуки мне тяжело смотреть.
— Ещё слышала, что ты любишь мюзиклы.
— Нет! Мюзиклы — самое противное, что может быть на свете. Просто пару раз этот жанр получился. Пример — «Ла-Ла Ленд». После него вышел фильм «Аннет» — это самая плохая картина в истории кино. Какая-то противная лента со скучными не запоминающимися песнями. Уверен, ни один человек в мире прямо сейчас не слушает песню из «Аннет». Я всегда ненавидел мюзиклы, но помню, в начале нулевых вся Москва была в них. Никогда не был на мюзикле и очень счастлив. Хотя сам я бы снялся в таком фильме, спев своим голосом. Участвовать в таком готов, а смотреть на чужое — нет.
Я как-то хотел инициировать фильм или сериал о певце, в котором буду играть главную роль. Но сейчас слишком много байопиков. Думал сделать историю о выдуманном музыканте. Это ведь интересно посмотреть на человека, который когда-то был популярен, а потом смешался с массой и стал выступать на сборных концертах. Что у него в голове? Почему музыканты так редко меняют всё и предпочитают оставаться в старом образе, не пробуя нового? Они боятся потерять остатки аудитории? Или у них нет сил на них? Пока что идея с собственным музыкальным фильмом на стопе, потому что не знаю, кому её предложить.
— Нет желания попробовать написать сценарий самостоятельно?
— Всегда думаю, что мне нужно ещё прочитать пять сценариев, а я вместо этого листаю новости. Многое можно сделать, но пока не хочется. Вообще я очень вялый человек. Люблю лежать. Нет ничего лучше дня, когда ты просто лежишь дома. Ходить — переоценено. Нет, погулять можно. Но потом обязательно лечь.
— Как относишься к мультсериалам?
— Очень люблю! В анимации люди могут позволить себе гораздо больше, поэтому мультсериалы интереснее обычного кино — тот же «БоДжек» или «Рик и Морти». Интересно, как «Южный парк» умудряется не устаревать. Мне в начале 2010-х показалось, что признаки старения пошли, но оказалось, это не так. Просто нужно смотреть его ровно в момент выхода, потому что это отзеркаливание нашей реальности.
— А к аниме как относишься?
— Вообще ни разу в жизни не смотрел.
— Понимаю, я только недавно «Наруто» начала смотреть.
— Я знаю только Саске, потому что о нём и Наруто есть песня Lil Uzi Vert — Sasuke (включает песню).
— Как у тебя обстоят дела с work-life balance?
— Время на отдых есть, но я не умею его правильно организовывать. Часто оставляю всё на последний момент. Оказывается, многие так делают. Мечтаю быть человеком, который каждый день понемножку что-то делает, а через два года всего добивается.
— Слышала мнение, что «SMM — работа для обезьян», так ли это?
— Нет, SMM — сложная штука, особенно сейчас. Когда я работал в этой сфере, мне было очень легко, потому что всё росло само — каждый год в два раза. Сейчас этого нет, поэтому не понимаю, как с этим взаимодействовать. Чтобы работать в SMM, надо быть в курсе всего, уметь шутить, но при этом не перебарщивать. Так что это очень сложная и одновременно малоуважаемая работа, как и профессия новостника. Почему-то в медиа считают, что работникам с новостями нужно платить меньше всех, хотя это самые важные люди. То же и с в SMM-щиками.
— В одном из интервью ты сказал, что Леди Гага и Майли Сайрус — лучшие певицы в истории. Почему?
— А кто лучше? Дуа Липа? Нет, не подходит. Тейлор Свифт? Я не слышал ни одной её песни. Это самая загадочная певица в мире, потому что на Руси она нигде не звучит. Мы только по имени её знаем. А у Майли есть выдающийся рок-альбом Plastic Hearts — невероятная вещь. А когда Леди Гага что-то поёт, хочется тут же начать подпевать.
— Хорошая ли Леди Гага актриса?
— Конечно. Хотя я не смотрел «Дом Gucci», потому что все говорили о нём только плохое. А до её появления в «Американской истории ужасов» не дошёл. Закончил этот сериал на втором сезоне.
— Есть ещё какие-нибудь любимые музыканты?
— Джастин Тимберлейк с альбомом Livin' Off the Land.
— То есть тебе нравится поп?
— Да нет, мне всё подряд нравится. Но эти ребята по-настоящему умеют петь. К тому же, у них есть ресурсы, чтобы собрать лучший материал, лучших музыкантов и продюсеров и сделать продукт максимально хорошего качества.
— А Билли Айлиш к этой тусовке не относится?
— Что-то она тоскливая какая-то. Мне она ни для чего не нужна.
— А из отечественных певцов есть любимчики?
— Я вспомнил смешную песню группы Sirotkin — «К водопадам». Она постоянно звучала у нас в «Актрисах». Как-то я встретился с тем, кто знаком с Сироткиным, и даже напел этот трек своим дурным голосом ему в кружочек.
— Что смешного в этой песне?
— Представь себе ситуацию: вы бежите к водопадам и смеётесь. Зачем вы смеётесь? Кто-то пошутил? В какой момент? Я не помню такой шутки, над которой бы смеялся прям долго. А вы бежите и смеётесь. То есть кто-то давно классно пошутил, а вы до сих пор ржёте. Они даже не бегут, а просто идут. Но с музыкой и в отчаянном исполнении Сироткина трек ничего так складывается.
— Бывал на концерте Sirotkin?
— Нет. На все концерты я уже сходил. Больше мне не надо. Куда не придёшь, — одно и то же.
— А если речь о концерте Майли Сайрус?
— На неё я бы сходил. Специально — нет, а вот случайно — вполне. Как однажды ехал ночевать в город Флагстафф. Проезжал через Финикс и решил заглянуть в его центральную часть. Лето, пахнет выпивкой и куда-то идёт миллион маленьких девочек в коротких юбках. Какого чёрта? Оказывается, они все направлялись на концерт Ланы Дель Рей. У меня было время, поэтому я пошёл в кассу, но билетов не оказалось. Зато у выхода встретил мальчугана, торгующего ими. Купил и сходил на концерт. Но Лана почему-то не спела свою главную песню — Summertime Sadness. Так я случайно оказался на её выступлении, хотя никогда не планировал.
— Как часто ты пересматриваешь работы с собой?
— На самом деле, чем дальше — тем спокойнее. К примеру, первые работы обязательно нужно было посмотреть 25 раз. Понять, насколько это не стыдно. Потом как-то проще становилось. Иногда бывают вещи, которые не хочет смотреть моя жена. Значит, нужно найти время, когда я буду один. Иногда сделать это довольно сложно. Некоторые проекты с собой я вообще не видел!
— Приведёшь пример такого проекта?
— Я до сих пор не посмотрел «Чёрную весну». Это чудеса! Но хотя бы читал сценарий и участвовал в процессе, поэтому представляю, что это такое.
— Трейлер наверняка смотрел.
— Смотрел, даже начинал первую серию, но не нашёл времени для продолжения. А чем больше времени проходит, тем сильнее забывается. Плюс, сейчас много всего нужно читать.
— Ты принял участие в новом проекте Владимира Мирзоева «Внутри убийцы». Читал ли ты книгу во время подготовки к роли?
— Нет, даже сценарий не весь читал. Когда у меня очень маленькая роль, я как правило читаю только свою часть. А о важных деталях о взаимодействии с другими персонажами спрашиваю у тех, кто в курсе происходящего. Это нужно, чтобы смотреть проект вместе со всеми, не теряя интереса.
— Мирзоев — неординарный режиссёр. Видел его предыдущие работы?
— Смотрел «Топи». Это было странно и неожиданно. Там всё шло не туда, куда я хотел. Примерно, как в фильмах о постапокалипсисе, когда люди совершают глупые ошибки. Я хотел потрудиться с Мирзоевым, увидеть его работу, поэтому и согласился на маленькую роль.
— В личной беседе ты не раз упоминал сценариста Андрея Золотарёва. Чем тебя привлекают его работы?
— А мне прям нравится читать его сценарии. Я в какой-то момент решил пересмотреть подряд первую «13 клиническую», «Теорию больших денег» и «Вне себя». Андрей очень хорошо расписывает начало, в нём нет никакой тягомотины, персонажи сразу расставлены. Начинается что-то заводное. В итоге не спишь всю ночь, потому что посмотрел семь серий, а восьмую оставил на завтра. Завтракать ведь тоже под что-то надо. А «Слово пацана» я не смог смотреть. Не пошло.
— Расскажи о своей роли в новой «13 клинической»!
— Зритель узнает историю больницы, с чего всё началось. Я играю человека, который придумал это место и начал путь. Это примерно 1976 год. Я там нарядный!
— Ты сказал, что с тобой играет Виктория Исакова, но она ведь героиня первого сезона…
— А вот мы узнаем, как она там оказалась! И как раз сейчас я пойду ей звонить.
— С нарастанием популярности стали ли тебя больше звать в проекты чисто на доверии, без кастингов?
— Нет. Даже по дружбе случаются пробы. Всегда. Серёжа Тарамаев и Люба Львова написали новый и сценарий и заранее представили, что какая-то роль достанется конкретно мне. Но всё равно позвали на пробы, потому что канал, для которого они снимают, настаивает на них, чтобы посмотреть на внешний вид человека и, возможно, предложить ему другого персонажа.
— Бывали ситуации, когда приходилось отклонять предложение знакомого?
— Конечно. Но мне отказывают чаще, чем я им! Когда режиссёры проводят пробы, они сами отбривают десятки человек. И если они обижаются, что кто-то отверг их предложение, — наверное, что-то с ними не так.