Правда или сплетня: стоит ли так ругать новую версию Gossip Girl?

Лиза Маценко

В конце нулевых на экраны вышел сериал «Сплетница» (Gossip Girl), который за несколько лет набрал бешеную популярность среди подростков. История строилась вокруг группы ребят из элитной школы Нью-Йорка, которые делали всё то, что обычно шестандцатилетние дети не могут себе позволить — ездили в школу на лимузине, носили дорогую дизайнерскую одежду, по щелчку пальцев отправлялись в поездки первым классом, устраивали шумные вечеринки в клубах, где всё строилось по сценарию «Секс, наркотики, рок-н-ролл».

Но главным регулятором для этих оторв стали не консервативные родители или строгие учителя, а анонимный блог Gossip Girl («сплетница»), который раскрывал все тайны — любая ошибка и прокол становились достоянием общественности. Такая доступная «недоступность» и отсутствие каких-либо ограничений очень манила юных зрителей, жаждущих взрослой жизни и удовольствий. Но под пеленой бесконечного гедонизма скрывались важные для тинейджеров ответы на жизненные вопросы — как общаться с родителями, кого можно считать лучшим другом и что такое здоровые отношения.

Gossip Girl / CBS

Поэтому, когда HBO Max объявили о ребуте сериала все затаили дыхание — неужели старая добрая «Сплетница» возвращается? Прогрев начался задолго до премьеры: первые слухи появились ещё в июле 2019-го, но тизер вышел лишь в конце мая 2021 года. Накал страстей поднимал и открытый вопрос про появление старых героев. Но реакция на один из самых ожидаемых сериалов лета, который вышел в июле, была неутешительной. Казалось, что фанатам не понравилось ничего: ни интриги, ни скандалы (ни расследования), ни наряды, ни герои, ни старая добрая атмосфера манипуляций.

Ещё с самого начала создатели говорили, что они не будут делать точную копию прошлого сериала — эта версия сложнее, чем ctrl+c из 2007-го, ctrl+v в 2021-й. Да, остаётся прежний сетап: элитная школа, богатые дети, слишком много денег, ещё чуть-чуть и прямо в рай, и вот это всё. Но сама история должна развиваться в современных реалиях (и это не только про стандарты новой этики), и за 14 лет с премьеры первого сезона «Сплетницы» мир успел неслабо измениться. Разбираемся, почему после десятков материалов из серии «Сплетница уже не та» и «10 причин не смотреть перезапуск» мы готовы рассказать, зачем это нужно.

Внимание, небольшая сплетня — дальше будут спойлеры.

Сплетница

Самый спорный момент — это, конечно же, сама сплетница, тот самый анонимный блог, который раскрывает все тайные подробности жизни персонажей. Если в старой версии нас водили за нос все шесть сезонов, заставляя изнемождённо гадать, кто же эта загадочная блогерка с колкими фразочками и тотальным игнором личных границ, то в новой мы узнаём о личности Gossip Girl на этапе создания её профиля в Instagram (да, сайты уже не в моде). И это оказывается не школьник, а группа учителей, прорабатывающих свои детские комплексы с помощью современных технологий.

Мотивация из серии «нас буду уважать, если появится анонимный блог в интернетах», конечно, странноватая, а вот идея с изначальным деаноном работает отлично. Теперь Сплетница становится полноценным персонажем, у которого есть свои переживания, желания и сомнения. Мы не знали, что чувствовал Дэн Хамфри, когда публиковал главные секреты своих близких, — нам досталось всего десять минут объяснений в конце финальной серии. А тут в каждом эпизоде вскрываются проблемы нравственного выбора у группы анонимных блогеров, которые создают Gossip Girl. Зрителю теперь тоже придётся принимать непростое моральное решение — всегда ли действия «Сплетницы» оказываются злым поступком?

Gossip Girl / HBO Max / 2021

Герои

Похоже, детская игра «соедини одно с другим» снова в трендах, потому что иначе невозможно объяснить постоянное сравнение героев новой «Сплетницы» со старым составом. Пары двойников-то формируются, но с постоянной оговоркой: «Он такой же, но…» Поэтому каждая такая теория по поиску псевдо-Блэр или новой Серены выглядит неправдоподобно. Да, у некоторых одинаковые правила жизни (например, ловеласы Чак Басс и Макс Вульф), но тут вопрос не прошлых персонажей, а школьных архетипов. На подобных социальных ярлыках строится практически любой сериал или фильм про школьников: всегда есть плохиш, ловелас, ботаник, звезда и так далее.

Говорят, что новые школьники из элитной школы Констанс получились слишком блеклыми на фоне взрывной Дженни, непостоянной Серены или творческого Дэна. Но дело не в интенсивности черт характера, а в современном мире. Дети сейчас взрослеют быстрее, и этап максимализма, когда мир чётко делится на чёрное и белое, проходит раньше. Каким бы хайповым ни был тренд на осознанность, теперь это наша реальность, и герои новой «Сплетницы» с более тонким строением личности отлично вписываются в такую концепцию.

Gossip Girl / HBO Max / 2021

Старые персонажи

Как часто бывает в ребутах, сериал обращается к прошлым персонажам и делает это сразу на нескольких уровнях. Есть верхний — это отсылки в лоб, которые создают некий «мостик» между двумя версиями «Сплетницы». Например, блог появляется, потому что группа учителей вспоминает про творчество Хамфри, Нейта Арчибальда припоминают как уважаемого человека в Нью-Йорке, на вечеринку заявляется успешная журналистка Нелли Юки, а одной из главных героинь помогает сын Джорджины Спаркс. Большинство отсылок идут for fun, что заставляет задуматься об эксплуатации старых образов ради просмотров.

Тогда на помощь приходит второй слой с тайными пасхалками, которые приводят в восторг. Например, образ учительницы Кейт в первой серии — это тот самый аутфит, который был на Серене в пилоте старой «Сплетницы». Тогда it-girl была одета по последней моде, а Кейт в попытках понравиться своим ученикам в наряде 14-летней давности смотрится фэшн-катастрофой. Ещё одна классная отсылка — это сцена около музея Метрополитен. Джульен повязывает тканевый ободок на шею своей сводной сестре Зое, с которой только что познакомилась. Это один в один конец четвёртой серии второго сезона, когда Серена становится новой школьной «королевой» и отдаёт свой ободок Блэр.

Gossip Girl / HBO Max / 2021

Интриги

Основа прошлой «Сплетницы» — это интриги. Предательства, измены, клевета, слив фотографий и видео, хитрости, подставы, саботаж — эти и десятки других синонимов, которые описывают далеко не самые здоровые человеческие отношения. Они происходили стремительно и разрушали жизнь персонажей. В современном мире, где почти у каждого есть свой психотерапевт, приложение с медитациями и понятия о буллинге и абьюзе, разве такое представляется возможным? Именно поэтому новая «Сплетница» развивается так медленно и не так остро: нельзя выходить с интригами 2007-го в третий десяток этого века. Даже если герои и играют на чувствах друг друга, то они теперь извиняются, стараются разобраться в себе и ищут ответы на непростые вопросы, а не бросаются в новые схемы обмана. Новая «Сплетница» — это отражение поколения Z, а там уже все в курсе, что грубым и злым быть максимально некруто.


Создатели выпустили только половину первого сезона, вторая порция выйдет лишь в ноябре. Да, теперь «Сплетница» — это не тот сериал, ради которого нужно сиюминутно устраивать binge watching, но посмотреть его всё же стоит. Сравнивать его с «Эйфорией» или «Половым воспитанием» бессмысленно, так как у них герои изначально оказываются в других обстоятельствах. Здесь мы смотрим за жизнью будущих блогеров, писателей, творческой богемы и владельцев корпораций. Их подростковый период во многом определит настоящее на годы вперёд, так что мы затаили дыхание и ждём, как же будут раскрываться персонажи в окончании сезона. Что-то подсказывает (и это не Сплетница), что они ещё смогут нас удивить.

Чемпионка по binge-watching в рабочее время, снаружи — Робин Щербатски, внутри — Берти

Понятно