Малая родина большой музыки. Как создавалась «‎Сцена — Ростов»

Евгения Зобнина

На фестивале Beat Film Festival в кинотеатре «‎КАРО Октябрь» 9 июня впервые покажут пилот документального сериала «Сцена — Ростов», первую серию в будущем цикле «Город и музыка». Это сериал, придуманный музыкальным критиком Борисом Барабановым. Маленький логлайн, который родился в процессе: «Малая родина большой музыки». Идея в том, чтобы понять, как город — обычный российский город — рождает интересную и разную музыку, которую слушают по всей России. Как время и место повлияло на конкретного музыканта или группу, на их тексты и мелодии.

О картине из первых рук рассказывает автор сценария и режиссёр Евгения Зобнина:


Эту идею Борис принёс в кинокомпанию 1-2-3 Production, потом присоединилась наша студия документального кино «Амурские волны». Необходимо было снять пилот, чтобы понять, как переложить «Гения и место» на российскую провинцию. Первым городом стал Ростов-на-Дону. Кажется, это правда самое музыкальное место в стране. Помимо ростовского хип-хопа с Бастой и Кастой, Ростов был родиной Васи Обломова и суперуспешного электронного проекта ППК. Кроме того, мы обнаружили в музыкальной истории города потрясающую группу «Пекин Роу-Роу». Её лидер Сергей Тимофеев был одним из первых советских акционистов, и если бы не его трагическая смерть в Москве, группа бы встала в один ряд с «Кино» или «ДДТ», и мы все бы знали не только о ленинградском или свердловском рок-клубах, но и о ростовском.

Документалка Aalto — виртуальная экскурсия в жизнь великого архитектора
Рассказываем, почему вам стоит посмотреть документальный фильм про финского архитектора.

Один из первых вопросов, который мы начали обсуждать — зачем зрителю, которому нет дела до «Касты» и Басты, нет дела до Ростова, смотреть это кино? Перечитав биографии наших героев, мы сформулировали эту историю как часть взаимоотношений человека и его родного города. Это любовь к своему дому, это ностальгия по детству и юности? Или их город — это место силы, куда приятно возвращаться, но главное — ненадолго. А может, наоборот, герой ненавидел свою провинцию и сбежал при первой возможности? Или (что редкость) он остался, потому что у музыки нет границ?

Кадр из фильма «Сцена — Ростов» / «Амурские волны»

Все шесть участников фильма абсолютно по-разному относятся к Ростову. Для Басты это родной уголок, в который он всегда рад вернуться. Вася Обломов, напротив, отделяет себя от города и не хочет быть его частью. А Сергей Пименов из «ППК» всей душой возненавидел Москву, вернулся в Ростов и абсолютно счастлив. Это исследование ещё и музыкальное: удивительно наблюдать, как герои пропевают или прочитывают это своё отношение к малой родине, как легко оно обнаруживается.

Ещё одна вещь, которая удивляет, это то, как во время интервью музыканты называли почти всегда одни и те же места. Мы узнали о клубе «Дунька», который в 90-е стал местом притяжения для рокеров, рэперов и даже местных бандитов. Это был такой наш портал, в котором Баста записывался на бобины, Вася Обломов играл первый концерт, а Кирилл Серебренников посмотрел весь мировой кинематограф и решил, что будет режиссёром.

Кадр из фильма «Сцена — Ростов» / «Амурские волны»

Кстати, Серебренников, несмотря на то, что он не музыкант, был очень важным героем для фильма. Не только потому, что он в 90-е работал на местном телеканале и снимал, кажется, всех музыкантов Ростова. Кирилл Серебренников как художник очень точно давал характеристику времени, духу эпохи. Мы снимали его незадолго до объявления что в «Гоголь-центре» сменится художественный руководитель, и кажется, это последнее интервью Серебренникова в зале театра (надеюсь, пока).

Кадр из фильма «Сцена — Ростов» / «Амурские волны»

Фильм получился, на мой взгляд, немного эскапистским. Это побег в детство, в юность, в то время, когда пруд на районе казался морем, а деньги зарабатываются на гитаре в переходе. Во время командировки операторы вставали в четыре утра, чтобы в пять уже ловить южное солнце — так хотелось, чтобы в кадре всё было заполнено светом. Важно было передать эту ностальгию, когда детали стираются и в памяти остаются только ощущения, мимолетные воспоминания, запахи, цвета, и что самое важное —  звуки.

Кадр из фильма «Сцена — Ростов» / «Амурские волны»

После Ростова нам предстоит путешествие ещё в четыре города. Что это за города, мы пока не скажем, но все истории вот-вот уйдут в разработку. Весь цикл выйдет на видеоплатформе Premier и телеканале ТВ-3.


Как «Симфония шума» Мэттью Херберта заставляет слушать, а не слышать
Документалка о феномене Мэттью Херберта — автора заставок к «Евровидению» и нескольких треков для Björk — и его одержимости звуками.

Автор студии документального кино «Амурские волны». Сняла сериал о современных мошенниках (Кинопоиск HD), фильмы-расследования о теракте в питерском метро и психоневрологических интернатах (Дождь).

Понятно